Конспект НОД "Путешествие в зимнее царство Снежной Королевы"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Земляк Екатерина Анатольевна

Повышение познавательной активности дошкольников через  решение проблемных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе

«Путешествие в зимнее царство Снежной Королевы».

Воспитатель НРМ ДОУ «Детский сад «Буратино»

Земляк Екатерина Анатольевна

Вид: интегрированное.

Образовательная область: познание.

Продолжительность: 25 минут.

Место проведения: групповая комната.

Группа: старшая.

Тема: путешествие в зимнее царство Снежной королевы.

Цель: повышение познавательной активности детей через  проблемные ситуации. 

Задачи:

Обучающие: 

- Продолжать обучать классификации предметов по общим признакам;

- Расширять  представления детей о разнообразии животного мира;

- Формировать умение устанавливать соотношение между количеством предметов и цифрой.

Развивающие:

- Развивать  внимание, память, логическое мышление и творческие способности;

- Уточнять представления детей о геометрических фигурах и способах их составления.

Речевые:

- Развивать речевую активность;

- Обогащать словарь детей новыми словами: витражное окно, витражная мастерская, Северный полюс,  места  обитания животных.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать и помогать.

Материалы и оборудование: 

- картинки с климатическими зонами (Северный полюс, север, Африка), картинки с животными на каждого ребёнка,  схема витражного окна, наборы «Нетающих льдинок» Воскобовича на каждого ребёнка, цифры от 1 до 10  на каждого ребёнка,  листы с нарисованными свечой, снежинками на каждого ребёнка в большом конверте, краски, стаканчики с водой, кисти, салфетки, снежинка, письмо от Снежной Королевы с заданиями.

- ТСО: экран, проектор, ноутбук, слайды - «Путешествие в зимнее царство Снежной королевы», магнитофон, песочные часы.

Предварительная работа: 

Тематическая неделя «Зима и зимние забавы».

Беседа с детьми об особенностях  времени года зима; наблюдение за изменениями погоды и природы с наступлением зимы; рассматривание иллюстраций с изображением северных животных. Чтение сказки «Снежная Королева»; беседы по прочитанному; рассматривание иллюстраций к сказке; рисование на тему: «В гостях у Снежной Королевы»; игры: «Времена года», «Кто, где живет», «Животные Севера»,  «Нетающие льдинки» Воскобовича, «Геометрическое лото», «Посмотри и сосчитай»; сюжетно – ролевые игры: «Путешествие», «Магазин посуды».

Образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Здоровье сберегающие технологии:

  1. Гимнастика для глаз «Елка»;
  2. Физкультминутка «Снежинки»;
  3. Пальчиковая игра «Помощники».

Методы: 

- словесные:

  1. Игра - приветствие «На улице зима…»
  2. Письмо от Снежной Королевы с обращением, просьбой.
  3. Инструкции к выполнению заданий.
  4. Игра «Один – много».
  5. Похвала, поощрение.

-наглядные:

  1. Слайды «Путешествие в зимнее царство Снежной королевы».
  2. Картинки с животными.
  3. Каринки с климатическими зонами.
  4. Цифры от 1 до 10.

-игровые:

  1.  Игра-перемещение «Крутись, вертись, остановись».
  2. Игра «Рассели животных на три группы».
  3. Игра «Пересчитай».

- практические:

  1. Игра «Собери  квадраты».
  2. Эксперимент «Узнай, что спрятано».

Планируемый результат:

- Обогатить словарь дошкольников: Северный полюс, витражное окно, витражная мастерская, места обитания животных.

- Повысить  познавательный интерес.

- Воспитать  умение сопереживать и помогать.

Непосредственно образовательная деятельность:

Организационный момент:

Игра – приветствие:

Воспитатель:

На улице зима – руки в стороны

И стало холоднее – обнять себя руками

Теперь одежда нам нужна теплее – (указательным пальцем показывают на одежду)

Чьи варежки? – (показываем ладони) – мои.

Чья шапочка? – (показываем на голову) – моя.

Чей шарфик? – (показываем ладонями на шею) – мой.

Пойдем гулять скорей с тобой – (шагаем на месте)

 (дети садятся на стульчики)

Звучит таинственная музыка… («Зимняя вьюга»)

Воспитатель вносит в группе письмо от Снежной Королевы.

Воспитатель:  ребята  в детский сад пришло письмо от Снежной Королевы, оно адресовано  детям группы «Мальвина» т.е. для нас с вами. Давайте скорее его прочитаем.

 «Здравствуйте, дорогие ребята, вот и пришла зима, выпало много снега, все деревья покрылись инеем и мое зимнее царство — проснулось от долгого сна. Друзья мои, помогите мне привести в порядок мой замок: расселите животных, пересчитайте посуду, соберите осколки витражного окна».

Воспитатель: а вы знаете, где находится замок Снежной Королевы? (ответы) Вы готовы отправиться на Северный полюс и помочь? (ответы)

Игровой момент:

Воспитатель:  отправляемся на Северный полюс: «Крутись, вертись, остановись, на Северном полюсе очутись».

