конспект непосредственно образовательной деятельности "Возвращение пингвиненка домой"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Горланова Тамара Васильевна

Конспект непосрдественно образовательной деятельности расчитан на детей старшего возраста.  Данный материал поможет  воспитателю познакомить детей с  Антарктидой и ее обитателях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrashchenie_pingvinenka_domoy_2.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

                               Возвращение пингвиненка домой.

          Непосредственно-образовательная деятельность                                            

        В старшей группе.

Цель: Закрепление, уточнение, расширение знаний об Антарктиде и ее обитателях.

Задачи: Образовательные.

1.Систематизировать элементарные знания детей об особенностях Антарктиды, ее географическом положении.

 2.Закрепить знания детей о растительном и животном мире Антарктиды.

 3.Выявить знания о животных (пингвинах): внешний вид, характерные особенности, повадки.      

4.Закрепить последовательность чисел от 1 до 8.    

  Развивающие.

1.Развивать познавательную активность, умение делать выводы, дополнять ответы друг друга.

2.Развивать умение наблюдать, описывать, строить предложения, находить причинно-следственные связи.

3.Развивать творческие способности детей.

4.Обогащать и активизировать словарный запас детей: айсберг, ледник, материк ,полярное сияние, океан, Ледокол, «Колобантус кито», «Луговик антарктический».

       Воспитательные.

1.Воспитывать уважительное отношение к собеседнику.

2.Формировать навыки коллективной работы.

3.Воспитывать бережное отношение к животным.

Форма работы: решение проблемной ситуации.

Оборудование и материалы: ИКТ: проектор, экран; слайды: ледник, айсберг, полярное сияние, растения и животные Антарктиды; схема птицы, картинки; географическая карта; картинки обитателей океана, сеть; разрезное яйцо с цифрами и изображением Антарктиды; посылка, яйцо; костюмы пингвинов, номера для пингвинов; атрибуты: подзорная труба, бинокль, якорь,  корабль; предметы: карта, компас, темные очки, теплые вещи, аптечка, игра, цветок, фотоаппарат. Детские песни: песня «Мамонтенка», песня шоу группы «Улыбка»: «Три пингвина», песня Верасы «Про пингвинов», запись «Шум океана», гудки корабля.        

        Ход

 Организационный момент: Дети стоят полукругом (психологический настрой).

 Игра «Подари улыбку».              

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение. Вы готовы общаться?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а что здесь стоит (открывает посылку).Утром в детский сад привезли эту посылку, хотите узнать что внутри?

 Дети: Да.

Воспитатель: Чтобы узнать что внутри,  надо отгадать загадку:

«Домик круглый, домик белый

И на вид вполне он целый.

Когда же треснул наконец,  

На волю выскочил птенец».

Дети: Это яйцо.

(Воспитатель открывает посылку, в ней яйцо)

Воспитатель: В загадке были такие слова « На волю выскочил птенец». А когда птенец появляется на воле,  что происходит с яйцом?

Дети: Яйцо разбивается.

(яйцо разбивается, из него появляется птенец)

Птенец: Я недавно из яйца

 И похож я на птенца Что за птица моя мать?

 Где ее мне отыскать?

 Яне гусь и не павлин

 Догадайтесь я …..

Дети: пингвин.

Воспитатель: Ребята, откуда появился пингвин?

 Дети: Из яйца.

Воспитатель: А какие еще животные откладывают яйца?

Дети: -Яйца откладывают птицы, ящерицы и крокодилы, змеи и черепахи.

Воспитатель: Верно, крокодил и черепаха, ящерица и змея, птицы – все они могут из яйца появиться (дети присаживаются на стульчики).

Ребята, а действительно ли пингвин птица? Давайте рассмотрим схему птицы и сравним, с нашим пингвиненком.

Рассматривание схемы «Птицы»

Дети: (У птиц есть голова, на голове есть глаза и клюв; есть туловище, покрытое перьями; на туловище есть крылья; у птиц две ноги и хвост; все птицы откладывают яйца).

Воспитатель: А теперь вернемся к нашему пингвиненку. У всех вас есть мама, папа, у пингвиненка тоже есть мама-пингвин и папа-пингвин. Сегодня вечером мама или папа вас заберут из детского сада домой, а наш пингвиненок останется в детском саду один. Ночью ему будет страшно одному. Как мы можем помочь пингвиненку?

Постановка цели детьми: Мы можем найти пингвиненку его маму, отвезти его домой.

Воспитатель: А где же нам искать маму пингвиненка? Где живут пингвины?

Дети: Далеко, в Антарктиде, на южном полюсе.

Воспитатель: Для того чтобы проверить и узнать точное место, я предлагаю собрать из осколков целое яйцо. Если скорлупки в яйцо соберем, место узнаем и карту прочтем.

