Статья Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников
статья на тему

Уткина Наталья Александровна

Отличительной чертой человека является творческое начало, способность мыслить, создавать новое, преобразовывать мир. Каждый из нас в какой-то ситуации проявляет себя как творческая личность. Дело лишь в том, что у одного акт творчества - единичный случай, а у другого - постоянное проявление, черта характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

  Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

  Отличительной чертой человека является творческое начало, способность мыслить, создавать новое, преобразовывать мир. Каждый из нас в какой-то ситуации проявляет себя как творческая личность. Дело лишь в том, что у одного акт творчества - единичный случай, а у другого - постоянное проявление, черта характера.

  Моя педагогическая деятельность заинтересована в том, чтобы с детских  лет ребята не утрачивали заложенные в них способности, а, наоборот развивались как личности творческие, умелые, мыслящие.

  Встречи ребят в клубе юных математиков «Школа профессора Ума» всегда разнообразны, все они направлены на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников.

   Цель данного занятия: доставить радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь. Выявить уровни сформированности познавательных процессов (внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления) ребят и наметить ряд коррекционных занятий с учетом достижений и трудностей каждого.    

  Коррекционное занятие должно не только давать знания, представления и способы познания, активизировать умения, но прежде всего вселять уверенность в собственных силах («Ты сможешь!»), показать, что ребенок может достигнуть положительных результатов при овладении математических и творческих способностей («У тебя все получится!»), испытывать удовольствие от процесса интеллектуальной деятельности («Чем бы хотели заняться?»). Психологическая  установка на деятельность сказывается на результатах.

  Работа с детьми, имеющими трудности, может быть по подгруппам, так и индивидуально. В соответствии с темпами улучшения результатов, можно варьировать содержание и продолжительность занятий клуба. Коррекционное занятие организуется в форме игры игровых упражнений. Работа с детьми разбивается на несколько этапов. Каждый этап – какой-либо психический процесс. В основе коррекционной работы клуба лежит идея собственной активности ребёнка в условиях игры. Только те знания хорошо усваиваются, которые добыты самостоятельно.  Для тех ребят, которые быстро осваивают предлагаемые игры, проявляют больший интерес к дальнейшему обучению организуются занятия с усложненными игровыми упражнениями и практическими заданиями, проблемными ситуациями. Результатом коррекционной работы служат математические викторины, соревнования эрудитов (где 2 команды – 1-я – дети, 2-я – родители).

 Цель: в игровой ситуации выявить уровни сформированности  познавательных процессов и наметить ряд коррекционных занятий на развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников с учётом достижений и трудностей каждого.         

«Собери корабль» - выявление сформированности  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей. Умение оперировать предметами, образами.

«Найди место каждой вещи» -определить сформированность целостности восприятия, способность производить анализ расположения фигур в пространстве, ловкость и точность движения рук, пальцев.

«Разделитесь на пары» - оценить сформированность мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения. Способность к  воссозданию целого на основе зрительного соотнесения.

«Определи путь» - оценить устойчивость внимания.

«Скажи наоборот» - выяснить  умение подбирать антонимы (слова с противоположным значением).

«Что бывает?» - подбор предметов к заданному действию, словарный запас.

«Кто больше увидит?» - оценить целостность восприятия, счёт в пределах 10, умение различать форму предметов.

«Математические стрелочки» - определить умение  сопоставлять  количество предметов с числом, ориентировка на листе бумаги.

«Экзотический фрукт» - выявление сформированности анализа, сравнения, способности выделять  существенные признаки и мысленно обобщать их по принципу аналогии. Установление особенностей протекания наглядно-образных задач.

«Задачи – шутки» - оценить умение слушать содержание задачи, осмысливать ситуацию.

«Разложить фигуры» - установление закономерности расположения фигур в ряду.

 Оборудование: письмо, чертёж, детали корабля, фланелеграф, сумочки в виде геометрических фигур, рамки и детали от них, билеты, карта перемещений, карта «кто больше увидит?», цифры от 1 до 10, фломастеры на каждого, карта «математические стрелки» на каждого, «экзотический фрукт»: жёлтые, красные, зелёные карандаши, фигуры и домик для фигур.    

                              Ход    занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами в клубе «Юных математиков». К нам пришло письмо из «Дисней - клуба» от нашего друга Скрудж Макдака, который вот что пишет:

Дорогие ребята!

Чтоб врачом и моряком или лётчиком стать

Надо прежде всего математику знать

И на свете нет профессии, вы заметьте-ка

Где бы вам не пригодилась математика

Мы с утятами побывали на математическом острове

И научились и узнали много нового.

Куда приглашаем и вас. Хотите?

Дети: Да

…На чём же ВЫ отправитесь?

