ПДС «Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В статье раскрывается тема использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления, сущность и функции метода моделирования, алгоритм обучения моделированию. Освещена тема модели биоценоза.
Основная цель работы с биоценозом: формирование экологической культуры, экологического сознания детей
Используя в работе данное учебно-наглядное пособие можно решать следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру.
2. Уточнить и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях.
3. Формировать у детей элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
4. Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование наглядного моделирования как средство развития логического мышления остаётся актуальным. Актуальность заключается в том, что современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. В век информатизации и технологизации общества требуется новый уровень мышления. Поэтому задача педагога – помочь каждому ребёнку в его развитии.
Эффективность развития мышления ребёнка возрастает, если в качестве средств обучения выступает наглядная модель. С помощью наглядного моделирования ребёнок учится логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Он должен чувствовать себя «Созидателем», открывающим что-то новое для себя.
Самостоятельное построение детьми различных моделей способствует развитию их творческих способностей, зарождению и реализации собственных замыслов при создании фантастических «живых миров».
Идея использования метода моделирования в работе с дошкольниками
не нова. Модели включались в систему работы по ознакомлению детей с природой ещѐ в 70-е годы. Использование этого метода тесно связано с методом наблюдения. Процесс познания окружающего мира не прост для дошкольника. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте или целом явлении природы. Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов
предметами, схематическими изображениями, знаками. Сущность
моделирования состоит в извлечении из объекта познания системы наиболее
существенных в каждом конкретном случае отношений и представление
данной системы в доступном для восприятия и осмысления виде.
Целесообразность использования моделей в экологическом
образовании детей дошкольного возраста доказана исследованиями ученых разных городов РФ (Л. А. Каменева, Л. М. Маневцова, П. Г. И т.д.)
Модель биоценоза как одна из форм экологического образования дошкольников
Моделирование является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вред. Широкое применение в практике дошкольных учреждений может найти моделирование биоценозов, так как данная модель позволяет воочию увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, понять взаимоотношения организмов образующих биоценоз.
ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «БИОЦЕНОЗ»
Основная цель работы с биоценозом: формирование экологической культуры, экологического сознания детей
Используя в работе данное учебно-наглядное пособие можно решать следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей к окружающему миру.
2. Уточнить и углубить знания детей о растениях, животных и природных явлениях.
3. Формировать у детей элементарные представления о причинно-следственных связях внутри природного комплекса.
4. Воспитывать гуманное эмоционально-доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру.
Психологи в своих работах показали, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей
Моделирование процессов позволяет понять сущность многих явлений природы: почему идет дождь, почему на Земле бывает день и ночь и т. д. В подавляющем большинстве случаев такие модели являются несложными. Иногда достаточно 1-2 минут, чтобы с помощью простых приспособлений ребенок получил исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Моделирование в какой-то мере напоминает изобразительную деятельность и конструирование, но отличается от них конечной целью: цель изобразительной деятельности – выполнить красиво, цель – моделирования – сделать правильно и в ходе работы получить новые знания об изучаемых объектах.
В детском саду можно изготовить модели любых знакомых детям объектов живой и неживой природы и использовать для этого любой поделочный материал – бумагу, ткани, пластилин, глину, папье-маше и т. д. Для этих же целей подходят фотографии объектов, вырезанные из журналов и ненужных книг и наклеенные на плотную бумагу. Данные модели могут быть статическими и динамическими, плоскостными и объемными. Способ введения моделей в педагогический процесс определяется самим педагогом. Моделирование дает богатейшие возможности для развития междеятельностных связей – ознакомления с природой, изобразительной деятельности, конструирования, труда, формирования элементарных математических представлений, развития речи, а также для всех видов воспитания – умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического.
В процессе работы по экологическому воспитанию дошкольников в качестве наглядного пособия можно использовать модель биоценоза.
Биоценоз - это сложная замкнутая экологическая система, основные компоненты которой (растения, животные, микроорганизмы) тесно взаимосвязаны между собой.
Роль моделей биоценозов в практике дошкольного воспитания обусловлена наличием преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают показать детям то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка. С помощью моделей биоценозов можно познакомить детей с различными животными, показать их связи с природными условиями и решать программные задачи экологического воспитания дошкольников. При использовании моделей биоценозов на занятиях, в процессе опосредованного знакомства с животными разных климатических зон, формирование у детей реалистических представлений осуществляется легче, чем при рассматривании картин, иллюстраций.
