"Роль сюжетно-ролевых игр в жизни дошкольника"
консультация на тему
Данный материал поможет раскрыть всю сущность сюжетно-ролевых игр. каким образом игра влияет на ребёнка и для чего нужна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_syuzhetno-rolevye_igry.docx | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы. Но, кроме этого, сюжетная игра имеет большое значение для психологического развития ребенка. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности. Принимая на себя различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами, целями, сопереживает им.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольнику способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно- ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я — космонавт», «Я — мама», «Я доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.
Предварительная работа в организации сюжетно – ролевой игры имеет решающее и первостепенное значение. Недостаточно просто научить детей играть или, как делают многие педагоги, распределить роли и заучить с детьми слова и фразы из сценария игры. Важно сформировать представление о том, во что и как дети будут играть, инициировать желание играть именно в эту игру. Поэтому, педагогам при подготовке к сюжетно – ролевой игре можно посоветовать использовать разнообразные методы и приемы взаимодействия с детьми.
Виды совместной деятельности педагога и детей при подготовке к сюжетно – ролевой игре
- Беседы по теме игры.
- Экскурсии и походы.
- Чтение художественных произведений.
- Тематические занятия (ООД).
- Сюжетное и предметное рисование, аппликация, лепка.
- Дидактические и настольные игры
- Театральная деятельность (инсценировка и драматизация сказок).
- Рассматривание предметных и сюжетных картинок и составление рассказов по ним.
При подготовке к сюжетно – ролевой игре нужно привлекать и родителей детей. Например, при изготовлении атрибутов для игры, в организации выхода из детского сада на экскурсии и в походы и т.д.
Сюжетно-ролевые игры требуют коллектива, то есть несколько партнеров.
Одним из видов сюжетно-ролевой игры является режиссерская игра. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры (игрушки, их заместители) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензий. Действует ребенок при этом в 2-х планах – и за себя и за куклу, направляет все действия. В режиссерской игре ребенок выступает в качестве режиссера: сам создает сюжет игры, ее сценарий, взяв тему, развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие. Эта игра не требует партнерства, один ребенок может взять на себя от 1 до 4 ролей. В режиссерской игре речь – главный компонент. Педагогические условия развития режиссерских игр предполагают создания детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игр и опосредованное руководство деятельностью ребенка, воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности. Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети данного возраста.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
В условиях перехода к ФГОС игра остаётся важной и неотъемлемой частью детской деятельности. Какие же атрибуты игры необходимы для развития ребёнка?
Типизируя материал для сюжетной игры, мы, прежде всего, будем ориентироваться на его сюжетообразующие функции, то есть на то, как он обеспечивает сюжет — воображаемую ситуацию.
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрушек:
"Предметы оперирования" — это игрушки, имитирующие реальные предметы, — орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.).
"Игрушки-персонажи" — это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
"Маркеры (знаки) игрового пространства" — это игрушки (игровой материал), указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.).
Для всех возрастных групп, кроме игрушек того или иного типа, необходим материал, который в строгом смысле слова не может быть назван игровым материалом (он не предназначен для сюжетной игры впрямую), но который обслуживает игру. Это различные детали крупных напольных строительных наборов, всевозможные объемные предметы (коробки, диванные подушки, специально изготовленные набивные модули), палочки, веревочки и т.п.
Таким образом, игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра развивает и радует ребенка. Из года в год повышается роль общественного дошкольного воспитания. Сегодня оно выполняет ряд социальных функций, имеющих государственное значение. Наши воспитанники к моменту поступления в школу достигают высокого уровня физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития.
В заключение хочется напомнить, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс, по отношению к игре, должен быть двухчастным. Он состоит из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где воспитатель является “играющим партнером” в самостоятельной детской игре. Взрослый непосредственно не включается в самостоятельную детскую игру, а лишь обеспечивает условия для нее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР
роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР...
«Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»
Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения ктрудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ...
Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников
Что такое игра? И какое значение она имеет на развитие речи детей дошкольного возраста....
Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников.
laquo; Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать». ...
Роль сюжетно – ролевых игр по обогащению представлений дошкольников о родной стране.
Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине, обогащению представлений о родной стране следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, а также использование сюжетно-р...
Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников» 2020год
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество педагогов....
Самообразование по теме «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников»
Тема самообразования «Роль сюжетно-ролевых игр в формировании речи дошкольников».Работа начата: 16 сентября 2019г.Работа окончена в мае 2020 года.Цель: исследование эффективности сюж...