Проект, театральная гостинная.
материал на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «Театральная гостиная»
Пояснительная записка
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия.
Цель: развитие способностей детей средствами театрализованного искусства.
Задачи:
1) Создать условия для развития творческих способностей детей (исполнительское творчество, умение свободно и раскрепощено держаться при выступлении, импровизировать).
2) Совершенствовать артистические навыки детей, а также их исполнительские умения.
3) Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
4) Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
5) Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
6) Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7) Познакомить детей с различными видами театра.
8) Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Ожидаемый результат:
- Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).
- Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения, коммуникативные навыки, любовь к животным).
Содержание кружка:
- основы кукловождения;
- основы кукольного театра;
- основы актерского мастерства;
- основные принципы драматизации;
- самостоятельная театральная деятельность;
- театральная азбука;
- проведение праздников;
- проведение досугов и развлечений.
Продолжительность занятия 30 минут.
Диагностика проводится 2 раза в год.
Цель обследования:
- выявить актуальный уровень развития, потенциальные возможности детей, степень отклонения от возрастных норм;
- наметить пути дальнейшей работы по развитию личности ребенка.
Основные методы и формы диагностики:
- речевое общение;
- игра;
- индивидуальная работа;
- беседа;
- практическая деятельность.
Критерии оценки:
Высокий уровень: творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень: эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включится в театральную деятельность, но затрудняется в выполнении задания. Требует помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий уровень: мало-эмоционален, не активен, равнодушен, спокойно без интереса относится к театральной деятельности, не способен к самостоятельности, отказ от общения.
Анализ и театрально-игровая оценка деятельности детей:
Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.
Диагностика проводится в старшей и подготовительной к школе группе с учетом возрастных особенностей детей, ставит перед музыкальным руководителем следующие задачи:
- выявить способность ребенка к театральной деятельности;
- определить умение объединять кукольный спектакль и театрализованную игру в единое целое;
- умение передавать текст по сказке в театрализованной постановке.
Старшая группа
(5-6 лет)
1. Основы кукловождения
- умение управлять куклами марионетками и создавать с ними танцевальные композиции и игровые импровизации;
- умение управлять куклами с «живой рукой»
2. Основы актерского мастерства
-умение выразить различные эмоции и воспроизвести отдельные черты характера;
- использование выразительности жеста.
3. Основы кукольного театра
- желание импровизировать с куклами марионетками;
- желание импровизировать с куклами «живой рукой» .
4. Основные принципы драматизации
- умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке, проявление инициативы и самостоятельности;
- проявление импровизационных возможностей.
5. Самостоятельная игровая деятельность
- инициатива в играх с куклами марионетками;
- придумывание сказок с ними;
- импровизация с куклами «живой рукой».
Подготовительная к школе группа
(6-7 лет)
1. Основы кукловождения
- умение управлять куклами различных видов кукольных театров.
2. Основы актерского мастерства
- умение интуитивно распознавать атмосферу человека, события, места, времени года и вживаться в эту атмосферу;
- умение выразить основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей;
- умение воспроизводить отдельные черты характера;
- использование выразительности жеста.
3. Основы кукольного театра
- желание участвовать в кукольном спектакле, творческая самостоятельность в передаче образа;
- желание управлять куклами различных систем.
4. Основные принципы драматизации
- проявление инициативы и самостоятельности в создании образов различных персонажей, нахождение выразительных средств;
- проявление импровизационных возможностей.
5. Самостоятельная игровая деятельность
- сочинение и разыгрывание сказок;
- творческая самостоятельность в разыгрывании сценок;
- самостоятельное распределение ролей, подбор атрибутов для творческой игры;
- использование в творческих играх различные виды кукольных театров.
Перспективное планирование
Старшая и подготовительная к школе группа.
Сентябрь
1-2 неделя - диагностика
3 неделя
Тема: «Встреча с комнатой сказок»
Цель: Уточнить представления детей о театре; расширять знание театра, как вид искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
4 неделя
Тема: «Учимся говорить четко»
Цель: С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее.
Октябрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо)».
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2 неделя
Тема: «1,2,3,4,5 -стихи мы будем сочинять»
Цель: Уточнить понятие «скороговорка». Упражнять в придумывании рифмы к словам, объяснить понятие «рифма».
3 неделя
Тема: «Сочиняем сказку»
Цель: Развивать у детей творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказки, придуманной детьми.
4 неделя
Тема: Драматизация сказки «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы).
Цель: учить понимать эмоциональное состояние героев; побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (интонация, мимика, пантомима, жесты); воспитывать чувство уверенности в себе.
Ноябрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности».
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2 неделя
Тема: «Психогимнастика»
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
3 неделя
Тема: « Чтение русской народной сказки «Три поросенка». Работа над речью (интонация, выразительность)».
