"Словесные игры для детей от двух до трех лет"
консультация (младшая группа) на тему

Гончарова Елена Николаевна

Для улучшения произносительной стороны речи у детей двух-трех лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. С этой целью используют специальные игры и упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_slovesnye_igry_2-3.docx82.9 КБ

Предварительный просмотр:

   Для улучшения произносительной стороны речи у детей двух-трех лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. С этой целью используют специальные игры и упражнения.

Развитие слухового внимания

Игра «Солнце или дождик?»

   Цель. Учить детей выполнять различные действия согласно звучанию бубна.

   Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

   Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.

Игра «Угадай, что делать»

   Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина.

Ход игры. Дети сидят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Если воспитатель громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.

Воспитателю необходимо чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Игра «Угадай, кто идет»

   Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина.

   Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

   Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки.

   Затем воспитатель стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи. Менять темп звучания бубна надо не более 4-5 раз.

Развитие речевого дыхания

Игра «Пускание корабликов»

   Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п на одном выдохе (п-п-п).

   Ход игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок.

   При повторении игры нужно, чтобы дети пригоняли кораблик к определенному месту. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Игра «Птицеферма»

   Цель. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.

   Ход игры. Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3-4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пришли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко». Воспитатель: «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

   Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить 3-4 детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3-4.

Развитие силы голоса

Игра «Идите с нами играть»

   Цель. Учить детей говорить громко.

   Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель на небольшом от детей расстоянии расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так; «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

   Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Игра «Дует ветер»

   Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

   Ход игры. Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

   Затем педагог показывает картинки уже не произнося звук у, а дети подражают ветру. Воспитатель следит, чтобы дети, повторяя за ним звукоподражание, соблюдали ту же силу голоса.

Развитие высоты голоса

Рассказ «Кто как кричит?»

   Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.

   Ход игры. Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи») В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи») Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу») А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «Мяу-мяу-мяу».

   Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

   Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

Формирование правильного звукопроизношения

Сказка «Поспешили – насмешили»

   Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию.

   Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку: «Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква – к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи – пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко – корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го – горошку бы поесть!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му – мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Медведь сказать хотел вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

   Рассказывание сказки следует сопровождать показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

Рассказ «Песня-песенка»

   Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:

«Запела девочка песенку. Пела-пела и допела. Теперь ты, петушок, пой!

- Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.

- Ты спой, Мурка!

- Мяу, мяу! - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

- Кря-кря-кря – затянула утка.

- И ты, Мишка

- Ряв-ряв-р-я-яв! – зарычал медведь.

- Ты, лягушка, спой!

- Ква-ква-квак-к-к! – проквакала квакушка.

- А ты, кукла, что споешь?

- Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!

Складная песенка!

   Воспитателю следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ

Учитель-логопед Гончарова Е.Н.

г. Оленегорск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности психического развития детей от двух до трех лет.

Детки 2-3 лет – личности уже более зрелые и понятные. Благодаря своим бесконечным наблюдениям они познакомились и освоились во внешнем мире, разработали свой тип взаимоотношений со взрослыми. Этот воз...

«Формирование навыков ходьбы и бега при помощи утренней гимнастики в первой младшей группе. Возраст детей от двух до трех лет»

«Формирование навыков ходьбы и бега при помощи утренней гимнастики в первой младшей группе. Возраст детей от двух до трех лет» Одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важн...

Речевое развитие детей от двух до трех лет

Уровень сформированности речи детей от 2-3 лет...

"Словесные игры для детей от трех до четырех лет"

Во второй младшей группе большое внимание уделяется развитию речевого слуха, речевого дыхания и основных качеств голоса....

Развитие речи детей от двух до трех лет

Информация для родителей...

Создание условий для успешной адаптации детей от двух до трех лет

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным- это приучить его не встречать ни в чем отказа. Ж.Ж. Руссо...