Как детям рассказать о свойствах воды?
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
НОД для детей подготовительной группы даёт представления о свойствах воды и её значении в жизни человека, животных и растений. В ходе образовательной деятельности устанавливаются причинно- следственные связи в явлениях неживой природы, воспитывается бережное отношение к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnaya_zhidkomst.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Малыхина Инна Викторовна,
воспитатель ГБДОУ №143
Санкт-Петербург
Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время экологическая проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Спасти планету может лишь хорошо продуманная деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, понимания того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает не только то, что человек должен неустанно думать, как спасти природу от экологического загрязнения и других вредных воздействий человека. Перед человечеством стоит проблема предотвращения стихийного воздействия людей на природу, которые с каждым годом приобретают всё белее обширные масштабы. А чтобы это понимать и принимать разумные решения человек должен обладать достаточным уровнем экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Приобретённые в детстве умения наблюдать и понимать природу вызывают у детей глубокий интерес к ней, расширяют их знания, способствуют формированию характера, интересов, облагораживают, делают их чуткими и добрыми.
В условиях современного образования необходимо обеспечить формирование у детей гуманистически ориентированного и гармоничного типа взаимодействия с объектами и явлениям природы. С помощью взрослых ребёнок учится видеть гармонию природы, целесообразность всего сущего, постигать её законы ощущать красоту, познавать богатый природный мир, любить его, оберегать, испытывать сострадание к живому существу и желание заботиться о нём. Не менее значимо научить детей оценивать свои поступки и поступки других людей в процессе общения с природой.
Для познания природы детьми старшего возраста необходимо использовать разные виды наблюдений, так как дети именно этого возраста способны видеть существенные признаки и понимать некоторые закономерности и явления природы, необходимо использовать сценарии активизирующего общения, которые используют не только высокую интеллектуальную и речевую активность, но и формируют собственную позицию по отношению к миру природы. Важно проводить с детьми различные дидактические игры, которые расширяют представления о явлениях природы, стимулируют развитие умений общаться, классифицировать признаки и свойства природных объектов и явлений, вызывают эмоционально - личностное отношение к ним.
Для того, чтобы представления о природе у детей старшего дошкольного возраста были осознанными, считаю необходимым проводить различные виды опытов и исследований. Их особенность и ценность заключается в том, что предлагаемые задачи неизвестны детям, поэтому им предстоит делать свои маленькие открытия, создавать свои новые модели и образы. Считаю, что в детском экспериментировании проявляется их собственная активность, которая ведёт к развитию самостоятельности и творчества.
Предлагаю проведение с детьми старшего и подготовительного возраста занятие о воде, её свойствах, роли в природе и в жизни живых существ.
«Удивительная жидкость»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воды. Формировать познавательный интерес, бережное отношение к воде.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей о свойствах воды: без формы, прозрачная, без вкуса и запаха
- Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений.
- Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в явлениях неживой природы.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, отстаивать собственное мнение и учитывать мнение партнёра, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать умение слушать своих товарищей.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, ее роли в жизни живых существ.
2. Проведение экспериментов с водой и установлением взаимосвязи между живой и неживой природой (рост корней, поглощение воды)
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Где спряталась вода?».
5. Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6. Наблюдение за водой на прогулке.
Материал для занятия: колбы, сосуды разной величины и объёма, прозрачные стаканчики, пипетки, трубочки, ложечки, термос, зеркала, тарелка, палочки счётные, картинки, молоко, чай, кофе, сок, гуашь, кубики льда, ватные палочки; схемы: «Лабиринт водопровода», «Водоворот воды в природе»; индивидуальные передники и шапочки.
Ход НОД
Ребята, сегодня мы на некоторое время станем учёными и отправимся с вами в маленькую лабораторию. Знаете, что такое лаборатория? (Это место, где проводят различные опыты и делают открытия). Здесь должны быть порядок и чистота, поэтому мы наденем передники и шапочки.
Основная часть.
Что вы здесь видите? (Пробирки, сосуды, ёмкости из стекла или пластика). Как вы думаете, как надо вести себя в лаборатории? (В лаборатории должна быть строгая дисциплина, осторожность и порядок: нельзя толкаться, мешать друг другу и громко разговаривать).
Педагог вносит «Чудо ящик»
- Объект нашего исследования находится в этом ящике. Узнайте его по описанию. «Она бывает чистая и грязная, солёная и сладкая, пресная и безвкусная, прозрачная и мутная, цветная; мягкая и жёсткая. Она умеет бежать течь, мыть, утолять жажду, поить, заливать». Вы узнали, что это? (Вода)
- Сегодня мы будем исследовать воду! Кому и зачем нужна вода? (Растениям, животным, человеку). Где в природе встречается вода? (Море, река, озеро, лужа, дождь, роса, снег, туман, сок растений).
- Откуда мы с вами берём воду? (Из водопроводного крана). Как в наш кран попадает вода? (по трубам, из колодца, из реки). Дети, можно ли пить воду прямо из озера, реки? Почему нельзя? (В реке живут рыбы, много водорослей, насекомых, плавают птицы.)
- Почему же у нас в кране вода чистая? Прежде чем попасть к нам в кран, вода проделывает длительный путь. С помощью нашей волшебной палочки мы сможем стать маленьким человечком и отправиться в путешествие по водопроводу! (дети подходят к доске со схемой)
Педагог показывает схему – лабиринт водопровода: река – решетка – очистительные баки – бассейн – дом – кран.
Из реки через решётку вода попадает в трубы. Как вы думаете, для чего нужна такая решётка? (Чтобы все камни, глина, рыба, водоросли оставались в реке, не попали в трубу.) Такую воду можно пить? (Нет, она грязная). Дальше по трубам вода попадает на станцию очистки. В этих баках оседает весь мелкий мусор. Уже можно пить такую воду? Нет, в такой воде остались ещё микробы, бактерии. Поэтому дальше вода бежит в огромный бассейн.
- В этом бассейне дно песчаное, а снизу рядами выложены мелкие камешки. Вода просачивается через несколько слоёв и избавляется от микробов. Как вы думаете, куда деваются микробы? (Они прилипают к песчинкам и камешкам.)
Но для защиты нашего здоровья эта вода ещё раз обрабатывается специальным веществом -хлором. Вот такая вода бежит по трубам к нашему крану. Иногда мы можем почувствовать её запах в водопроводной воде. Как называется путь воды от реки до крана? (Водопровод). Вы пьёте воду из-под крана? Для лучшей защиты организма от вредных бактерий, от ржавчины в трубах люди даже водопроводную воду кипятят, фильтруют. (дети садятся на стулья)
- Ребята, какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
Теперь мы знаем ключевое слово (вода), и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем все её тайны.
(Дети садятся за столы)
Экспериментирование
Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»
Когда человеку хочется пить, то вода кажется ему очень вкусной и он пьёт её с удовольствием. (Дети тоже пробуют кипячёную воду из стаканов).
У меня на столе три стакана с водой. Детям предлагается добавить в них на кончике ложечек сок лимона, сахар, соль.
Изменился ли вкус воды? Какая она стала?
(ответы детей)
Мы изменили вкус воды.
Вывод: кипячёная вода не имеет вкуса.
А в природных водоёмах она имеет вкус? (В море и океане вода солёная)
Опыт 2 «Вода не имеет формы и запаха»
Педагог наливает воду в тарелку и показывает её детям.
- Какая форма воды стала у меня в тарелке? А у вас какая? Как доказать, что вода не имеет формы?
Педагог предлагает налить некоторым детям (лаборантам) воду в разные по форме сосуды, стоящие на столе. Какая форма воды у вас получилась? (Квадратная, овальная, треугольная).
Прольём немного воду на стол. Какая форма воды на столе? (Бесформенная).
Давайте попробуем её понюхать. Имеет ли она запах?
Вывод: Вода не имеет формы и запаха.
Опыт 3 «Вода не имеет цвета и прозрачная»
- Ребята, что произойдёт с водой, если в неё добавить разноцветную краску? (дети добавляют в стаканы с водой разноцветные краски). Что наблюдаем? (Краски растворились и изменили цвет воды).
-Давайте теперь сравним воду и молоко. Для этого в оба стакана опускаем счетные пластиковые палочки. В каком стакане мы видим палочку? (Ответы)
Вывод: Вода не имеет цвета, прозрачная.
Опыт 4 «С чем дружит вода»
- Ребята, как мы можем получить цветную воду? (Растворить в ней молоко, кофе, чай, сок) Значит, с этими веществами вода «дружит», они хорошо растворяются. А с какими веществами вода «не дружит»? Проверим это на опыте с маслом, песком и камешками.
(Дети проводят опыты, делают вывод).
Вывод: Масло, песок и камешки с водой не дружат.
Опыт 5 «Состояния воды»
Педагог показывает термос. Ребята, что это за сосуд? Как он называется? Для чего он нужен? Что может быть в этом термосе? Давайте откроем его! Что мы видим над термосом? (Поднимается пар). Ребята, может вместо воды в термосе был пар?
