Портфолио воспитателя "Развитие художественно-творческих способностей и воображения через нетрадиционные техники изодеятельности"
методическая разработка на тему
Материал по обобщению и распространению педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал по обобщению педагогического опыта | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218» общеразвивающего вида Индустриального района г. Барнаула Портфолио Баяновой Юлии Владимировны Должность: воспитатель Заявленная категория: высшая
Оглавление 3 Раздел I . Общие сведения о педагоге…………………………………….4 Раздел II . Портрет…………………………………………………………6 Раздел III . Награды и достижения педагога и воспитанников………..10 Раздел IV . Результаты педагогической деятельности………………….16 IV .1.Перечень нормативных документов, которыми руководствуется педагог в своей работе…………………………………………………...16 IV .2. Анализ деятельности педагога по ООП…………………………..17 IV .3. Результаты мониторинга освоения образовательной области «Художественное творчество»…………………………………………..24 Раздел V . Материалы по обобщению и распространению педагогического опыта
Раздел I Общие сведения о педагоге
Фамилия, имя , отчество: Баянова Юлия Владимировна Дата рождения: 17 июля 1977 г. Сведения об образовании: высшее, Барнаульский государственный педагогический университет,1999г., «Педагогика и методика начального обучения», присвоена квалификация: Учитель начальных классов. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №218» Индустриального района г. Барнаула Занимаемая должность: воспитатель Педагогический стаж: 11 лет Педагогический стаж в данном учреждении: 10 лет Сведения о повышении квалификации: «Инновационные и активные методы обучения и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» г.Барнаул, 19.04.2017, продолжительность курсов – 24 часа Наличие учёной степени, звания: нет 5
Раздел II Портрет
Моя будущая профессия была предопределена с рождения. Я родилась в семье педагогов: мать и отец – учителя русского языка и литературы, дядя – учитель физкультуры, тётя – педагог дошкольного образования. С раннего детства вокруг меня царила атмосфера живого общения между учителем и учениками. Мама частенько брала меня на свои уроки и я видела любовь со стороны учеников и уважение со стороны коллег. Организация школьных праздников, проверка тетрадей, конспекты занятий и книги, книги… Мама показала мне достойный пример, поэтому , когда встал вопрос о выборе будущей профессии, сомнений не оставалось: решила поступать в педагогический университет. Таковы были обстоятельства, что проявить себя на педагогическом поприще в школе мне не удалось, но прекрасной альтернативой оказалось преподавание в дошкольном учреждении. На начальном этапе было много сомнений: смогу ли? Как примут меня дети? Это большая ответственность, да и методики преподавания в начальной школе и в дошкольном учреждении существенно отличаются. Но, как показало время, имея активную жизненную позицию, целеустремлённость и оптимизм, можно справиться со всеми задачами и временными трудностями. Одним из важных направлений в своей работе я считаю создание комфортного психологического климата в группе, доброжелательной обстановки. В отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как помогаем переживать трудности. Ведь в течение дня ребёнок переживает всё: радость и недовольство, ссору и примирение, нежелание пойти на уступки и стремление поделиться любимой игрушкой с другом, наказания и прощения, слёзы и смех. И со всеми своими проблемами и вопросами они идут ко мне. И здесь важно выслушать каждого ребёнка, помочь ему, не оттолкнуть. Стараясь выработать свой стиль общения, я поняла главное: ребёнка не надо воспитывать, его надо любить и просто быть с ним рядом. 7
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, через которую ребёнок познаёт мир, развивается физически, приучается преодолевать трудности, общаться со сверстниками. Это определило тему моей методической работы на начальном этапе: «Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр» . Работая в данном направлении, я пополнила картотеку дидактических игр, оформила демонстрационный материал, наглядные пособия, предметные картинки. Творческий подход и использование дидактических игр, развивающих заданий позволило добиться большей активности детей на занятиях и, как следствие, улучшило результаты мониторинга в конце учебного года. Актуальной проблемой современной педагогики является развитие детского творчества. На занятиях по продуктивным видам деятельности я обратила внимание, что дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Продуктивная деятельность играет важную роль в их развитии, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Поэтому следующим направлением своей методической работы я выбрала развитие творческих способностей дошкольников. В данный момент я работаю по теме: «Развитие художественно-творческих способностей и воображения детей через нетрадиционные техники изодеятельности.» Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха. 8