Игра «Собери яйцо» (воспитатель знакомит с правилами игры: скорлупки яйца надо собирать, соблюдая последовательность чисел от 1 до 6). Воспитатель: Если задание выполним верно, то на обратной стороне получится карта, которая укажет место нахождения пингвиненка.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, кто из вас догадался какой материк изображен на карте?

Дети: На карте изображен материк Антарктида.

Воспитатель: Давайте на географической карте найдем Антарктиду. Где находится этот материк?

Работа с картой.

Дети: Антарктида находится на южном полюсе (показывает).

Воспитатель: Каким цветом обозначена Антарктида?

Дети: Белым.

Воспитатель: А что обозначает белый цвет?

Дети: Белый цвет обозначает снег и лед.

Воспитатель: А как вы думаете живут люди в Антарктиде?

Дети: Постоянно нет, только полярники-ученые, которые изучают и исследуют Антарктиду.

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна Антарктида?

Дети: Чтобы отвезти пингвиненка к его маме.

(дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Но прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте поиграем.

«Что необходимо взять с собой в дорогу»

Воспитатель: Посмотрите на предметы, которые лежат перед вами и назовите те, что необходимо взять с собой в дорогу. Объясните, зачем нужен этот предмет (предметы: карта, компас, теплые вещи, цветок, темные очки, аптечка, настольная игра, фотоаппарат).

 Ребята, а на каком транспорте мы будем добираться до Антарктиды?

Дети: ответы

(выбирают самолет и корабль – Ледокол)

Воспитатель: Почему корабль называется «Ледокол»?

Дети: У корабля крепкий, мощный, сильный нос, который может разбить большие льдины.

Воспитатель: Вы готовы? Тогда в путь.

(летят на самолете, заходят на корабль) Для того, чтобы корабль плыл, им должен кто-то управлять. (Дети выбирают капитана и помощника капитана)

Звучит песня «Мамонтенок»

Воспитатель: Ребята, мы плывем по океану, который называется «Тихий». Послушайте, как шумит океан.

Запись: Шум океана

Воспитатель: Ребята, когда корабль заходит в гавань он дает сигнал – гудок, так он сообщает, что прибыл в порт.

Звучит гудок корабля.

Капитан: (смотрит в подзорную трубу) Ой! Смотрите! Вот видна «Ледовитая Земля». Малый ход! Машина стоп!

(помощник капитана кидает якорь; сходят с корабля)

Воспитатель: Ребята, мы плыли по Тихому океану, а какие здесь жители обитают? Хотите узнать? Тогда предлагаю поиграть в игру «Жители океана» (подходят к океану).

Смотрите, в океане расставлены сети, а в них попали разные его обитатели. Вам нужно их освободить и отправить обратно в океан. При этом надо назвать этого жителя. (На картинках изображены: осьминог, рыба, медуза, краб, рак, морская звезда, морской конек).

(Дети по очереди берут картинки, называют и отпускают в океан) Воспитатель: А для того, чтобы жители океана не попадались в сети, давайте поставим здесь знак «Ловля рыбы сетями запрещена» (ставят знак). Воспитатель: Мы помогли жителям океана.

 (Дети присаживаются на стульчики)

Презентация «Мир Антарктиды»

Воспитатель: Ребята, земля в Антарктиде покрыта толстым слоем льда. Как его называют?

Дети: Ледник

Слайд «Ледник»

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение

«Под промерзшим небосводом

 Ледники сползают в воду,

И плывут, плывут вдали

 Ледяные корабли.

Воспитатель: О каких кораблях я вам прочитала?

Дети: Об айсбергах.

Слайд «Айсберг»

Воспитатель: Почему айсберги плывут?

Дети: Ответы (лед легче воды, ветер подгоняет, несет течение воды)

Воспитатель: Айсберги бывают разными по форме и по размеру. Могут быть маленькие и большие. Что вы знаете о больших айсбергах?

Дети: У больших айсбергов большая часть находится под водой, ее не видно. Поэтому айсберги опасны для кораблей.

Воспитатель: Даже летом снег не тает,

 Солнцу силы не хватает,

 Небо радугой цветной

 Наряжается порой!

 Что за чудо – одеянье?

Дети: Сияние.

Слайд «Полярное сияние»

Воспитатель: Где бывает сияние?

Дети: На севере – северное сияние, на южном полюсе, в Антарктиде – полярное сияние.

Воспитатель: Полярное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темно-синее небо, вдруг озаряется разноцветными красками. Это очень красивое явление.

Как же холодно в Антарктиде. Давайте немного погреемся. Мы  сейчас превратимся в пингвинов.

Физкультурная минутка.

«Бело-черные пингвины далеко видны на льдинах.

 Вот они шагают дружно для порядка это нужно.

 Оттопырили ладошки,  и попрыгали немножко.

 Руки вверх чуть приподняли, друг за другом побежали.

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Ребята растут ли в Антарктиде растения?

Дети: Да

Воспитатель: Но что можно сказать про растения Антарктиды?

Дети: Их очень мало, почти нет.

Воспитатель: Давайте вспомним, какие здесь растут растения.

