Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольников
статья на тему
Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Мишель де Монтень
С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества. В основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход в педагогике. Культурологический подход определяет воспитание как способ приобщения ребенка к ценностям мировой и национальной культуры, развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и здоровья. По мнению Н.Б.Крыловой - «культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта». Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба. При развитой системе культурных практик ребенку необходимо не столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками, то есть, мы – педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель усложнения сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста на примере игры «Путешествие» | 110 КБ |
igra.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель игры Младшая группа детского сада Обучение детей реализации игрового замысла ; Средняя группа детского сада Развитие интереса к игре. Формирование положительных взаимоотношений. Воспитание у детей уважения к труду
Старшая группа детского сада: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Закреплять и обобщать знания о труде; Подготовительная группа детского сада: Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры
Игровой материал Младшая группа детского сада : - строительный - игрушки-животные - куклы - предметы -заместители Средняя группа детского сада : -строительный -кухонная посуда -набор «больница» -парикмахерская -тематические – предметы -заместители
Подготовка к игре Младшая группа детского сада : -наблюдение -экскурсия -изготовление из строительного материала транспорта Средняя группа детского сада: + целевые прогулки +встреча с работниками +чтение художественной литературы +совместные игры со старшими детьми +ручной труд
Старшая группа детского сада: +составление рассказов на тему: «Где были? Что видели?» +совместное изготовление атрибутов Подготовительная группа детского сада: +беседа (Что? Для чего? Как?) +ролевые, строительные игры
Игровые роли Младшая группа детского сада: машинист, шофер, пассажир; Средняя группа детского сада: капитан, матрос, рулевой, повар, врач, парикмахер; Старшая группа детского сада: милиционер, начальник порта, кассир, врач, птичница, оленеводы, и т. д. Подготовительная группа детского сада: капитан, матросы, грузчики, пассажиры, жители города, директор завода, рабочие.
Ход игры : Младшая группа детского сада «Поездка»: 1 Вариант . Игровые действия воспитателя направлены на детей; 2 Вариант . Направлены на воспитателя; 3 Вариант . Направлены на игрушки; 4 Вариант . Приобщение детей к порядку.
Средняя группа детского сада «Путешествие по реке: Воспитатель принимает участие в игре: задает уточняющие вопросы; помогает разместить атрибуты; распределяет роли; берет на себя роль (экскурсовода); развивает сюжет
Старшая группа детского сада «Путешествие по городу»: Самостоятельная игра детей; Воспитатель следит за соблюдением правил, подводит к объединению сюжетных линий; В конце совместное обсуждение и подведение итогов.
Подготовительная группа детского сада «Путешествие по реке»: усложнение маршрутов, рейсы становятся содержательнее, дети самостоятельно ставят цель, делятся на подгруппы, объединяют сюжеты, следят за соблюдением правил
Вывод Младший дошкольный возраст : Воспитатель организатор игры, выступает в главной роли. Средний дошкольный возраст: Совместная деятельность в организации и проведении. Старший дошкольный возраст: Самостоятельная игра, воспитатель выполняет регулирующую роль. Подготовительная группа детского сада : Самостоятельная подготовка игры, организация и контроль.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Игра – это одно из важнейших средств развития и воспитания дошкольника. Игра влияет на развитие всех сфер личности ребенка. Игра является ведущим и наиболее доступным видом деятельности детей, в котором они получают новые знания, умения и навыки, впечатления, накапливается общественный опыт детей, навыки поведения, общения с другими детьми, взрослыми.
Для достижения оптимального результата в решении задачи по становлению общения со сверстниками необходимо грамотное руководство со стороны педагога в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Руководство сюжетно-ролевой игры состоит из 3 этапов (Баряева Л.Б., Зарин А.):
- Взрослый – сверстник;
- Сверстник – взрослый – сверстник;
- Сверстник – сверстник.
При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- обеспечение каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех ее делах;
- получение богатого и разнообразного опыта общения со сверстниками и совместной деятельности в группах;
- использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план;
- воссоздание в практической деятельности детских групп и коллективов той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны будут столкнуться;
- выявление задатков ребенка и превращение их в способности.
В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников.
Для того чтобы обучение сюжетно-ролевой игре детей проходило полноценно и игры выполняли функцию формирования коммуникативных навыков, в детских садах должны быть созданы необходимые условия.
Для успешной организации игр в группах необходимы игровые уголки, достаточное количество игрушек. Подбор игрушек должен соответствовать возрасту детей и их игровым интересам. В зависимости от этапа обучения сюжетно-ролевой игре необходимо иметь образные игрушки (куклы, животные и др.), игрушки-двигатели (машинки и др.), конструкторы. Необходимо подбирать соответствующие принадлежности для игр: фартуки, повязки, халаты, шапочки. Оборудуется квартира для кукол и обставляется соответствующей мебелью. В старших группах необходимо организовывать зоны для развертывания бытовых игр, где бы дети могли готовить, стирать и гладить. В связи с расширением тематики игр выделяется место и подбираются атрибуты для организации игр «Зоопарк», «Школа», Парикмахерская» и др.
Для того, чтобы игра служила средством развития коммуникативных навыков детей, необходимо соблюдение следующих условий:
- создание условий для игр в течение дня;
- организация взрослыми субъективного взаимодействия между детьми в процессе игры;
- развитие общения ребенка со взрослыми и со своими сверстниками;
- обучение навыкам игрового взаимодействия;
- организация работы по обогащению содержания игр;
- своевременное введение вербальных и невербальных средств коммуникации (в устной, письменной и устно-дактильной форме).
Общими задачами развития коммуникативных навыков в процессе сюжетно- ролевой игры являются следующие:
- Обучать детей формированию диалогической речи как средству коммуникации, используя схемы, модели, картинные планы.
- Формировать культуру общения, практически использовать формулы речевого этикета.
- Учить задавать вопросы и отвечать на них в краткой и полной форме.
- Обучать слушать и слышать собеседника, поддерживать тему разговора.
- Учить рассуждать, аргументировать, высказывать свои чувства.
- Учить говорить связно и образно.
- Учить контролировать себя и друг друга во время речевого общения.
- Развивать фантазию, речевую активность, эмоциональное состояние детей.
- Формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и со взрослыми.
- Уделять внимание внутреннему миру ребенка и внешнему его поведению.
- Обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
- Воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность детей в общении.
- Формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
- Расширять общий кругозор детей
Важнейшим условием обучения детей дошкольного возраста играм является постоянное руководство со стороны воспитателя, которое в зависимости от возраста детей носит разный характер. В старших группах его руководство заключается в проведении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении подготовительной работы, планировании с детьми игры, предложении варьирования сюжета и т.д.
Воспитатель учит детей пополнять игры новыми впечатлениями и знаниями, отражать труд людей, их чувства и отношения, развивать сюжет, перестраивать его. Такая игра предполагает включение элементов планирования, общение детей, выполнение роли, ее оценку. Игра должна быть подготовлена как в содержательном, так и в плане речевого оформления. Дети должны знать названия игр, действующих лиц, уметь распределить роли.
Подготовка к игре длится несколько дней, проводится как на занятиях по игре, так и в свободное время, на прогулках и тесно связана с материалом других занятий. Л. П. Носкова выделяет следующие этапы в подготовке к сюжетно-ролевой игре:
- подготовка к экскурсии (определение воспитателем ее цели, выбор объектов наблюдения,
- отбор речевого материала, который будет сообщен во время экскурсии).
Для формирования коммуникативных навыков этот этап подразумевает в первую очередь отбор речевого материала, которым ребенок сможет
оперировать самостоятельно, использовать в ходе сюжетно-ролевой игры. А также с детьми закрепляются навыки предвосхищения коммуникативной ситуации. С детьми обговаривается, что нужно сказать приходя в магазин и больницу, что сказать уходя. В старшем дошкольном возрасте, необходимо расширять словарный запас детей, учить разделять ритуал приветствия и прощания, со сверстником (пр. привет, пока) и со взрослым (пр. здравствуйте, до свидания).
- проведение экскурсии, выполнение действий во время экскурсии (покупка подарка для кого-то из детей, отправление писем и открыток и т. д.);
На этапе проведения экскурсии также закрепляются навыки вхождения, поддержки и выхода из коммуникативной деятельности. Навыки соблюдения правил и норм коммуникативного процесса, в конкретной ситуации. С детьми разбирается как нужно вести себя в том или ином учреждении, что нельзя делать и почему.
- беседа о впечатлениях от экскурсии, расширение представлений детей в процессе рассматривания картинок, книг, альбомов; уточнение и активизация необходимого речевого материала.
Чаще всего этот этап отличается наибольшей эмоциональностью, возможно закрепление как выбора невербальных средств, так и сочетания их со словами, замены некоторых жестов словом.
- закрепление знаний детей в процессе рисования, дидактической или подвижной игры;
Возможно проигрывание отдельных элементов сюжетно-ролевой игры, ребенку ставится определенная коммуникативная задача, которую ему необходимо выполнить, происходит также формирования навыка декодирования, ребенку необходимо как воспроизвести информацию, так и воспринять, осмыслить речь собеседника.
Таким образом, формирование взаимоотношений в сюжетно –ролевых играх на протяжении дошкольного детства проходит ряд этапов (А. П. Усова):
- Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей (младший дошкольный возраст).
- Уровень одиночных игр. Он характеризуется тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что ребенок сосредоточен на своей игре и не мешает другим, является предпосылкой для перехода к совместным играм.
- Уровень игр рядом проявляется в том, что двое – трое детей могут играть за одним столом, на ковре, в кукольном уголке, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. У ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого, создаются условия для естественного объединения играющих.
- Уровень кратковременного общения. Ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Но дошкольник пока не чувствует своей связи и зависимости в общей деятельности.
- Уровень длительного общения – взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре.
- Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные общими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника.
Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человеч...
"Роль сюжетно-ролевых игр в жизни детей"
Консультация для родителей....
"Роль сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника"
Данный материал поможет раскрыть всю сущность сюжетно-ролевых игр. каким образом игра влияет на ребёнка и для чего нужна....
«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
План самообразования на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.
Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...