На занятиях по продуктивной деятельности мы с детьми осваиваем такие нетрадиционные техники, как пластилинография, торцевание, скрапбукинг. Данные техники демонстрируют необычные сочетания материалов и очень привлекательны, поэтому технология интересна и доступна ребенку, а по мере овладения техникой у детей формируется своя манера изображения. В ходе работы с нетрадиционными материалами мною отмечено: детям это интересно, они активно включаются в работу, задают вопросы, в своем творчестве проявляются чувства и мысли. Применяя нетрадиционные техники, я всего лишь демонстрирую способ действия с разными материалами и инструментами, а это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы и выражению индивидуальности ребенка. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО. Основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» на непосредственно образовательную деятельность по лепке, аппликации отводится всего 1 занятие в две недели, а занятия по пластилинографии вообще не предусмотрены. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Поэтому был организован кружок по нетрадиционным видам изодеятельности «Волшебный сундучок», разработана рабочая программа по развитию художественного творчества и мелкой моторики рук для детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Дополнительные занятия ведутся 1 раз в неделю, количество детей определяется по их желанию. Мы с детьми участвуем в различных конкурсах на городском, региональном и всероссийском уровнях. Наши успехи отмечены грамотами и дипломами 1, 2, 3 степени. Помимо всех прочих достоинств нетрадиционных техник, такие результаты приносят детям глубокое эмоциональное удовлетворение. 9
Раздел III Награды и достижения педагога и воспитанников
Грамоты, дипломы, сертификаты: 1. Благодарственное письмо от администрации Индустриального района г. Барнаула за добросовестный труд и высокий профессионализм, декабрь 2015 г. 2. Благодарность от администрации МБДОУ «Детский сад №218» за высокий профессионализм , творческий подход к педагогической деятельности и активную жизненную позицию, 2016 г., Барнаул 3. Грамота от Автономной некоммерческой организации - за участие в городском конкурсе фоторепортажей «Будни молодого педагога», 2011г., Барнаул 4. Грамота от Администрации МБДОУ «Детский сад №218» за победу в конкурсе профессионального мастерства, I место, 2011 г., Барнаул 5. Благодарность от Алтайского Государственного Педагогического Университета за подготовку дошкольника к участию в открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего возраста «Первые открытия», с исследовательской работой «Изготовление пластилина в домашних условиях» 2017 г., Барнаул 7. Сертификат участника семинара «Профессиональные конкурсы в образовании», Барнаул, 2011 г. 8. Сертификат участника вебинара «Создание уникальной базы дидактических пособий с учётом возраста детей», Москва, 2013г. 9. Сертификат участника вебинара «Использование настольных и интерактивных игр в практике детского специалиста», Москва, 2014 г. 10. Ноябрь 2014 года – свидетельство о публикации конспекта открытого занятия во 2 младшей группе на сайте «o-gonek» 11. Ноябрь 2014 года - диплом куратора, подготовившего победителя в III Всероссийском творческом фото-конкурсе для детей «Наше лето», III место 12. Декабрь 2014 года – диплом куратора, подготовившего победителя в III Всероссийском творческом конкурсе для детей «Первый снег», III место 11
13. Февраль 2015 года – диплом победителя всероссийского творческого конкурса для педагогов «Детсадовские будни», I место 14. Декабрь 2015 года – диплом куратора, подготовившего победителя международного конкурса «Волшебный мир лепки», II место 15. Апрель 2015 года – диплом победителя во всероссийском конкурсе «Лучшее портфолио педагога, воспитателя», II место 16. Апрель 2015 года – свидетельство о публикации в электронном сборнике «Педагог и творчество» авторской методической разработки интегрированного занятия с применением ИКТ-технологий 17. Февраль 2016 года – диплом куратора, подготовившего победителя в I Всероссийском творческом конкурсе «День Российской Армии» в номинации «Подарок папе», I место 18. Март 2016 года – диплом куратора, подготовившего победителя в XXV Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации «Декоративно-прикладное творчество», III место 19. Март 2016 года – диплом куратора, подготовившего победителя в IV Всероссийском творческом конкурсе для детей «Волшебные открытки», II место 20. Апрель 2016 года – диплом победителя в III Всероссийском фотоконкурсе с Международным участием «Педагог и дети», I место 21. Май 2016 года – Диплом победителя во Всероссийском творческом конкурсе «Изумрудный город» в номинации «Лучшее занятие», I место 22. Сентябрь 2016 года – диплом победителя во Всероссийском конкурсе «Воспитатель-профессионал», II место, на сайте Всероссийского образовательно-просветительского издания «Альманах педагога» 23. Сентябрь 2016 года – Благодарственное письмо от редакции Всероссийского издания СМИ «Альманах педагога» за активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс 12
24. Октябрь 2016 года – диплом победителя во Всероссийском творческом конкурсе для детей и педагогов «Созвездие талантов» в номинации «Методические разработки педагогов», I место 25. Октябрь 2016 года – Благодарность от Администрации МБДОУ «Детский сад №218» за высокий профессионализм, творческий подход к педагогической деятельности и активную жизненную позицию 26. Октябрь 2016 года - Диплом куратора, подготовившего победителя во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации «Декоративно-прикладное творчество», I место 27. Ноябрь 2016 года – свидетельство о публикации в электронном СМИ мультимедийной презентации для педагогов «Многослойная пластилинография или миллефиори» 28. Декабрь 2016 года - Диплом куратора, подготовившего победителя во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» в номинации «Декоративно-прикладное