Проект "Здравствуй, малыш!"
проект (младшая группа) на тему
проект по адаптации в группе раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptatsiya.docx | 702.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждениедетский сад общеразвивающего вида
«Солнышко» с. Тербуны
Тербунского муниципального района Липецкой области
Утверждаю:
заведующий МАДОУ
детский сад «Солнышко»
__________ (Хромых В.В.)
Воспитатели: Парахина Л.Н.
Караваева О.Н.
2017
Тип проекта: информационный, практико-ориентированный.
Вид проекта: фронтальный.
Продолжительность: среднесрочный с 1 по 29 сентября (1 месяц).
Участники проекта: дети группы раннего возраста №1, родители, воспитатели.
Актуальность темы:
Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей.
Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей, снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период, активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей, формирование у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно облегчить адаптацию детей к дошкольному учреждению.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Цель проекта: создание благоприятных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через различные виды деятельности.
Задачи:
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- Развитие игровых навыков, произвольного поведения;
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации;
- Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Участие родителей в реализации проекта: помощь в оформлении изготовлении игрушек – шумелок, фотовыставки «Моя любимая игрушка».
План реализации проекта:
Образовательные области/ Вид деятельности | Формы и содержание работы |
Физическое развитие Формирование культурно-гигиенических навыков. | Формирование элементарных навыков самообслуживания: показывать, как одеваться, держать ложку или чашку, ходить на горшок, мыть руки. Игры на формирование КГН: «Водичка, водичка», «Мыльные перчатки», «Почистим зубки», «Кукла заболела», «Носики – курносики». |
Релаксация | Развивающий мультик для самых маленьких «Мыльные пузырьки», Музыкотерапия: Слушание колыбельных песен, Прослушивание шума моря, слушание пения птиц. |
Подвижные игры | (игры с музыкальным сопровождением) «Солнышко и дождик», «Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «Поезд». |
Пальчиковые игры | Пальчики здороваются», «Шарик», Сорока- белобока», «Бараны», «Мышонок». |
Социально – коммуникативное развитие Игровая деятельность | Игры для налаживания контакта с ребенком: «Привет – пока», «Дай ручку!», «Хлопаем в ладоши», «Лови мячик», «Котенок», «Шарик». Адаптационные игры «Покружимся», «Прячем мишку», «Солнышко и дождик», «Поезд», «Солнечные зайчики», «Передай колокольчик», «Подуй на шарик», «Нежно гладим мы зверят», «Веселые платочки», «Привет дружок – пока дружок», «Заиньки», «Румяные щечки», «Поезд». «Мы топаем ногами». Игры, направленные на освоение окружающей среды: «Найди игрушку», «Чьи вещи», «Найди свой шкафчик». |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций о детях, о детском саде, о том, что они делают в детском саду. Экскурсия по группе, раздевалке. Цикл занятий в адаптационный период «Шумелочки», «В гостях у Котика», «Веселое солнышко», Дидактические игры: «Дай что звучит», «Принеси красный (синий и т.д.) кубик» «Собери пирамидку», «Чудесный мешочек», «У меня игрушки есть, всех мне их не перечесть».
|
Речевое развитие | Сказкотерапия «Почитай мне сказку» Русские народные сказки «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок». Чтение потешек для сопровождения режимных моментов, «Кто из нас хороший», Потешки на умывание: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Теплою водою руки чисто мою», «Ай, лады-лады-лады, Не боимся мы воды…» Потешки на обед: «Утка-утенка, Кошка – котенка…»«Это - ложка, это - чашка.» Потешка для тех, кто плачет: «Не плачь, не плачь, детка...» Потешка на одевание: «Вот они, сапожки…» |
Художественно – эстетическое развитие. | Рисование пальчиковыми красками: «Ладошки», «Дорожки», «Идет дождь». |
Совместная деятельность детей и взрослых. | Телесная терапия «Обнимашки», Греем ручки». Минутки вхождения в день. Музыкотерапия: слушание музыкальных произведений. |
Взаимодействие с семьёй. | Консультация «Первый в жизни коллектив», Памятка «Режим дня!» Анкета «Готовность ребенка к детскому саду!», Буклет «Адаптация ребенка к условиям детского сада», Материал в уголок для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад», «Почему ребенок плачет и как лучше прощаться!» Памятка «Адаптация ребенка раннего возраста к детскому саду», Консультация «Что воспитывает детский сад?» Анкета «Как прошла адаптация?» |
Предполагаемый результат:
В группе пополнены картотеки игр для детей раннего возраста.