Дети: (ковре-самолёте , на метле ,на машине времени ,в сапогах скороходах)

…Для вас я придумал корабль. Чертил чертёж в обстановке секретной, чтоб Вы секрет мой отгадали ,изготовил отдельно все эти детали .Вы их внимательно рассмотрите и корабль из деталей сложите ,его с чертежом  сравните .Хватает деталей? Подходят они? Всё надо заметить, всё надо учесть. Быть может ненужные, лишние есть? (выкладывают корабль)

Воспитатель: Молодцы ребята!  Верно, составили корабль. А что же  ещё пишет дядюшка Скрудж.

…с собой вы сумочки возьмите, (одевают сумочки в виде  геометрических фигур)

…И что в них есть вы покажите (достают фигуры)

…Своим  друзьям вы расскажите.

Воспитатель: Ребята, это единственная вещь, которую разрешается каждому взять на остров. У меня это термос с «Живой водой», на тот случай если кому-то захочется пить.

Дети: цветок, волшебный фонарик, сумка с продуктами, фотоаппарат, книга, коврик, аптечка с лекарствами, говорящее зеркало

…Эти необходимые вещи в корабле удобно, безопасно разместите                                                                                    (раскладывают в рамки)

Воспитатель: В корабле команда должна разделиться на пары. Кто с кем будет, помогут определить билеты – части геометрических фигур. Вам нужно найти вторую половинку фигуры, и вы узнаете с кем из товарищей окажетесь.

(делятся)

Воспитатель: Что же нас ждет на острове? Вот что пишет Скрудж Макдак:

… На острове есть интересные места

Корабль мигом вас переместит туда

Это могут быть – Берег переменных задач,

Пустыня задумчивости или море вопросов.

Вот карта перемещений.

Сначала цифру выбирайте

Когда с цифрой все решите

Свой путь глазами проследите.

И где вы очутитесь дружно говорите.

 

1) Море вопросов.

Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется море? Вот, что пишет Скрудж:

Как учит фея эльфов,

Чтоб вызвать их старанье

Повести ваши ушки на гвоздики

Внимания и на мои вопросы

Ответьте наоборот.

 

1) низкий

2) узкий

3) длинный

4) мелкий

5) быстрый

6) тяжелый

7) яркий

8) толстый

9) острой

10) дорогой

11) чистый

12) старый

 

Что может катиться (мяч, колесо, яблоко, шарик, кольцо, пуговица, таблетка или монета)?

Что бывает высокое (дом, столб, человек, лестница)?

 

2) Берег нерешенных задач

Воспитатель: Как вы думаете, почему так называется берег?

1. Вот первая задача. Внимательно посмотрите на рисунок и скажите сколько кружков ,треугольников, квадратов ,Вы видите. Алеша покажи их. Найди цифру и помести ее в кармашек рядом с кругом. А теперь нужно решить ,сколько фигур на рисунке.

 К своим фигурам подойдите. Их переверните и узнаете номер стола за которым будете решать следующую задачу.

2. Есть еще одна нерешенная задача. На карте от каждого рисунка подберите цифру соответствующую числу предметов на ней и стрелочкой покажите это число.

3. Скружд пишет, что на острове есть экзотическое дерево, на котором скоро появится плоды. Но какими они будут в этот раз нам надо решить. Когда плод появился впервые он был таким, на второй год уже другим, скажите из каких геометрических фигур он состоит. Сейчас вам нужно взять вот такую карточку, еще раз внимательно рассмотреть, выбрать необходимые цвета и на свободном месте дорисовать экзотический фрукт.

Теперь возьмите большую карту и маленькую карточку, и перенести вот сюда на корабль.

Чтобы дальше путь держать

Не хотите ли потанцевать.

Физминутка с лентами.

На острове есть еще нерешенные задачи послушайте их.

4. В море плавало 9 пароходов, 2 парохода пристали к пристани. Сколько пароходов в море?(9)

По морю плыло 7 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул плавало в море?(7)

3" Пустыня задумчивости"

Воспитатель: Скрудж Макдак предлагает нам задуматься и вот в таком домике расселить жителей. На нижнем этаже будут жить все синие, на втором этаже будут жить все зеленые. На крыше дома они выставили свои неизвестные фотографии, разместите жителей по квартирам.

Вот и подходит к концу наше путешествие на математический остров. Осьминожки, из моря вопросов, вам на память. А знаете ,сколько ног у осьминога?

Первый зеленый, второй фиолетовый

Третий белый, как снег,

Черные оба – четвертый и пятый,

Шестой темно – синий от ножек до носа,

Желтый прижелтый седьмой осьминожек

Красный, восьмой, словно ягода спелая.

Нам пора возвращаться. Вот мы и в нашем детском саду. Свои работы мы отошлём в письме Дядюшке Скруджу и поблагодарим за интересное путешевствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Развитие интеллектуально-творческих способностей дошкольников посредством ТРИЗ"

Статья в сборнике «Инновации в образовательном пространстве» IV Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, 2013г....

ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема мо...

консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"

Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...

«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»

Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....

Статья " Развитие художественно-творческих способностей дошкольников"

В статье раскрыта тема развития художественно-творческих способностей дошкольников....

статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...