творчество», II место 29. Январь 2017 года – диплом победителя во всероссийском конкурсе «Арт- терапия в современном образовательном процессе», I место 30. Февраль 2017 года – свидетельство о публикации в электронном СМИ конспекта итогового занятия в средней группе «Ключи к знаниям» 31. Февраль 2017 года – диплом победителя во Всероссийской тест-викторине для педагогов с Международным участием «Изобразительная деятельность», соответствует ФГОС 32. Февраль 2017 года – диплом куратора, подготовившего победителя в первом региональном конкурсе для детей и педагогов «Моя Югра» в номинации «Подарок папе», I место 33. Март 2017 года – диплом победителя во всероссийском конкурсе «Мастер-класс в ДОУ», I место 34. Март 2017 года – Благодарность от Администрации центра разработки и проведения Всероссийских и Международных конкурсов, викторин и олимпиад «Изумрудный город» за высокопрофессиональную подготовку участников-победителей и лучшую организацию творчества детей 13
35. Март 2017 года – диплом куратора, подготовившего победителя во Всероссийском конкурсе изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Цветы для мамочки» в номинации «Поделка», лауреат I степени 36. Апрель 2017 – свидетельство о публикации в электронном СМИ, в социальной сети работников образования « ns - portal . ru » конспекта интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста 37. Май 2017 года – диплом победителя во всероссийском творческом конкурсе с Международным участием в условиях реализации ФГОС «Лучший педагог» в номинации «Рабочая программа», I место 38. Май 2017 года – Свидетельство о публикации учебно-методического материала на сайте Всероссийского образовательного портала «Просвещение» 39 . Сентябрь 2017 года - диплом куратора, подготовившего победителя в региональном конкурсе «Моя Югра» в номинации «Декоративно-прикладное творчество», I место 14
Раздел IV Результаты педагогической деятельности
Основные нормативные документы, определяющие правовое содержание работы с детьми и их родителями. Международные документы, касающиеся прав детей: Декларация прав ребёнка. Конвенция ООН о правах ребёнка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Законодательные акты: Семейный кодекс РФ. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном образовании (воспитатель) от 18.10.2013 № 544н) Нормативные документы в области дошкольного образовательного учреждения: Устав дошкольного образовательного учреждения. Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами их заменяющими) ребёнка. 16
Теоретическая база опыта. Актуальность . Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основной целью воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе.» Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка. 17
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Что же понимается под творческими способностями? В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат. Компоненты творческих способностей: 1. творческое мышление; 2. творческое воображение. В связи с введением в действие ФГОС ДО модернизируется система дошкольного образования в России: идет поиск эффективных путей, средств и методов развития детского изобразительного творчества; появляются новые вариативные педагогические программы и технологии; меняются точки зрения на проблему художественного развития и условия формирования художественных способностей; появляются новые художественные приемы и техники. В связи с этим должны измениться и методы работы педагогов в области изобразительной деятельности с дошкольниками. Нетрадиционные способы изобразительной деятельности — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, выражать свои мысли в продуктах деятельности. Поэтому, проанализировав авторские разработки и различные материалы, передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения современных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. 18
Выбор использования нетрадиционных техник художественно-продуктивной деятельности в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества был мною не случаен, так как нетрадиционные формы изобразительного творчества развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Все эти качества необходимо развивать в современном дошкольном образовании, которые являются ключевыми в ФГОС ДО. При взаимосвязи обучения технике изображения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа. Это не мешает ребенку освоить неизвестные способы и приемы, так как воспитатель подводит детей к возможности использовать вариативные приемы. При таком подходе процесс обучения теряет функцию прямого следования и навязывания способов, а ребенок имеет право выбора и поиска своего варианта, проявляя свое личностное отношение к тому, что предлагает воспитатель. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности. Также участие продуктивных видов деятельности велико в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Формирование творческих способностей ребенка обусловлено специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Детское творчество успешно развивается в тех условиях, когда процесс воспитания и обучения планомерный и систематический. Главное заинтересовать ребенка, поддержать его. При этом основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» на организованную образовательную деятельность по продуктивным видам отводится всего 1 занятие в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Поэтому был организован кружок по нетрадиционным видам изодеятельности «Волшебный сундучок». Программа работы кружка «Волшебный сундучок» является моделью совместной художественно-изобразительной деятельности педагога и детей, составлена с учётом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей детей среднего и старшего дошкольного возраста. Одним из несомненных достоинств занятий по продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Изодеятельность позволяет интегрировать различные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественно-эстетическая», «Художественная литература». Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС. 19