Дети:
- Легкая степень адаптации детей к условиям детского сада.
- Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу и воспитателю.
Родители:
- Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
- Вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Продукт проектной деятельности: фотовыставка «Моя любимая игрушка», книжка – малышка «Потешки для сопровождения режимных моментов».
Список литературы:
1) Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
2) Н.Ю. Галой Игровые сеансы с детьми раннего возраста – Волгоград: Учитель, 2015.
3) Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4) Е.В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение. 1988
5) Костина, В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. //
Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.
6)Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы
московских педагогов) . М., ЛИНКА - ПРЕСС. 2005.
Электронные образовательные ресурсы:
Международный образовательный портал Maam.ru - http://www.maam.ru/;
Социальная сеть работников дошкольного образования - http://nsportal.ru/;
Сайт для воспитателей детских садов http://dohcolonoc.ru/.
Этапы реализации проекта
Подготовительный
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
Разработка конспектов адаптационных занятий,
Разработка консультаций для родителей, информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»;
Разработка анкет для родителей;
Составление плана работы с детьми и родителями.
Основной этап.
Заполнение адаптационных листов.
Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.
Проведение адаптационных мероприятий с детьми раннего возраста (согласно плану).
Завершающий этап.
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
Подведение итогов адаптации.
Организация процесса адаптации детей раннего возраста.
- Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
- Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад.
- Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый"и "ребенок – ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.
Модель организации адаптационного периода.
- Индивидуальный подход к ребенку:
- использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов;
- учет домашних привычек;
- использование колыбельных при укладывании детей спать.
- Игры с воспитателем.
- Игры- забавы.
- Побуждение ребенка к общению со сверстниками:
- игры ребенка рядом со сверстниками;
- приучение к объединению в игре с другим ребенком;
- ситуации, общение;
- использование фольклора.
- Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
- Контроль за физическим состоянием ребенка.
Адаптационный период к новым условиям у каждого ребенка протекает по-разному. В среднем этот период занимает от 2 до 5 недель. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений.
Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 - 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях.
Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2 - 3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.
В конце адаптационного периода было проведено анкетирование родителей
по вопросам адаптации детей к детскому саду (анкета №2).
Вопросы анкеты | Ответы родителей |
1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду: | |
А) ребенок адаптировался полностью | |
Б) ребенок утром не хочет идти в детский сад | |
В) ребенок иногда не хочет идти в детский сад | |
Г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду | |
2. Как протекала адаптация Вашего малыша к детскому саду? | |
Ребенок шел в детский сад: | |
А) с плачем | |
Б) с уговорами | |
В) без эмоций | |
Г) с удовольствием | |
3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию: | |
А) действия всех сотрудников | |
Б) совместные действия сотрудников и родителей | |
В) действия родителей | |
4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада: |
|
А) обычным | |
Б) отказывался от еды | |
В) плохо засыпал | |
Г) был сильно угнетен | |
Д) полон впечатлений | |
Е) все эти факторы имели место |
Анализ анкеты «Готовность ребенка к детскому саду!»
По результатам анкетирования родителей можно сделать вывод, что преобладает средняя и сложная степень адаптации.
Анализ бесед с родителями по вопросам готовности поступления детей в детский сад показал, что из 17 поступивших детей, 10 человек условно готовы к детскому саду.
Анализ адаптации (анкета №2)
Анализ адаптационных листов
Выводы:
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Подводя итоги можно отметить, что
- 5 человек прошли адаптацию в легкой степени. Поведение нормализовалось в течение 1 недели, сон восстановился в течение 2 недель.
Легко адаптирующиеся дети отличаются хорошим аппетитом, бодрым настроением, коммуникабельностью, доброжелательностью, любознательностью.
- 7 человек – в средней тяжести, им потребовалось больше времени для привыкания, отмечалось неустойчивое настроение, пропуски по болезни ребенка.
- У 3 детей была усложненная адаптация. Эти дети часто болели, у них плохой аппетит, поверхностный сон, неустойчивое настроение, плаксивость, обидчивость, застенчивость, плохо шли на контакт с окружающими.
Наблюдение, опросы, анкетирование показало, что на успешную адаптацию детей влияют совместные согласованные действия сотрудников детского сада и родителей.
Анализ адаптационного периода в группе раннего возраста «Капельки»
позволяет сделать вывод, что адаптация детей раннего возраста, поступивших в МАДОУ детский сад «Солнышко» в 2017 – 2018 учебном году прошла благополучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...
Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...
До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).
Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....
статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.
Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....
- Мне нравится (1)