«Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий».
статья на тему
В данной статье мною обобщён свой опыт работы по данной теме. Основная задача опыта: создавать и использовать видеопроекты, где бы дети могли не просто созерцать иллюстративный материал, а и участвовать в действии, отвечать на вопросы, заданные с экрана, выбирать, анализировать, то есть перевести все это в более совершенную интерактивную плоскость.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий».
Ученые подсчитали, что только прослушав информацию дети запоминают 5% из этой информации, через наблюдение и слушание запоминается 25% информации. А когда ребенок видит, слышит и затем выполняет какие-либо действия, происходит 75% запоминание. Эти цифры красноречиво говорят о правильности выбора темы моего опыта работы. Тем более что в основной статье закона об образовании Российской Федерации говорится о необходимости внедрения современных инновационных технологий, а федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают информационно-коммуникационные технологии как одну из составляющих развивающей среды дошкольной организации.
Актуальность опыта работы продиктована самой жизнью. Я поставила перед собой цель: создание банка компьютерных дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Основная задача опыта: создавать и использовать видеопроекты, где бы дети могли не просто созерцать иллюстративный материал, а и участвовать в действии, отвечать на вопросы, заданные с экрана, выбирать, анализировать, то есть перевести все это в более совершенную интерактивную плоскость.
Детский сад, где я работаю, обладает мультимедийным оборудованием, использование которого, несомненно, подняло на более высокий уровень развитие музыкальных способностей моих воспитанников. По силе воздействия на психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Понимая огромное значение информации в современной жизни ребенка, я начала использовать видеоматериалы по всем видам музыкальной деятельности детей (восприятие музыки, вокальные навыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-сенсорное развитие, игра на детских музыкальных инструментах). Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (анимация, видео, звук, интерактивность) позволяют мне использовать цифровое и мультимедийное оборудование, как открытую развивающую среду для развития музыкальных способностей детей.
Материалы педагогического опыта соответствуют основополагающим положениям (закономерностям, принципам, подходам) современной педагогики, психологии и методики преподавания. Данный опыт базируется на общеизвестных дидактических принципах: научности и доступности, интеграции и наглядности.
Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Передо мной встал ряд общих задач, таких как: вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства, развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам. Чтобы добиться развивающего эффекта музыкальности детей я стала активно использовать информационные технологии, активизирующие и развивающие детей. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес его не угаснет. Видеоматериал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания.
Информационно-коммуникационные технологии делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, можно реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
Фрагменты занятий, на которых используются информационно-коммуникационные технологии, несомненно, гораздо больше привлекают внимание ребят. Наблюдая за происходящим на экране, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, ребенок получает огромное эмоциональное наслаждение. Из всего выше сказанного вытекает основная идея опыта, которая заключается в гармоничном соединении информационно-коммуникационных технологий с традиционными средствами музыкального развития ребенка.
Мультимедийные пособия опыта работы разработаны и эффективно используются в моей практической деятельности в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы. Видеоматериалы являются дополнением к традиционным наглядным методам и средствам обучения.
В своих видеопроектах, презентациях, клипах, видео партитурах и т. д. я использовала материалы из детского игрового фольклора, стихи современных авторов, которые содержат яркие художественные образы, лаконичны, а поэтому легко запоминаются и не представляют сложности при их повторении.
Для эмоционального восприятия музыки: я применяю такой приём, как сочетание музыки с анимационными эффектами, который способствует более эмоциональному восприятию детьми музыкальных произведений. Мультимедийные иллюстрации помогают определить характер музыкальных произведений. Анимационные фоны создают эмоциональный положительный настрой у детей. При знакомстве с творчеством композиторов, использование компьютерных программ позволяет детям слышать чистое профессиональное исполнение классических произведений, сопоставить услышанное и увиденное.
Использование ИКТ делает музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, мною реализуется на практике идея индивидуализации обучения детей. Это прослеживается на примере симфонической сказки «Петя и волк», где дети, используя каждый свой индивидуальный базовый уровень знаний, получает знания о музыкальных инструментах, особенностях звучания каждого из них. Очень нравятся детям игры на различение характера мелодии, определение различных жанров, закрепление программного музыкального материала, такие как «Вот так зайцы!», «Лошадка», «Бабочки на лугу», «Петушок заболел, выздоровел», «Чьи башмачки, и чья шапочка?», «Что делает кукла», «В гостях у Феи» и другие.
Для развития ритмического слуха вместо значков я использую образы (четверные длительности–крупные картинки, восьмые длительности– маленькие), что способствует большей заинтересованности детей. Мною были использованы такие игры как «Веселые Матрешки», «Прохлопай ритм», «Ритмические загадки» и др. Дети прохлопывают ритм, изображенный на экране. Это кадры сказочных персонажей, животных, птиц, насекомых, цветов, что способствует расширению представлений об окружающем мире.
В игре на детских музыкальных инструментах используемые презентации, видео-партитуры дают возможность проявить детям свои творческие способности. Видеопроекты для игры на музыкальных инструментах предполагают самое первое знакомство детей с натуральным звучанием музыкальных инструментов. Например, вряд ли в «живую» дети могут услышать звучание органа, челесты, да и всем знакомые музыкальные инструменты скрипку, рожок и свирель и т. д. А вот увидеть и услышать эти инструменты, побывать в концертном зале, можно с помощью средств мультимедиа.