Практика обучения дошкольников показала, что модель биоценоза можно использовать по-разному: как в проведении занятий, так и в игровой деятельности – организованной и самостоятельной
Моделирование биоценозов не представляет особых трудностей, поэтому может найти широкое применение в практике работы дошкольных учреждений. Дети легко создают модели всех естественных биоценозов (тундры, леса, степи, пустыни, пресноводного и соленого водоема, также агроценозов (парка, поля, сада, огорода). Модели биоценозов позволяют воочию увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения организмов, образующих данный биоценоз.
Особенность моделирования биоценозов заключается в том, что все объекты должны быть выполнены в реалистической манере, с воспроизведением истинной окраски и быть узнаваемыми. Зрители без особых трудов должны различать ель, сосну, березу, дуб и другие деревья, а также всех животных, населяющих данный биоценоз. Кроме того, очень важно соблюдать относительные размеры деталей. Это позволит найти практическое применение математическим познаниям дошкольников. Например, вопрос, кто больше, лиса или медведь, и во сколько раз, выясняется с помощью условной мерки.
Детали можно изготовить разными способами — нарисовать, вылепить из пластилина, вырезать из натуралистических фотографий, сшить из тканей и меха, сделать из природного и бросового материала. Данный вид деятельности предоставляет большой простор для фантазии и взрослых и детей.
Из сказанного следует, что процесс изготовления моделей растягивается на длительный срок и служит темой многих занятий по ознакомлению с природой, развитию речи, знакомству с художественной литературой, изобразительной деятельности, конструирования. По мере усложнения решаемых задач готовые модели пополняются новыми деталями. Не следует опасаться, что воспитатель недостаточно знаком со многими частностями; он узнает их вместе с ребятами в процессе работы. Чем больше изготовлено деталей, тем более сложные экологические задачи можно решать с помощью данной модели.
Для любого биоценоза необходимы 4 группы деталей: растения, животные, грибы и объекты неживой природы.
Растения являются основой биоценоза. В степном биоценозе имеются только травы; в лесном встречаются все три жизненные формы растений: травы, кустарники и деревья. Все они должны присутствовать в модели. Если есть необходимость возможно представить в модели все части растений -корни, стебли, листья, кору, древесину, цветы, плоды, семена.
Из животных в модели должны быть представлены следующие обитатели:
— внутрипочвенные — черви, личинки насекомых;
— напочвенные — улитки, пауки, насекомые (жуки, бабочки, комары, мухи, кузнечики, муравьи) и их личинки, лягушки, змеи, ящерицы, мышевидные грызуны, ежи;
— надпочвенные — разнообразные птицы, зайцы, волки, лисы, медведи, лоси и т. п.
Из объектов неживой природы нужны Солнце, Луна, звезды, тучи, облака, дождь, снег.
Чтобы иметь возможность изучать сезонные изменения в природе, один и тот же объект следует изготовить в нескольких вариантах, например, деревья сделать зелеными, цветущими, плодоносящими, сбросившими листья.
Чтобы эти модели действительно способствовали формированию экологического сознания, они должны быть сделаны детьми. Наверняка модели, сделанные взрослыми, будут более красивыми, но главную познавательную ценность имеет именно процесс их создания. В это время дети знакомятся по литературе с животными и растениями, составляющими данный биоценоз, изучают по фотографиям их внешний вид и стараются воспроизвести взаимное расположение. Необходимо активно привлекать детей к разработке плана модели, стимулируя генерирование идей и мыслей, учитывая их мнение в процессе работы.
Момент изготовления моделей обладает самоценностью и сам по себе уже является процессом обучения. Вначале дети знакомятся с биоценозом по литературе, затем рассматривают фотографии животных и растений
( запоминают их внешний вид и окраску, обсуждают, как приспособлены эти организмы к условиям жизни, кто является их врагами и как они спасаются от них, чем питаются, где и как выводят потомство. Как видно из перечисленных вопросов, на это уйдет не одно занятие. После такой подготовительной работы приступают к обсуждению модели: составляют список объектов, выясняют, как и из чего их будут делать. Педагог выслушивает все предложения; коллективно находят оптимальный вариант. Распределяют, кто какие объекты готовит, оговаривают их размеры. Особое внимание уделяется относительным размерам; для этого широко применяется условная мерка. Первыми готовятся и укрепляются растения. Они составляют основу биоценоза, так как служат пищей и домом для остальных обитателей. Если биоценоз богат растениями, на их изготовление уйдет несколько занятий, поскольку, вероятнее всего, не сразу удастся добиться сходства с реальностью. Изготовлению животных посвящаются следующие занятия. Чем богаче биоценоз, тем больше времени требуется для его изготовления.
