«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
консультация (конструирование, ручной труд, подготовительная группа) по теме

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gunchenko_e.n.doc360 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА  ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

  

             

                                                                           Гунченко Елена Николаевна

                                                воспитатель

                                                                        МБДОУ МО г. Краснодар

                                                                             «Центр – детский сад № 233»

                                                     

«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка».                                                                                          

 Аристотель

Актуальность.

         Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку:

-  выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире;

- имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Проблема.

         Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Сегодня наше общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Нужны не только знающие, но и способные к творческой деятельности люди.

Нам, взрослым, необходимо развивать в ребенке чувство красоты. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной будет его духовная жизнь.

В последнее время популярной стала нетрадиционная техника рисования. И это не случайно! Казалось бы, для творчества детей придумана масса интересных вещей (цветные мелки, восковые карандаши, краски, гуашь и т.д.), но все это в наше время стало обыденным, «бездушным».  

Чтобы не ограничивать возможности детей я свою рабочую деятельность направила на использование нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Содержание моей деятельности  носит развивающий характер, и направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

- Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, а дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности;

- нетрадиционные техники дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

- владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

        Проведя анкетирование и мониторинг с  родителями «Любит ли ваш ребенок рисовать, лепить, красить, конструировать», я выявила, что в основном родители не уделяют должного внимания изодеятельности из-за ряда причин:

- в силу своей занятости – 52%;

- из-за отсутствия времени – 22%;

- уделяют внимание – 26 %

Цель.

- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использования нетрадиционных техник рисования.

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

1. Учить детей нетрадиционным техникам рисования, сочетая различный материал и технику изображения, самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

2. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности, умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

4. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.

Система работы. Работа по внедрению нетрадиционных техник построена по 3-м блокам:

- работа с детьми;

- Работа с педагогами;

- Работа с родителями.

При обучении нетрадиционным техникам я использую следующие методы и приёмы: 

1. информационно-рецептивный метод который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод который развивает у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую-либо часть, а всю работу.

Практическая значимость.

Результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому я активизирую внимание детей, побуждаю их к деятельности при помощи дополнительных стимулов:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- живая, эмоциональная речь. Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

- использование художественного слова;

- использование музыки.

Я  отобрала    для    работы   с   детьми   те  нетрадиционные  изобразительные техники,  которые  наиболее  доступны,  понятны  и   интересны    ребёнку – дошкольнику.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные техники рисования, которые я использую в работе:

  1. Рисунок своими руками (рисование пальцем и ладошками);
  2. Тычкование;
  3. Рисование расческой, зубной щеткой;
  4. Рисование солью, крупами, печком;
  5. Кляксография;
  6. Изонить;
  7. Монотипия;
  8. Рисование мятой бумагой;
  9. Набрызг;
  10.  Оттиск;
  11.  Тампонирование;
  12.  Граттаж;
  13.  Рисование по мокрому фону;
  14.  Печать.

        Я расскажу о тех техниках, которые наиболее полюбились детям:

Рисование  пальчиком,  ладошкой,  кулачком:

Ребенок опускает в гуашь ладошку (палец) или окрашивает с помощью кисточки (с двух лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование тычком жесткой кисточки.

Работа не может быть плодотворной без сотрудничества с другими педагогами, с которыми я провожу:

- Практикумы: «Игрушки своими руками», «Дары природы», «Подарок папе, дедушке», «Изготовление новогодней игрушки».

- Консультации «Пейзажная живопись», «Развитие творческих способностей детей» и др.

- Видеопрезентации «Хохлома», «Гжель», «Дымковская роспись» и др.;

- Комплексные занятия со всеми педагогами ДОУ: инструктор по ФК, муз рук, препод. англ. яз. «Радуга», «Мой маленький друг», «Не обижайте котенка» и др.

Работа с родителями.

Я уверена, успех  работы  с  дошкольниками во  многом  зависит  от  взаимодействия  с  родителями. Я заметила - чем  теснее взаимодействие с родителями,  тем  успешнее  становится  ребёнок.  Я старалась каждый  успех  своего воспитанника в творчестве и  в  личностном  плане   довести  до  сведения  родителей,  тем самым  ребёнок  имел  возможность  получить  похвалу  не  только  от  воспитателя,  но  и  от  родителей,  что  для  него  очень  важно.