Новизна темы. Нетрадиционные техники изодеятельности ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Новизна опыта заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров в художественно – творческом воспитании и развитии детей, обновлении тематики и технологии детских работ за счет учета современных условий, субкультуры детей. Актуальность темы. В своей практической деятельности я столкнулась с рядом противоречий: - между ориентацией нового содержания образования на творческое развитие личности дошкольника и традиционными формами обучения; - между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием творческого воображения; - между необходимостью развития художественно – творческих способностей ребенка и недостатком психолого – педагогических знаний в этой области у педагогов и родителей. Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития художественно-творческих способностей дошкольников. Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности, разработке и апробации программы по развитию художественно-творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционных продуктивных видах деятельности. Цель программы: Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и нетрадиционные техники (пластилинография – для младшего возраста, миллефиори, торцевание, скрапбукинг – для старшего возраста). Создать условия для развития личности, способной к творчеству и самореализации через воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. 20
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи : 1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы о влиянии продуктивной деятельности на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста; 2. Провести диагностику художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста. 3. Отобрать и систематизировать формы организации детей, методы и приемы способствующих развитию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности. 4. Вовлечь родителей в совместную творческую деятельность, формировать их психолого - педагогическую компетентность в области детского художественного творчества. 5. Формировать у детей позицию художника- творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизировать творческие проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа, творческого экспериментирования с изобразительными материалами, применения способов создания по собственной инициативе и в новых условиях, использование разнообразных изобразительных техник и их сочетаний. 6. Развивать у детей компоненты продуктивной деятельности: - целеполагания, - освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности, - развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ. 7. Анализ результатов педагогической деятельности. Принципы построения программы: От простого к сложному. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой. Научность. Доступность. Системность знаний. Воспитывающая и развивающая направленность. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков. Активность и самостоятельность. Учет возрастных и индивидуальных особенностей. 21
Планируемые результаты освоения программы • у ребёнка развит интерес к творческой деятельности; • усвоены основные приёмы работы в техниках: пластилинография, торцевание, скрапбукинг; • мелкая моторика развита на достаточном уровне; • ребёнок проявляет аккуратность при работе с пластилином, различными видами бумаги, умеет последовательно выполнять работу и доводить начатое дело до конца. Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения. В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих. Знакомятся с художественными произведениями , стихами, потешками, пальчиковыми играми. У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине. Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина. У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве. Немаловажен и региональный компонент в обучении. На занятиях кружка дети знакомятся с флорой и фауной алтайского края, в работах используется природный материал. Способы проверки результатов освоения программы проходят в виде смотров-выставок в каждой группе, где в процессе просмотра работ, дети вместе с родителями обсуждают работы, интересуются оригинальностью замысла и воплощением его в работе. 22
Ожидаемые результаты. Для педагога: Создание развивающей среды в группе детского сада. Систематизация собственных педагогических знаний по развитию художественно – творческих способностей дошкольников; Разработка перспективного плана по реализации образовательной области «Художественное творчество». Организация взаимодействия с родителями по развитию художественно – творческих способностей дошкольников, привлечение родителей в совместный творческий процесс. Методы и приемы обучения: Наглядные (показ педагога, пример, помощь). Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок). Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Формы подведения итогов реализации данной программы: выставки, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города. Этапы работы с детьми: • опрос-анкетирование родителей, изучение интересов и потребностей детей; • изучение методических рекомендаций; • создание условий для проведения кружковой работы; • подведение итогов. 23
Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. С целью выявления особенностей художественно – творческого развития и развития изобразительной деятельности дошкольников, использовала методики Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой. Основные методы применяемые для диагностики – это наблюдение за деятельностью детей, анализ продуктов творчества, беседа. В первичной диагностике принимали участие 10 детей в возрасте 6-7 лет. Первичная диагностика показала, что у 30 % (3 ребенка) детей низкий уровень развития художественно – творческих способностей, у 50 % (5 детей) – средний уровень, у 20 % (2 детей) - высокий уровень развития художественно – творческих способностей. Диагностика позволила выявить типичные затруднения детей и спроектировать направления, по которым необходимо корректировать содержание педагогической работы. Наиболее низкие баллы у детей по показателям «способен самостоятельно действовать в повседневной жизни с изобразительными материалами, пластическими материалами, используя различные способы действия с ними», «участвует в обсуждении будущего продукта деятельности». Это говорит о неготовности детей к экспериментальной деятельности, неумению использовать нетрадиционные техники рисования. Многие дети не могут выбрать тему для своих работ, так как их опыт творческой деятельности не богат. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию творческого потенциала детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Поэтому передо мной встала необходимость работы над данной проблемой. Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе. 24
25 Диаграмма развития уровней сформированности продуктивных видов деятельности Аппликация Лепка
Основные направления моей деятельности: Обогащение развивающей среды необходимыми материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и обеспечивающих художественно – творческое развитие. Организация совместной деятельности с детьми через кружок «Волшебный сундучок» и самостоятельной деятельности детей по образовательной области «Художественное творчество» Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми. Развитие собственной креативности. На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Рузанова Ю.В. «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», Вербенец А.М. «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А., общеобразовательная программа Веракса Н.Г. «От рождения до школы », систематизировала полученные знания. Свою работу начала с обогащения развивающей среды. Так, в группе появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности. Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. Вместе с родителями приобрели технологические пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду, открытки, изготовили альбомы «Нетрадиционные техники рисования», «Виды искусства», компьютерные презентации по художественному творчеству, дидактические игры «Говорящие цвета», «Цветные парочки», «Вкусная палитра», «Художник по имени природа», «Одинаковые и разные», «Подбери палитру к картине», «Составь портрет», «Кто есть кто». 26
Второй этап деятельности по своей теме реализовала через разработку рабочей программы по развитию детского художественного творчества и моторики рук у детей среднего, старшего, подготовительного дошкольного возраста. Организовала кружок «Волшебный сундучок», оформила стенд для выставки детских работ. Формы организации занятий: По количеству детей участвующих в занятии – подгрупповая (10-12 человек), индивидуальная. По особенностям коммуникативного воздействия педагога и детей - мастерская, изостудия. По дидактической цели - комбинированные формы занятий. Важно учесть, что организация кружка предполагала: - добровольное (без психологического принуждения) включение в деятельность; -организацию рабочего пространства: места за детьми жестко не закреплены, совместная с педагогом деятельность или самостоятельная деятельность детей может осуществляться в групповой комнате, музыкальном зале и т.д. - возможность ребенка заниматься по своему желанию и интересам. Занятия проводились 1 раз в неделю с сентября по май, длительностью 20 мин. в средней группе, 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе. ООД проводились во второй половине дня. Оптимальное количество детей в группе – 10-12 человек. Критериями отбора являлось желание детей и возрастной принцип. 27
Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляют поделки, картины, открытки, созданные в техниках «пластилинография», «торцевание» и «скрапбукинг». Данные техники привлекли меня своей необычностью, красотой, простотой исполнения, поэтому я приняла решение использовать их в своей работе с детьми. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Освоение отдельных технических приемов пластилинографии вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным. Пластилинография имеет ярко выраженные характерные черты: новизна, креативность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. 28
