Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий»
консультация по информатике на тему
Основная идея проекта заключается в интеграции компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс и создание условий в детском саду, в которых ребенок смог бы реализовывать внутренние стимулы к сохранению и укреплению здоровья, овладеть навыками осознанного и безопасного поведения на улицах города, дома, на природе, приобрести начальный опыт компьютерной грамотности. Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий» является долгосрочным, концептуальным проектом детского сада и в настоящее время реализуется как инновационное направление развития дошкольного учреждения. Интерактивное образование имеет огромное влияние на интеллектуальное развитие и творческое воспитание дошкольника, ведь в руках грамотного педагога компьютер становится одним из средств общения и взаимодействия с ребенком, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения, при разумном обращении с ним – непосредственно влияющим на формирование у дошкольника потребности в здоровом образе жизни. Интерактивное образование мы выделяем в отдельное направление, а интегрируем его в познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
«Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий»
Разработчик проекта: старший воспитатель Афанасьева М.Г.
Направление реализации проекта: "Формирование развивающей предметно-пространственной среды ДОО".
Срок реализации проекта: 2017-2019 годы
Ключевые слова проекта: образовательные информационные технологии, правила безопасности, интерактивные игры, безопасное пространство.
Краткое описание инновационного проекта.
Основная идея проекта заключается в интеграции компьютерных технологий в воспитательно-образовательный процесс и создание условий в детском саду, в которых ребенок смог бы реализовывать внутренние стимулы к сохранению и укреплению здоровья, овладеть навыками осознанного и безопасного поведения на улицах города, дома, на природе, приобрести начальный опыт компьютерной грамотности.
Инновационный проект «Формирование основ безопасности у дошкольников через использование информационно-коммуникационных технологий» является долгосрочным, концептуальным проектом детского сада и в настоящее время реализуется как инновационное направление развития дошкольного учреждения.
Интерактивное образование имеет огромное влияние на интеллектуальное развитие и творческое воспитание дошкольника, ведь в руках грамотного педагога компьютер становится одним из средств общения и взаимодействия с ребенком, отличным учебным пособием и даже источником вдохновения, при разумном обращении с ним – непосредственно влияющим на формирование у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Интерактивное образование мы выделяем в отдельное направление, а интегрируем его в познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое и художественно-эстетическое развитие детей.
Актуальность проблемы.
Анализ статистических данных о состоянии детского травматизма по Московской области показал необходимость акцентирования внимания всех взрослых на главной ценности – жизни и здоровье ребенка. Оценка исходного состояния определила необходимость поиска новых форм работы.
Такой формой было выбрано использование информационных компьютерных технологий. С помощью разработки и внедрения инновационного проекта по формированию основ безопасности через использование информационно-коммуникационных технологий в деятельность детского сада мы предполагаем решение приоритетной задачи по охране жизни и здоровья детей.
- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации через апробацию активного применения информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
- Систематизация знаний ребенка о соблюдении личной безопасности.
- Осознание ребенком информационно-коммуникационных технологий как источника информации (поиск ответов на вопросы с помощью взрослого).
- Возможность наглядного изучения информации и моделирования опасной для ребенка ситуации с помощью интерактивной техники.
- Обогащение информационной культуры родителей в вопросе использования компьютерных технологий для формирования у ребенка основ личной безопасности.
Обоснование значимости проекта
Развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования компьютерных технологий в образовательных организациях.
Данный проект может быть использован педагогами и методистами дошкольной организации независимо от реализуемой образовательной программы и типа дошкольной организации. Проект предназначен для использования в полном объеме или фрагментарно в любой дошкольной образовательной организации Российской Федерации.
В процессе реализации данного проекта в дошкольной организации произойдут следующие изменения:
- систематизация компьютерных развивающих и обучающих программ по формированию основ безопасности у дошкольников;
- мотивация родителей на совместную развивающую деятельность с педагогами по данной теме;
- получение и закрепление детьми на практике правил безопасного поведения в окружающей действительности;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации (интерактивное оборудование, игры, пособия, дидактические материалы)
- виртуальное общение всех участников образовательного пространства.
Новизна проекта.
Создание новых педагогических условий по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста, которые не использовались в массовой практике:
- в дошкольном учреждении функционирует кабинет образовательных информационных технологий, где реализуется программа «Дети и компьютер». Цель: расширение у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни. В основе программы лежат анимации и красочные интерактивные задания, загадки, игровые упражнения и вопросы, разработанные с учетом психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста.
- специалистами дошкольной организации осуществляется активное использование мультимедийных средств обучения, ведется работа по созданию педагогических проектов по теме проекта.
- воспитателями разработаны циклы интегрированных занятий, в основе которых лежит применение мультимедийных средств по формированию у старших дошкольников основ личной безопасности.
- осуществляется работа с детьми старшего дошкольного возраста в кружке «Мультфильмы о безопасности».