 (дети называют растения, которые изображены на слайдах)

Слайды: «Мхи и лишайники»

        «Колобантус кито»

                   «Луговик Антарктический»

 Воспитатель: Почему здесь почти нет растений?

Дети: В Антарктиде очень холодно и нет почвы.

Воспитатель: А вы любите отгадывать загадки? Загадки будут про животных, которые живут в Антарктиде. Если вы правильно отгадаете загадку, то на экране появится отгадка – изображение животного.

Загадки

1.Толстый в складку богатырь

В ластах и безухий

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать,

 У него клыки как сабли,

Мех короткий, но густой. Угадайте-ка ребятки,    

  Что за богатырь такой?  (Морж)

Слайд «Морж»

2.У китов китовый ус

 Воду пробует на вкус

 У других зубастый рот

Кит зубастый…          (кашалот)

Слайд «Кашалот»

3.Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

 Есть усы и хвост и ротик

 Кто же это      (морской котик)

Слайд «Морской котик»

 4 Я. охочусь день –деньской, крики чаек надо мной

Я ныряю целый день, а зовут меня……..    (тюлень).

Слайд «Тюлень»

5.Носит фрак красивый черный,

 Дом в Антарктике его.

Лед прозрачный и холодный

Для него милей всего.

 Вперевалочку шагает,

 Словно важный господин,

 В море рыбу добывает Неуклюжий наш …….         (пингвин)

Слайд «Императорский пингвин»

Воспитатель: Как называется пингвин, которого вы видите на экране?

Дети: Императорский.

Воспитатель: Каких вы еще знаете пингвинов?

Дети: Золотоволосый

Слайд «Золотоволосый пингвин»

Воспитатель: А наш пингвиненок как называется?

Дети: Адели

Слайд «Пингвин Адели»

Воспитатель: А чем отличается пингвин Адели от других пингвинов?

 У пингвинов Адели вокруг глаз кольцо из белых перьев. Ребята, а что вы еще знаете о пингвинах?

Дети: У пингвинов есть крылья, но они не летают, зато быстро плавают, глубоко ныряют, ловят рыбу и ее едят. Пингвины неуклюжие, неповоротливые, переваливаются с ноги на ногу. А еще они не мерзнут, потому что перья пингвинов смазаны жиром, а жир не пропускает воду. Поэтому перья не намокают и остаются сухими.

Воспитатель:  Ну что же пришло время отыскать маму пингвиненка.

Танец «Три пингвина»

Воспитатель: К нам пришли три пингвина, у каждого из них есть номер. Чтобы найти маму среди трех пингвинов мы поиграем в игру.

Игра «Найди маму по описанию»

Воспитатель: Я назову вам приметы мамы пингвиненка, а вы внимательно посмотрите и назовите ее номер. «У мамы красный клюв, она не маленькая, а глазки пингвиненка и его мамы одинаковые».

Дети: (называют номер мамы)

Воспитатель: Ребята, пока мы искали маму пингвиненка, пингвины Адели приготовили нам сюрприз.

 (Подходят к холодильнику,где лежат камешки в снегу)

Воспитатель: Как вы думаете, зачем пингвинам камешки?

Дети:  Пингвины выбирают самые красивые камешки и строят из них себе гнездо.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас выберет себе камешек, который возьмет домой. Для того, чтобы и в ваших семьях всегда были верность, доброта и взаимопонимание. (Дети выбирают камешки).

Ребята, какие вы молодцы! Помогли нашему пингвиненку, найти маму и вернуться в семью. Теперь и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте попрощаемся с пингвинами.

(Пингвины уходят; дети идут на корабль)

Звучит песня «Про пингвинов»

(Дети сходят с корабля, встают полукругом)

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня побывали?

Дети: В Антарктиде.

 Зачем мы путешествовали в Антарктиду?

Дети: Чтобы найти маму пингвиненку, отвезти его домой.

 Что интересного вы узнали о материке Антарктида?

Дети отвечают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные»

Данные презентации помогут показать детям многообразие жилищ,  углубить знания детей об истории жилища; научат ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучши...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада на тему: "Одни дома".

Конспект на закрепление навыков безопасного поведения дома с использованием мимио-проекта....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми 5-6 лет на тему: «Возвращение цветика-семицветика в сказку».

Детям 5-6 лет необходимо довести до сознания понятие о добрых поступках и прививать желание совершать их. Это занятие учит детей объяснять и понимать что такое «добро» и «зло», что обозначает выражени...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Безопасность» на тему «Один дома»

Тема занятия: Занятие по ОБЖ на тему: «Один дома»Возрастная группа: средняя группаМетодика дошкольного образования: «Методика ознакомления с окружающим миром»Предварительная работа с воспитанниками: Д...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. «Опасные предметы дома»

Данный конспект можно использовать в работе с детьми при обучении их безопасному поведению. Предназначен  для работы с детьми  старшей группы....