Для обучения музыкально-ритмическим движениям и танцам я предлагаю компьютерное пособие - мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев. И как заинтересовывающий момент дети смотрят на своё творчество с экрана.
В таком направлении, как пение, я предлагаю детям видео – иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков («Лесенка», «Веселые капельки», «Снежинка», «Куда летит пчелка» и др.). Это более заинтересовывает детей и привлекает к пению. Разучивание с детьми песен с использованием мнемотехники способствует более быстрому запоминанию текста (Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания). Cистема специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации): например, «Солнышко» муз. И сл. А.Ярановой. Использование информационно-коммуникативных технологий помогает раскрыть художественный образ песни, добиться того, чтобы он дошел до каждого ребенка, увлек его.
Используя в структуре занятия включения видеоролика, различных творческих заданий, я тем самым способствую развитию творчества детей (с учётом требований СанПин: просмотр видеоролика не более 5-7 минут).
В рамках этого направления также происходит взаимодействие с родителями с целью повышения их компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий в условиях семьи, которое осуществляется в форме тематических и индивидуальных консультаций, предоставления рекомендаций о выборе компьютерных музыкально-развивающих игр, перечня интересных музыкальных игр, сайтов, музыкальных развлечений и праздников с использованием видеопрезентаций, анимационных фонов.
По результатам моей работы с использованием ИКТ у детей повысился уровень эмоционального восприятия музыки, музыкально-ритмических и танцевальных движений, элементарного музицирования на детских музыкальных инструментах, пения. И как результат - улучшение памяти у детей, развитие мышления, воображения, внимания, любознательности.
Итак, использование мною средств информационных технологий позволило сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открыл новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для меня.
Как показала практика, систематическое применение видеопроектов вызывает у детей активный интерес к музыке, способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Новизна мультимедийных средств вызывает удивление и восхищение у дошкольников. Чудеса на экране, почти как чудеса в сказке. Все это умножает силу воздействия, как педагогических приёмов, так и самого искусства. Изучать волшебный мир музыки, оказывается, интересно и очень весело!
Имеется положительная динамика уровня развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий, достигнутая применением элементов представляемого ППО. Разработанная система работы по развитию музыкальных способностей детей, приобщение их к музыкальному искусству через использование информационно-коммуникационных технологий эффективна в работе музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста. Сравнительный анализ показателей формирования музыкальных способностей при реализации данной системы в течение трех лет показал наличие положительной динамики по всем показателям развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Дети стали более способными удерживать внимание на действиях, запоминание происходило быстрее и качественнее, видеопроекты вызывали у воспитанников неподдельный интерес. При каждой встрече с музыкой создается радостная и творческая атмосфера общения детей и взрослых, благоприятная обстановка для проявления эстетических качеств, развития музыкальных способностей моих воспитанников.
Проведя сравнительный анализ результатов диагностики развития музыкальных способностей детей всех возрастных групп нашего детского сада я выявила значительный рост в развитии музыкальности детей, обучение которых осуществлялось с использованием информационно-коммуникационных технологий. Итоговая диагностика развития музыкального интереса и творческих способностей детей всех возрастных групп показала следующие результаты: 87 % детей имеют высокие и средние показатели по музыкальному развитию: звуковысотному слуху, чувству ритма, динамическому слуху, эмоциональному отклику на музыку, развитию творческих способностей.
Техническое оснащение и творческий подход к задуманному делу, и тогда качество музыкального развития каждого ребенка станет более эффективным, интересным и насыщенным.
Список литературы:
- Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.
- Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.
- Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.
- Калинина Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.
- Леоненко О.Б. Использование мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении // Справочник старшего воспитателя. – 2009.-№4.
- Прищепа С.С., Храмцова Н.В. Информационные технологии в работе ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2008.-№6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованный досуг для детей младшего возраста (3-4 года) с использованием информационно-коммуникационной и игровой образовательных технологий « Кто в теремочке живёт…»
Воспитывать у детей чувство сострадания к другим, желание помочь в трудную минуту, желание жить вместе дружно....
Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий»
Основная идея проекта заключается в интеграции компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс и создание условий в детском саду, в которых ребенок смог бы реализовывать внутренние сти...
Конспект непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе \'\'Домашние животные и их детёныши\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии
Цель: формирование конкретного представления о жизни домашних животных.Задачи:1. Знакомить с домашними животными (их внешним видом, значением для человека);2....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП» «Как ребята весну спасали» (для детей младшего возраста 3-4 лет) с использованием информационно-коммуникационных технологий
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 86 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Невского района г.Санкт-Петербурга...
К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры
К вопросу о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ с помощью музыкально-дидактической игры The question of the development of creative abilitie...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности (познавательное развитие) в средней группе \'\'Дикие животные и их детёныши\'\' с использованием информационно-коммуникационной технологии
Цель: формирование конкретного представления о жизни диких животных....
«Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии».
laquo;Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности через использование ТРИЗ- технологии»....
- Мне нравится (3)