Цель проекта. Создать модель обновленной системы образования по формированию у дошкольников сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности через использование инновационного информационно-коммуникационного образовательного пространства дошкольной образовательной организации.
Ключевые задачи проекта:
- Формирование пакета нормативно-правовой базы, информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации по теме проекта.
- Организация специальных условий, способствующих формированию у детей навыков осознанного и безопасного поведения, представлений о самоценности здоровья с помощью информационно-коммуникационных технологий;
- Использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические тренинги, педагогические проекты, использование информационно-коммуникационных технологий-технологий) и дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы дошкольной организации.
- Использование педагогами разнообразных форм повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы, публикации опыта работы в средствах массовой информации, создание педагогами собственных образовательных ресурсов, клубов по профессиональным интересам и т.д.); широкое применение инновационных авторских технологий в своей практической деятельности.
- Разработка перспективного планирования, интегрированных занятий по формированию основ безопасности и апробация мультимедийных средств на их основе.
- Популяризация деятельности детского сада среди образовательных учреждений города, области, страны через сайт дошкольной организации.
- Применение интерактивных методов в работе с родителями (сотрудничество с семьей в вопросах использования информационно-коммуникационных технологий дома).
Ожидаемые результаты проекта.
- создание модели обновленной системы образования, определению ее целей, задач, форм работы с участниками образовательного процесса в детском саду по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, элементарных навыков заботы о своем здоровье.
- улучшение показателей психического и соматического здоровья детей, приобретение навыков заботы о своем здоровье, приобщение к здоровому образу жизни.
- обогащение педагогического опыта у родителей: осознание базовых потребностей ребенка в овладении компьютерными технологиями для его комфортного психофизического развития.
- повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов, использование приобретенного опыта работы в проектной деятельности и инновационной работе с дошкольниками.
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования интерактивными средствами обучения.
- повышение имиджа организации и заинтересованности родителей в деятельности детского сада через размещение информации на сайте дошкольной организации.
- создание системы обмена инновационным педагогическим опытом в дошкольных образовательных организациях Московской области и других регионах Российской Федерации.
Ожидаемая практическая значимость проекта для системы образования Московской области.
Реализация инновационного проекта поможет распространению и обмену опытом работы по формированию современной развивающей предметно-пространственной среды дошкольных учреждений Московской области.
- подготовка и внедрение программы по обучению детей основам личной безопасности через применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности дошкольных организаций (видеоролики, презентации, сборник методических разработок).
- расширение сферы профессионального партнерства дошкольных образовательных учреждений Московской области по формированию основ безопасности дошкольников через применение информационно-коммуникационных технологий в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
- практическое содействие формированию информационно- коммуникативной компетенции родительского сообщества и общественности Московской области.
- повышение интеллектуального и культурного уровня, профессиональной компетентности педагогов системы образования Московской области
- апробированная модель может стать базой для организации инновационной площадки для органов управления образования, руководителей и методистов дошкольных образовательных организаций Московской области.
Календарный план реализации проекта
№ | Этап проекта | Наименование мероприятие проекта | Содержание мероприятия | Срок или период (в мес.) | Ожидаемые результаты | Предшествующие мероприятия | Исполнители | Механизмы контроля | Создаваемые объекты интеллектуа-льной собственности |
1 | Организационно-подготовительный | 1. Создание необходимых условий для реализации проекта | - Анализ материально-технической базы детского сада. -Анализ развивающей предметно-пространственной среды на соответствие федеральному государственному образовательному стандарту | январь 2017г.- август 2017г. | Увеличение количества пользователей Интернет-ресурсами. Увеличение количества участников родительского сообщества в Интернет общении | -Создание рабочей группы проекта. -Обеспечение работы Интернет-ресурсов через заключение договоров с Интернет-поставщиками | Заведующий, старшие воспитатели, специалисты детского сада | Администра- тивный контроль установленных программ и персональных сайтов групп и сайтов педагогов детского сада | Нормативно-правовая база проекта |
2. Разработка нормативно-правовой базы проекта | Издание приказов, положений, создание рабочей группы, подготовка проекта | январь 2017г.- август 2017г. | Систематизация нормативно-правовой базы проекта | -Подбор необходимой литературы -Изучение опыта по теме проекта -Составление плана работы по инновационному проекту | Заведующий, старшие воспитатели, специалисты детского сада | Администра- тивный контроль | Нормативно-правовая база проекта | ||
3. Проведение анкетирования родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах формирования здорового образа жизни через использование информационно-коммуникационных технологий» для проведения онлайн-консультаций | Составление и раздача анкет родителям детей старших и подготовитель-ных групп | Январь 2017г. | Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах формирования здорового образа жизни дошкольников | Анализ методической литературы, подбор вопросов для анкеты | Администрация детского сада | Итоговая справка по результатам анкетирования родителей | Рекомендации | ||