Монтирование модели сопровождается постоянным обсуждением, где и как расположить те или иные объекты, в каком взаимном отношении друг к другу они находятся. Не нужно торопить ребят или выполнять за них работу, которую, как может показаться на первый взгляд, они делают медленно. Не следует стремиться исправить каждую ошибку: пусть дети сами ее заметят и устранят, даже если это произойдет через несколько дней. Неудачно выполненные объекты можно переделать. К работе привлекаются все ребята, а не только те, которые имеют художественные способности. Задача моделирования — познакомить детей с экологическими понятиями, а не украсить помещение красивой игрушкой.
После того как модель готова, ее помещают на постоянное место. Если таких моделей несколько, их размещают в порядке, соответствующем климатическим поясам Земли: тундра, лес, степь, пустыня, водоемы
На всех этапах работы с моделями немаловажное значение имеют и соответствующие целенаправленные наблюдения в природе. Во-первых, реальные впечатления помогают создавать модель, во-вторых, увидев то или иное явление, дети могут вносить в свои модели соответствующие изменения. Таким путем можно зарегистрировать сезонные изменения в природе, развитие растений на участке и на огороде, влияние разных способов ухода. Модели такого типа могут быть облегченными, изготовленными, так сказать, на скорую руку, за один раз. Например, изучая роль полива, качества почвы или влияние удобрений, дети в одном небольшом ящичке размещают маленькие слабые растения, в другом — высокие и хорошо развитые, с крупными листьями и плодами. Такая модель помогает зафиксировать результаты экспериментов.
На основе готовых моделей можно проводить целевые занятия, посвященные ознакомлению с различными экологическими понятиями. Например, занятие, посвященное ознакомлению с приспособлением животных, растений к жизни в пустыне. Данное занятие проводится в форме настольного театра. Используя модель, воспитатель обыгрывает сюжет рассказа и демонстрирует на фигурках, вылепленных из пластилина (изготовленных иным путем, все, что происходит с путешественниками.
Перед непосредственной работой с моделью иногда бывает необходимо обсудить с детьми связи, реально существующие в природе, но это следует сделать так, чтобы работа с моделью не превратилась в простую иллюстрацию известного материала. Моделирование всегда должно содержать в себе элемент новизны и носить исследовательский характер.
При постоянной работе с фланелеграфом дети легко решают поставленные задачи, рассуждают, спорят, экспериментируют. Демонстрация детям на занятии разнообразия природы посредством моделей оказывает на них положительное эмоциональное воздействие. Когда же под руководством педагога дети снимают с экрана изображения соответствующих объектов, биоценоз распадается и вместо красивейшего леса на экране остаются голые скелеты деревьев либо вообще пустое место, это производит на ребят удручающее впечатление. Обычно дети сидят некоторое время молча, переживая случившееся и не зная, что делать. Для снятия отрицательных эмоций приходится вновь воссоздавать биоценоз в его первозданном виде и напоминать, что "так могло бы быть, но вы, когда вырастите, такого не допустите". Таким образом, модели биоценозов позволяют воочию увидеть природные зоны, которые дети никогда не видели в жизни, и понять взаимоотношения организмов, образующих данный биоценоз.
1. Сущность и функции метода моделирования
Сущность моделирования состоит в извлечении из объекта познания
системы наиболее существенных в каждом конкретном случае отношений и
представление данной системы в доступном для восприятия осмысления
виде.
А. М. Фридман рассматривает два аспекта использования
моделирования в обучении:
I. Метод познания, которым должны овладеть дети в результате
обучения.
II. Учебное действие и средство, без которого полноценное обучение
невозможно.
Моделирование может выполнять следующие функции:
1. Служить средством анализа и фиксации
закономерных свойств и отношений (например, в ходе
наблюдений в уголке природы, на участке детского сада, в
"Зимнем саду").