Формы:    выставки, открытые игровые занятия, консультации, показ презентаций, оформление информационных стендов.

        На протяжении многих лет я веду в д/с кружок «Природа и художник», где дети изготавливают игрушки своими руками, используя при этом различные материалы: бумагу, пластилин, вату, крупы, салфетки, природный  и бросовый материалы. Дети очень любят занятия: оригами, плетение из полос, конструирование и роспись деревянных изделий (яйца, ложки, игрушки). На занятиях дети узнают новые материалы, знакомятся с их свойствами. В результате у детей развиваются сенсорные способности, логика, мышление, мелкая моторика, воображение и творчество.

       Оценить динамику достижений детей позволяет диагностика, которая проводится на начало года и на конец года:

Начало года                                                

Конец  года                                                

высокий – 21 %

средний – 42%

низкий – 37 %

высокий – 56 %

средний – 42 %

низкий – 2 %

Данная диагностика позволяет проанализировать и сравнить уровень развития творческих способностей.

Сроки и этапы реализации опыта работы.

В течении 2-х лет:

Подготовительный этап. 2013 – 2014 г.г.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Изучение литературы и материалов по проблеме

в течение года

2.

Анкетирование родителей воспитанников, с целью выявления заинтересованности по данной проблеме.

сентябрь

3.

Разработка учебного плана, перспективного плана для занятий с детьми.

август

4.

Приобретение литературы, методических пособий и материалов по обучению детей нетрадиционным техникам по ИЗО деятельности.

в течение года

5.

Практикум для педагогов ДОУ «Нетрадиционные техники рисования».

февраль

6.

Семинар для педагогов ДОУ «Изготовление новогодних игрушек с детьми».

декабрь

7.

Оформление картотеки игр по ИЗО.

в течение года

8.

Подготовка и оформление консультаций для педагогов и родителей.

март

9.

Сбор фото и видеоматериала по теме.

в течение года

10.

Проведение консультаций для педагогов и родителей.

в течение года

11.

Подготовка разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

в течение года

Обобщающий этап.

2014 – 2015 учебный год.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Открытые просмотры непосредственно-образовательной деятельности по ИЗО для педагогов и родителей.

в течение года

2.

Организация досугов, развлечений для педагогов и родителей.

в течение года

3.

Участие в городских, краевых и всероссийских конкурсах и конференциях.

в течение года

4.

Показ разных презентаций для детей, родителей и педагогов по теме.

в течение года

5.

Наблюдение за самостоятельной и игровой  деятельностью детей.

в течение года

6.

Анализ работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности».

июнь 2014г.

7.

Оформление опыта работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности».

май 2014г.

8.

Опубликование материала из опыта работы:  «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники изодеятельности» в СМИ, на сайте МБДОУ.

в течение года

Ожидаемые результаты от реализации опыта работы.

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Главная цель не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях. Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития мелкой моторики рук ребёнка-дошкольника

Каждая деятельность требует особого рода движений. В  изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом  изображения. В статье представлен опыт работы по развитию...

презентация Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста путем нетрадиционных техник изодеятельности.

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста  путем нетрадиционных техник изодеятельности....

«Использование нетрадиционных техник изодеятельности для развития речи, моторных функций и сенсорной культуры дошкольников с ОНР».

Данный материал раскрывает опыт работы воспитателя по использованию нетрадиционных техник изодеятельности в работе с детьми с ОНР  младшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по художественно - эстетическому развитию (аппликация по средствам нетрадиционной техники изодеятельности) с использованием И.К.Т. «У лукоморья дуб зелёный»

Программное содержание:  Цель занятия: Знакомство с творчеством А.С.Пушкина, развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники изодеятельности.  Задачи: - Формировать ...

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением речи через нетрадиционные техники изодеятельности"

Уважаемые коллеги я расскажу Вам о корейском исскустве «Ханди». Бумага – в переводе на корейский – Ханди. Бумага один из самых распространенных материалов......

Статья "Развитие личности через нетрадиционные техники рисования "

Использование нетрадиционных техник рисования в организованной образовательной работе с ребятами дошкольного возраста – это овладение выразительными возможностями изобразительного материала при ...