Педагог: Назовите признаки пара: пар –какой? (Лёгкий, белый, тёплый). Давайте покажем, что пар – это вода! Возьмём тарелочку или зеркало и подержим над паром. Что вы видите на зеркале? (Выступили капельки воды.) Какой из этого следует сделать вывод?
Вывод: Пар - это газообразное состояние воды.
- Посмотрите, что у меня в стакане? (Кубики льда.). Из чего они сделаны? (Из воды.). Как доказать, что лёд- это вода?
-Для этого мы положим лёд в тарелочку и отдохнём.
Физкультминутка «Вода - не вода»
Я буду называть вам слова. Если вы услышите слово, которое обозначает то, что содержит воду, вы будете прыгать. Если слово не содержит воду, то присядьте. (Слова: снеговик, стакан, чай, сок, зонтик, сосулька, лёд, фонтан, болото, соль, лыжи, лужа, море, град, дождь, озеро, корабль, ванна.)
Продолжаем наш опыт. Посмотрим, что стало с кусочками льда? (Они растаяли.) Скажите, какой лёд? (Холодный, прозрачный, твёрдый.) А какой он становится в тепле? (Жидким.) Какой из этого следует сделать вывод?
Вывод: Лёд-это твёрдая вода.
Опыт 6 Демонстрация экспериментов по выращиванию корней у отростка комнатного растения и поглощению воды цветной капустой (проделано заранее)
-Ребята, в начале занятия, вы сказали, что вода необходима для жизни растений, животных и человека. И это правильно. Убедимся сейчас на проведённом эксперименте, что вода нужна для жизни растения. (Дети смотрят проросшие корни растения)
Вывод: Между живой и неживой природой существует взаимосвязь, так как корни (живая природа) поглощают воду (неживая природа), которая необходима для жизни самого растения и всего живого.
Рассмотрите схему «Круговорот воды в природе».
- Расскажите, откуда берётся роса. Где встречается вода в разных состояниях? (В снеге, реке, супе, в человеке – 70% воды). Что произойдёт, если на земле исчезнет вода?
Заключительное слово педагога.
Вода нужна всему живому. Поэтому люди должны беречь воду, не сбрасывать в неё всякую грязь и отходы. О воде составлено много пословиц и поговорок, люди называют воду добрыми и красивыми словами.
- А вы знаете пословицы о воде?
Сегодня в нашей лаборатории было много исследований. Вам, ребята, домашнее задание: понаблюдать за родителями, какие же действия они проводят с водой.
Список литературы
- Анищенко, О. А. Играя – готовим к школе: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспеч. Получение дошк. образования / О. А. Анищенко. – Мозырь: Белый ветер, 2006. – 138 с.
- Арушанова. А. Т. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А. Т. Арушанова. – М.: Мозаика-синтез, 1999. – 272 с.
- Белоус, А. Н. Учите детей познавать мир: пособие для педагогов учреждений, обеспеч. Получение дошк. образования / А. Н. Белоус. – Минск: Аверсэв, 2009. – 142 с.: ил.- (Воспитание и обучение по программе «Пролеска»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа
Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...
Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира посредством детского экспериментирования
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Тема: Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира посредством детского э...
Конспект НОД для детей ЗПРТ тема "Свойство воды" старшая группа
ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ (ЭКСПЕРЕМЕНТЫ) -КОНСПЕКТ ЗАНИТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЗПР...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по теме «Свойства воды – переход воды из одного агрегатного состояния в другое»
Закреплять представления детей о свойствах воды (бывает холодной и теплой, прозрачная, без запаха, в воде растворяются некоторые вещества, которые изменяют ее цвет и запах);формировать уме...
Мои рассказы для детей: - рассказ " Котёнок"
Я люблю писать для детей рассказы и сказки. Через них я знакомлю детей с окружающим миром, жизнью животных , насекомых, растений. О том какая была наша земля много столетий на...
"Удивительный песок".Цель: Закрепить представление детей о некоторых свойствах песка. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
Рассматривание песка...
Рассказы о войне, написанные для детей. Рассказ «Три подвига» Сергей Петрович Алексеев
https://docs.google.com/document/d/1YYzTkoCK6YCJUtziaiFdjC5MDc0YZB55lKtI3Cg17Lo/editЗамечательное занятие для детей!!!Размещены задания:- составить рассказ по картинкам;- рисование самолёта (шаблон пр...