2. Быть чувственной основой для абстрагирования и
обобщения в ходе обобщающих занятий, экскурсий к природным
объектам, в дидактических и подвижных играх, беседах и труде в
природе, а так же в игровой деятельности.
3. Являться программой для анализа новых явлений и
переноса в другие виды деятельности навыков и умений работы с
моделью (изодеятельность, математика, развитие речи, физическая культура).
Таким образом, метод моделирования используется во многих видах
детской природоведческой деятельности: наблюдении, труде, занятиях,
играх, самостоятельной поисковой деятельности. Чаще всего модель
используется на занятиях и в тех видах деятельности, которые специально
организованы взрослым. В то же время очень важно использовать модели и
в самостоятельной природоведческой деятельности детей (труде,
наблюдениях, поисковой деятельности). Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и активнее включаются в деятельность. Работа педагога превращается из рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное занятие, на котором детям некогда скучать.
Метод моделирования способствует воспитанию у ребѐнка
эстетического отношения к природе, находящего своѐ выражение в
проявлении чувства радости, удовлетворения, восторга, в эстетических
оценках, развивается чувство ответственности за жизнь живого существа,
стремление оказать ему помощь.
Этапы усвоения детьми модели
Работа с моделью включает в себя несколько этапов:
I. Цель: Знакомство детей с объектом или явлением, анализ изучаемых
связей и отношений.
Задачи:
1. Выявить конкретные признаки объекта или явления природы.
2. Помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми
объектами.
Приѐмы: обследование объектов или явлений природы различными
анализаторами, беседа с использованием вопросов к детям причинно-следственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.)
II. Цель: Перевод данного материала на знаково-символический язык,
который может осуществляться вещественными и графическими
средствами.
Задачи:
1. Обучение приѐмам изображения знаков и символов.
Приѐмы: объяснение, пояснение, показ способов изображения знаков или
символов.
III. Цель: Работа с моделью.
Задачи:
1. Учить детей понимать язык символов.
2. Развивать у детей психические процессы: память, внимание,
логическое мышление.
Приѐмы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.
IV. Цель: Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.
Задачи:
1. Учить детей делать выводы, умозаключения.
Приѐмы: словесные приѐмы, оценка.
Алгоритм обучения моделированию.
Обучение детей моделированию осуществляется в следующей
последовательности.
Воспитатель:
1. Предлагает детям описать новые объекты природы с помощью
готовой модели, ранее усвоенной ими.
Например, составить описательный рассказ о верблюде, белом
медведе, придерживаясь плана рассказа, зашифрованного в виде моделей-подсказок [название животного, место обитания, внешний вид, жилище,
чем питается, особенности (защита, маскировка, приспособленность),
изменение поведения в разные сезоны, размножение].
2. Организует сравнение двух объектов между собой по контрасту и
по подобию, сходству; учит определению признаков различия и сходства,
одновременно даѐт задание: последовательно отбирать и выкладывать на
табло модели, замещающие эти признаки.
Например, сравнить животное и растение человека и животное,
живое и неживое (по способу размножения, хищники и травоядные и пр.).
Сравнение по моделям помогает образованию конкретных, ярких
представлений.
Более эффективным становится процесс формирования
оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям
мира природы.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оригами как универсальное средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста
В данной статье рассматривается техника конструирования из бумаги – оригами, раскрывается актуальность ее использования в ДОУ, ее значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста....
Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста.
Интересно знать....
Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»
Оригами хорошая технология, которая способствует у детей развитию речи, творческих способнотей, активизирует мыслительные процессы....
Консультация для родителей «Оригами - средство развития интеллектуальных, творческих и нравственных качеств ребенка дошкольного возраста»
для родителей...
Консультация для педагогов "Дидактическая игра, как средство развития интеллектуальных и познавательных способностей у детей дошкольного возраста"
Решающее значение в развитии ребёнка дошкольного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний,умений и навыков ,предусмотренных программой. Но совершенно особое место в жизни ребёнка зан...
«Наглядное моделирование как эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста»
Моделирование развивает у детей инициативность, самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а также видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени....
Театрализованная деятельность как эффективное средство развития речевой активности и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Делюсь своим опытом работы в театрализованной деятельности. Хочу показать и рассказать, как театр влияет на активизацию мышления, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантаз...