Статья "Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода"
статья на тему

Горбачева Тамара Николаевна

Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx372.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях личностно-ориентированного подхода

                                                              Горбачева Т.Н. воспитатель МДОУ 155

     Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Во-первых, личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально-типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.

     Отмечают три составляющие данного подхода.

     Первая составляющая — основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности. Отсутствие их в сознании педагога или искажение их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемой ориентации в педагогической деятельности. К основным понятиям личностно-ориентированного подхода, на мой взгляд, можно отнести следующие:

- индивидуальность — неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

- личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность — человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

- субъектность — качество отдельного человека или группы, отражающие способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я-концепция — осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;

- выбор — осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.

     Вторая составляющая — исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания учащихся. В совокупности они могут стать основой педагогического кредо воспитателя.

     Принципы личностно-ориентированного подхода:

  1. Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
  3. Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей.
  4. Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребёнок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора.
  5. Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.
  6. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля.

     Третий компонент личностно-ориентированного подхода — это технологическая составляющая.

- диалогичность;

- деятельностно-творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- предоставление воспитаннику необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

     Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его субъектности и индивидуальности.

     Воспитатель и родители являются основными воспитателями дошкольников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираться на их помощь и поддержку, объединить общие усилия. (Рис.1)

      Задача воспитателя – создать условия для совместной деятельности «воспитатель – ребёнок – родитель», сделать сотрудничество таким, чтобы оно облагораживало личность, чтобы от взаимодействия воспитателя с родителями ребёнок ощущал радость, желание быть вместе с людьми.

      Если воспитатель, родители и дети объединятся, то такое сотрудничество принесёт всеобщую пользу, будет развивать все положительные качества детской личности.

      К сожалению, еще многие строят процесс взаимодействия с родителями, используя авторитарный стиль общения и совершенно позабыв о демократических стилях, что в результате приводит к появлению неприязни родителей и  ребенка к самому воспитателю. Альтернативой служит личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка. Эта модель обеспечивает психологическую защищенность, доверие к миру, радость существования, способы общения здесь: понимание, признание и принятие личности ребенка, сотрудничество, динамика стилей общения с ребенком. В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией стал переход на личностно ориентированный
характер взаимодействия различных его субъектов, в том числе педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

     Современные родители — это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не
эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью
родительского поведения.
    Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция — помогать родителям самостоятельно           решать жизненные задачи. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель — родитель», требует усилий от педагогического коллектива.
     Огромное значение в работе педагога имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Педагогу необходимо организовать сотрудничество так, чтобы родители чувствовали себя нужными, важными и легко вступали в контакт.

     Выделяют следующие условия взаимодействия:

 - Целенаправленность и систематичность. Активность всех участников в процессе взаимодействия.

 - Мотивированность. Создать ситуации заинтересованности, желание участвовать, видеть в этом реализацию собственных возможностей.

 - Творческая среда. Способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интересы участников процесса.

 - Психологический комфорт. Возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

 - Учёт возрастных особенностей. Осуществить взаимодействие «воспитатель – ребёнок – родитель» на доступном для детского восприятия уровне.

     Работа воспитателя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах ребёнка, формированием общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, его психофизиологических особенностей, в создании условий для физического и духовного развития ребёнка, развития его творческих способностей.

     Стиль отношения воспитателя и родителя представляет собой устойчивую систему методов и средств работы, основанную на определённых принципах воспитательных воздействий на ребёнка. И педагогу и родителям необходимо подходить к каждому ребёнку с оптимальной верой в то положительное, что в нём есть, что можно развить. Помочь ребёнку поверить в свои силы – задача воспитателя и родителя. Эта вера в себя и делает ребёнка субъектом воспитания, когда он сам постепенно начинает ставить перед собой различные задачи и находить средства их решения.

     Полный успех, если вы сумели объединиться с родителями против вашего общего «врага» воспитательной проблемы и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.

     В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению школьников широкое распространение получили такие формы общения с родителями как:

▪ коллективные: родительские собрания, дни открытых дверей, «круглые столы», конференции по обмену опытом воспитания, родительский лекторий, вечер вопросов и ответов.

▪ групповые: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия с родителями, тренинги, конференции, родительские университеты, клубы творчества, семейные клубы, конкурсы семейных газет, участие родителей в спортивных детских мероприятиях.

▪ индивидуальные: беседа, задушевный разговор, консультация, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы.

     Организовав таким образом взаимоотношения воспитателя и родителей можно добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни группы, принимают активное участие в ее работе. Подобные формы дают возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях детского сада; способствуют повышению чувства ответственности за воспитание детей; сплачивают коллектив родителей; положительно сказываются на взаимоотношениях ДОУ и семьи.

     Применение таких форм просвещения родителей, с использованием этапов взаимодействия воспитателя в совместной с семьёй деятельностью по воспитанию личности ребёнка, обеспечивает эмоциональное благополучие.

     Родители должны дать своему ребёнку самому открыться и развиваться, помогая ему, а не делая всё за него и всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

C:\Users\Тома\Pictures\img1_cr.png

Рисунок 1.

Литература:

1. Князева, Н. И. Взаимодействие учреждений дополнительного образования с семьей в нравственном воспитании детей дошкольного возраста : канд. пед. наук. М., 2002. 220 с

2. Дубенский Ю. П. Исследование и проектирование социально-педагогических процессов. Курс лекций. – Омск: ОмГУ, 2008.

3.Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение. – М.: Педагогика, 1991г.

4.Сухомлинский В. А. О воспитании / В.А. Сухомлинский – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей как условие обучения чтению детей !

В современном быстро развивающемся мире постоянно растет количество информации, необходимой для усвоения подрастающим поколениям. В системе образования также происходят преобразования вызванные развит...

Организация социально-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в условиях личностно-ориентированной парадигмы.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Мы все больше приходим к осознанию того, ч...

Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"

laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...

Консультация для родителей "Приоритетные формы взаимодействия педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ДО"

Детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое просвещение....