                                        Слайд 2 -  северный полюс     

Ребята обратите внимание, мы с вами очутились в царстве Снежной Королевы.

Здесь темно и хмуро. Попробуем  выполнить задания из письма Снежной Королевы. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель зачитывает первое задание из письма:

Задание №1: «У меня на Северном полюсе  много животных, но пока было лето, сюда забрели  животные, которые в условиях лютой зимы здесь просто не выживут, помогите распределить животных по местам их обитания».

Игра:  «Рассели животных»

Воспитатель: ребята, а вы знаете, какие  животные обитают на Северном полюсе? (ответы детей) Ну тогда нам не составит труда выполнить это задание. Давайте пройдем к столам. Снежная королева приготовила картинки, давайте посмотрим, как нам надо разложить животных. (дети рассматривают большие картинки с местами обитания животных – Северный полюс, север, Африка) (ответы детей) 

Инструкция: возьмите себе одну маленькую  картинку с изображением животного, внимательно её рассмотрите, и подумайте, где обитает это животное, в каком месте ему хорошо и комфортно.

Воспитатель: почему ты положил тюленя на Северный полюс? (ответы детей)  Маша, куда ты положишь белочку?

-  молодцы, ребята, правильно распределили всех животных.  

А теперь давайте сосчитаем: сколько разных животных обитает около замка Снежной Королевы? (ответы детей)  Сколько забрело сюда случайно? (ответы детей). Я ваши данные передам Снежной Королеве, расскажу ей о том, какие животных обитают на Северном Полюсе.

А остальных она отправит  домой.

Воспитатель: 

А мы немножко отдохнем,

Поиграем и пойдем.

Речевая игра «Один – много» (со снежинкой) 

Воспитатель:  я называю животного, а вы добавляете слово много… например, один медведь – а много – медведей, отвечает только от у кого в руках снежинка. После ответа передаем снежинку дальше:

слон – слонов,

белка – белок,

морж – моржей,

пингвин – пингвинов,

лиса – лис,

жираф – жирафов,

заяц – зайцев,

тюлень – тюленей,

обезьяна – обезьян,

крокодил – крокодилов.

Воспитатель:  молодцы, ребята все справились, отправляемся дальше!

Задание №2: (Воспитатель предлагает сесть на стульчики)

Воспитатель: следующее задание.

«Ребята я жду гостей, помогите пересчитать  посуду и столовые приборы».

– Думаю, что мы с этим справимся.

Перед тем как начнем считать сделаем гимнастику для глаз, поиграем в игру…

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз.

Слайд 3- посуда

Игра «Пересчитай»

Воспитатель: ребята возьмите цифры и будьте очень внимательны.

 Посмотрите  на слайд, какую посуду и столовые приборы вы видите? (ответы детей) Сначала будем считать все тарелки, кто сосчитает  - поднимает карточку с соответствующей цифрой. Не забывайте правила счета предметов- начинаем считать слева направо, не пропуская ни одного предмета.   Если задание выполнено правильно, то в соответствующем  квадрате появится нужная цифра.  Максим, почему ты поднял цифру шесть? (ответ) Маша посмотри, все ребята показали цифру семь? Давайте проверим на слайде.

Посмотрите все пересчитали? (ответы детей) 

Слайд 4 -  северный полюс

Игра: «Снежинки»

(Воспитатель предлагает поиграть, чтобы согреться и немного отдохнуть).

Дует ветер, дует,  задувает

(махи руками на себя)

Белые снежинки с дерева срывает

(кружатся на месте) и летят снежинки,

Кружат по дорожке (на цыпочках проходят круг)

Падают снежинки прямо к нам под ножки

(повернувшись вокруг себя на месте, приседают).

Задание № 3:

Слайд 5  - тронный зал

Воспитатель: читаем следующее задание.

 «Ребята, у меня разбилось витражное окно в центральном зале замка, помогите, пожалуйста, его восстановить».  Снежная Королева дала схему, по которой оно собиралось. Окно это не простое, оно из нетающих льдинок, а они слишком холодные. Королева предложила  не задерживаться в мастерской и выполнить это задание за 3 минуты.

Игра «Собери квадраты»

Воспитатель: для того чтобы собрать витражное окно давайте пройдем в витражную мастерскую. (дети проходят за столы) 

Инструкция - возьмите «нетающие льдинки» и  рассмотрите, на какие геометрические фигуры они похожи? (ответы детей).

 А теперь посмотрите , из каких геометрических фигур состоит само окно? (ответы детей) Как же нам отремонтировать окно, если у нас совсем другие фигуры? (ответы детей) 

(Воспитатель предлагает разогреть пальчики).

Пальчиковая игра «Помощники»

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.