Торцевание – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Владея такой техникой, используя собственную фантазию можно получить изумительные изделия, картины, панно, открытки, аппликации, которые нравятся не только детям, но и родителям. Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовка», как один мазок кисти в создании картины. Торцевание на бумаге подразделяется на: - контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство); - плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка); - объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение); -многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой). Скрапбукинг (от англ. Skrap – вырезка, book – книга, буквальный перевод – «книга из вырезок») – это вид рукоделия в котором основным материалом является бумага, вид рукотворного творчества оформления открыток, альбомов с помощью тактильных и визуальных приемов: газетных вырезок, записей, наклеек. Пластилинография и торцевание способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть, тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Занимаясь пластилинографией и торцеванием, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. 29
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. С этой целью я провела ряд консультаций для родителей и воспитателей: "Игрушки из бросового материала своими руками", «Пластилиновая живопись», «Как организовать предметно-развивающую среду для развития художественных способностей дома», выступила с докладами из опыта работы: «Развитие художественного творчества у дошкольников». Организовала мастер-класс для педагогов «Миллефиори или многослойная пластилинография» с использованием презентации. Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы: выставка «Красота в жизни, природе и искусстве», выставки рисунков «Золотая осень», «Весенний пейзаж», «Цветные ладошки», выставки поделок из бросового материала «Наши руки не для скуки», «Наши мамы мастерицы», «Зимушка хрустальная». Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Дети и родители участвовали в открытом конкурсе исследовательских проектов и работ для детей дошкольного и младшего возраста «Первые открытия», с исследовательской работой «Изготовление пластилина в домашних условиях» . Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей развитие креативности самого педагога . Занимаюсь дизайном , вместе с детьми оформляем группу картинами-барельефами, люблю вышивать, вязать, занимаюсь квиллингом, торцеванием. 30
Результат моей педагогической деятельности: - Создала развивающую среду в группе. -Родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого-педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности . - Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников. Разработала рабочую программу по развитию художественно-творческих способностей для детей среднего, старшего и подготовительного возраста. Организовала кружок «Волшебный сундучок», оформила стенд для презентации детских работ. Для детей: Дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью. Появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов. Появился интерес к творческому экспериментированию. Субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества. У детских работ появился индивидуальный почерк. Повысился уровень ручной умелости, координации движений. Повысился уровень художественно – творческих способностей. Таким образом, подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие воображения и художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы. 31
Методологическая основа программы: Аверьянова А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», 2008 г. Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» 2003 г. Белошистая А.В., Жукова О.Г. «Бумажные фантазии» 1998 г. Ветлугина Н.А «Художественное творчество и ребёнок» Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Гришечкина С., Козюлина В. «Поделки, игрушки, подарки своими руками», Академия Развития, 2008г. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», «Пластилинография-2» 2001 г. «Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий» 2008 г. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». 2010 г. Никитина А.В «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 2007г. Новикова И. «Объемная аппликация в детском саду», Академия, 2011г. Рахно М.«Открытки своими руками», Академия Развития, 2009г. Тихомирова О.Ю. Лебедева Г.А. «Пластилиновая картина» 2011 г. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», 2012 г. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина» 2010 г. 32
Раздел V . Материалы по обобщению и распространению педагогического опыта
Работа с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками....
Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"
Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......
Презентация "Развитие художественно-творческих способностей и воображения через нетрадиционные техники изодеятельности"
Обобщение педагогического опыта в форме презентации...
Развитие творчески способностей у детей через нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.
Равитие творчески способностей...
Развитие творческих способностей младших дошкольников через нетрадиционные техники изодеятельности
Консультация о необходимости применения нетрадиционных техник рисования в младшем дошкольном возрасте....
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Отчет по самообразованию...
«Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования».
Отчет по самообразованию «Развитие творческого воображения через нетрадиционные техники рисования»....