2 | Деятельностный (непосредственное исполнение мероприятий проекта) | Создание информатизационно-коммуникаци-онного пространства, оптимизация педагогического процесса | Обогащение развивающей предметно-пространст-венной среды информационно-коммуникацион-ными средствами | сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г. | 1.Приобретение интерактивных досок в старшие и подготовительные группы. 2.Приобретение планшетов в кабинет образовательно-информационных технологий 3. приобретение видеокамеры | Приобретение и изготовле-ние пособий, оборудования, необходимых для реализации проекта | Заведующий, старшие воспитатели, специалисты детского сада, воспитатели | Назначение ответственных | Накопленный материал по опыту работы в организации развивающей предметно-пространст-венной среды |
- родительские собрания, консультации в форме вебинара | Работа по повестке собрания | сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г.- 1 раз в квартал | Повышение уровня родительской компетенции | Подготовка материалов собрания, рассылка приглашений родителям по электронной почте, на сайте детского сада | Администрация, педагоги детского сада | Администра-тивный контроль | Материалы вебинара | ||
«Горячие линия» (вопросы поступающие по телефону) | Ответы на поступившие вопросы через сайт детского сада | сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г. | Оперативное решение актуальных проблем | Информиро-вание о начале работы «Горячей линии» в соцсетях | Администрация, педагоги детского сада | Регистрация входящих звонков | Журнал актуальных вопросов | ||
Консультации воспитателей, специалистов на сайте детского сада | Доступ к информации по запросу родителей | сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г. | Повышение уровня родительской компетенции и оперативное решение актуальных проблем | Анализ звонков «Горячей линии» | Администрация, педагоги, специалисты детского сада | Администра-тивный контроль | Сборник рекомендаций педагогов | ||
Проведение мастер-классов: - «Здоровый малыш» в режиме онлайн - «Ребенок и компьютер» | Обмен опытом педагогов с родителями по закаливанию и оздоровлению детей в домашних условиях. Обзор обучающих компьютерных программ. Рекомендации педагогов по организации деятельности ребенка с компьютером | сентябрь 2017г.- декабрь 2018 г. | Создание программного продукта: обучающие программы дидактического типа по формирова-нию основ безопасности. Развивающие программы познаватель-ной направленно сти | Составление плана работы мастер-классов | Родители, дети, воспитатели | Рекомендации, размещенные на сайте детского сада | Книжка-малышка с рекомендациями о здоровом образе жизни | ||
3
| Заключительный | Подведение итогов работы: мониторинг результативности проекта «Удовлетворенность родителей работой детского сада по реализации инновационного проекта». | Проведение опроса родителей в интерактивном режиме. Участие в семинарах, конференциях, проведение открытых мероприятий, публикации в профильных изданиях. | Сентябрь 2018г.- апрель 2019г. | Положительная оценка деятельности детского сада родителями. Улучшение качества взаимодействия с родителями | Обобщение опыта работы по инновационному проекту: работа над проектами, докладами, публикациями, разработка конспектов открытых мероприятий | Заведующий, старшие воспитатели, специалисты детского сада, воспитатели | Назначение ответствен- ных | Справка по итогам опроса родителей. |
Дессиминация опыта – издание готового проекта | Обмен опытом в интерактивном режиме между образовательными организациями городского округа Подольск и Московской области | май 2019г. | Развитие дошкольного образования Московской области. | мероприятия в рамках реализации инновационного проекта | Заведующий, старшие воспитатели, специалисты детского сада, воспитатели | Назначение ответствен- ных | Сборник методических рекомендации по созданию развивающей предметно-пространст-венной среды |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт "Использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать сотр...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ «Использование информационно-коммуникационных технологий и интернет - технологий – ключ к успешной коррекции речевых нарушений»
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, так как возникает потребность в обновлении содержания образования и достижения нового к...
Инновационный педагогический проект "Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающем процессе. "Я здоровым быть хочу - я здоровье сберегу"
Охрана и укрепление здоровья детей - одна из важнейших задач специального (коррекционного образования). В настоящее время выявлено...
Городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования" © Ссылка на источник: http://sch222s.mskobr.ru/common_edu/strukturnoe_podrazdele
23 апреля в школе состоялся городской научно- практический семинар в рамках региональной инновационной площадки - " Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования....
Доклад «Инновационная проектная деятельность с использованием ЛЕГО технологии для дошкольников»
Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования к оргнизации работы ДОУ. Применение инновационных под...
«Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»
Использованиеинформационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»...
Формирование навыка правильного звукопроизношения через современную игровую технологию - "сказкотерапия" (через многофункциональное игровое пособие "Теремок")
В статье представлены фото и краткое описание многофункционального пособия «Теремок», которое способствует развитию речи, автоматизации и дифференциации звуков, развитию памяти, внимания, ...