(Руки вперед, пальцы выпрямить и разжать. Ладони повернуть вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха)

Воспитатель: мы с вами будем выполнять работу по времени. Готовы? Начали. (воспитатель переворачивает песочные часы - 3 минуты) Не забывайте, что мы не можем находится в витражной мастерской  дольше положенного времени, старайтесь собрать как можно больше квадратов. Камилла, какие фигуры ты использовала для составления квадрата? А ты Максим? Сколько квадратов ты уже собрала Милена? Сколько маленьких квадратов понадобилось для составления большого? (ответы детей)

Воспитатель:  ребята время вышло, пора покинуть мастерскую. Посчитайте и скажите, кто, сколько собрал квадратов. Как вы думаете у кого больше? (ответы детей) Думаю, что вы собрали достаточное количество квадратов, чтобы отремонтировать окно.

Слайд 6-  Северный полюс

Воспитатель:  мы с вами выполнили все задания. Что изменилось в королевстве?  

Воспитатель (рефлексия): ребята, вам понравилось путешествовать по царству Снежной Королевы? А что больше всего запомнилось? Что было сложным для вас? Что было самым легким? Самым приятным? Самым интересным? (ответы детей)

На этом наше путешествие закончено, пора вернуться в группу.

«Крутись, вертись, остановись, и в группе очутись».

Воспитатель: (стук в дверь) давайте посмотрим, кто там? (воспитатель вносит большой конверт от Снежной Королевы) Ребята смотрите опять письмо, наверное, в этот раз она использовала волшебство, чтобы доставить нам письмо так быстро. (воспитатель открывает конверт, достает листы с нарисованными снежинками и записку, читает) «Спасибо большое за вашу помощь у меня для вас сюрприз, он спрятан на этих  листах. Чтобы его увидеть, нужно закрасить листок акварельными красками».

Воспитатель: ребята хотите узнать, что спрятала Снежная Королева на листах? (ответы детей)

Эксперимент «Определи,  что спрятано»

Воспитатель: давайте пройдем за столы и закрасим листы, как предложила королева. (рисуем)  Что же пряталось на листах? (ответы детей) И как Снежная Королева  спрятала снежинки на бумаге? Как вы думаете? (ответы детей) Как научится этому фокусу? У кого можно узнать про это? (ответы детей)

Литература:

  1. Андерсен Г.Х. «Снежная королева» - Издательство «Детская литература», 1986.
  2. Ковалько В.И «Азбука физкультминуток для дошкольников». – М.:ВАКО, 2008.
  3. Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  4. Шипицына Л.М. Азбука общения Детство-Пресс С.-Петербург 2002.
  5. Ушакова О.С., Струнина Е.Н. Развитие речи детей 4-7 лет. М.: Вентана-Граф, 2010.
  6. Фалькович Т.А., Барылкина  Л.П. «Формирование математических представлений» -  М.: ВАКО, 2007.
  7. Сайт  www.maam.ru

Письмо 1

«Здравствуйте, дорогие ребята, вот и пришла зима, выпало много снега, все деревья покрылись инеем и мое зимнее царство — проснулось от долгого сна. Друзья мои помогите мне привести в порядок мой замок: расселите животных, пересчитайте посуду, соберите осколки витражного окна».

Задание №1: 

«У меня на Северном полюсе много животных, но пока было лето, сюда забрели  животные, которые в условиях лютой зимы здесь просто не выживут, помогите распределить животных по местам их обитания».

Задание №2

«Ребята я жду гостей, помогите пересчитать  посуду и столовые приборы»

Задание №2

«Ребята, у меня разбилось витражное окно в центральном зале замка, помогите, пожалуйста, его восстановить»

        

Письмо 2

«Ребята спасибо большое за вашу помощь. У меня для вас сюрприз, он спрятан на этих  листах. Чтобы его увидеть нужно, закрасить листок красками».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Путешествие в зимнее царство Снежной королевы»

Слайд 3

6 7 8 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Путешествие в царство Снежной Королевы»

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Путешествие в царство Снежной Королевы»Цель: Изучить свойства снега и льда.Задачи:1. Образовательная: Расширить знания детей о свойствах снега и льда экс...

Конспект занятия по развитию речи "Царство Снежной Королевы-Зимний лес. Дифференциация звуков С (сь)-З в речи."

На занятии активизируется словарный запас по лексической теме "Зима". с детьми проводятся : Зрительная гимнастика,  Пальчиковая гимнастика,  Двигательный речетренинг, Логопедическа...

Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему: Зимние приключения в царстве Снежной Королевы.

Тема НОД:  «Зимние приключения в царстве Снежной Королевы»Цель: углублять и обобщать знания о зимних природных явлениях.Возрастная группа детей: 6-7 летВид НОД: интегрированное  ...

Зимний физкультурный праздник на свежем воздухе "В царстве Снежной королевы" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий праздника будет полезен инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных учреждений при организации и проведении досуговых мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста...

Занятие в подготовительной к школе группе «Зимние приключения в царстве Снежной Королевы»

Конспект итогового НОД по зиме в подготовительной к школе группе....