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
4 неделя
Тема: Инсценировка р. н. с. «Три поросенка» (пальчиковый театр).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Декабрь
1 неделя
Тема: «Знакомство с понятием «ролевой диалог»».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных обстоятельствах, развивать связную речь, расширять образный строй речи, воспитывать уверенность.
2 неделя
Тема: «Тихая речь»
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, развивать дикцию и учить строить диалоги, воспитывать терпение и выдержку
3 неделя
Тема: Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
4 неделя
Тема: « Новогодняя елка»
Цель: воспитывать эмоционально положительное отношение к праздникам , побуждать каждого ребенка активно участвовать в подготовке и проведении праздника.
Январь
1 — 2 неделя каникулы
3 неделя
Тема: «Мы - актеры»
Цель: развивать умение выражать основные эмоции и адекватно реагировать на эмоции окружающих людей, используя работу у зеркала и этюдный тренаж. Закреплять понятия: «мимика», «жест», «пантомима».
4 неделя
Тема: Игровые упражнения «Пойми меня», «Измени голос».
Цель: развивать внимание, память, наблюдательность, образное мышление детей.
Февраль
1 неделя
Тема: « Знакомство с видом театральной деятельности (мягкая игрушка)»
Цель: знакомить с навыками владения этим видом театральной деятельности, развивать моторику рук в сочетании с речью.
2 неделя
Тема: «Сказочники»
Цель: побуждать детей сочинять новые сказки, используя персонажей хорошо знакомой сказки, изменяя характеры героев на противоположные.
3 неделя
Тема: Чтение сказки Ш. Перро «Красная шапочка».
Цель: продолжать учить детей слушать сказки, развивать ассоциативное мышление, внимание , усидчивость, воспитывать доброжелательное отношение между детьми.
4 неделя
Тема: Инсценировка сказки Ш. Перро «Красная шапочка».
Цель: учить детей входить в роль; изображать героев сказки; воспитывать артистические качества.
Март
1 неделя
Тема: «Знакомство с видом театральной деятельности – театром масок»
Цель: знакомить с видом театральной деятельности – театром масок, развивать творческий интерес.
2 неделя
Тема: «Чтение сказки «Заюшкина избушка». Подготовка маски для зайчика».
Цель: Развивать умение детей самостоятельно изготавливать атрибуты, воспитывать аккуратность в работе, развивать творчество и фантазию.
3 неделя
Тема: «Подготовка спектакля по сказке «Заюшкина избушка»»
Цель: развивать умение строить диалоги между героями, развивать связную речь, воспитывать уверенность, расширять образный строй речи, следить за выразительностью образа.
4 неделя
Тема: Инсценировка спектакля по сказке «Заюшкина избушка» (для детей младшей группы).
Цель: создать условия для проявления своей индивидуальности, формировать в детях артистичность.
Апрель
1 неделя
Тема: « Знакомство с видом театральной деятельности — куклами — Петрушками»
Цель: Формировать устойчивый интерес к театру , желание управлять куклами различных систем. Поощрять желание участвовать в драматизации, проявлять творческую активность.
2 неделя
Тема: «Освоение детьми навыков управления куклами – Петрушками».
Цель: учить детей управлять куклами – Петрушками; воспитывать любовь к театральной деятельности.
3 неделя
Тема: Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Отработка диалогов.
Цель: развивать умение строить диалоги между героями; развивать связную речь; воспитывать уверенность; следить за выразительностью образа.
4 неделя
Тема: Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» (куклы – Петрушки; показ детям младших групп).
Цель: создать радостное настроение у детей; учить имитировать голоса животных; воспитывать нравственность и духовность.
Май
1 неделя
Тема: Сказка «Репка на новый лад». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
2 неделя
Тема: Показ спектакля по сказке «Репка на новый лад» (для родителей).
Цель: закреплять умения детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
3-4 неделя диагностика
Методическое обеспечение по театральной деятельности
Методическая литература:
·Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», Москва, «Посвещение», 1991г.
·Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
·Л.С. Выготский «Воображение и творчество в детском возрасте», Москва, «Просвещение», 1991г.
·Генов Г. В. «Театр для малышей»
·Журналы «Дошкольное воспитание»: № 1/95г., №8,9,11/96г., № 2,5,6,7,9,11/98г., №5,6,10,12/97г., № 10,11/99г., № 11/2000г., № 1,2,4/2001г.
·Журналы «Ребенок в детском саду»: № 1,2,3,4/2001г.
·Журнал «Секреты кукольного театра», № 1/2000г.
·Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам», Москва, «Просвещение», 1982г.
·Короткова Л. Д. «Сказка – для светлова ума закваска», М.2001. изд. «Педагогическое общество России»
·В.И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 1999г.
·Е. Синицина «Игры для праздников», Москва, «Лист», 1999г.
·Л.Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, «Академия Развития», 1999г.
·Л.М. Шипицына «Азбука общения»,Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1998г.
·Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Подготовка и проведение театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2003 г.
·М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
·Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
·И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
·Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.
·Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду», Москва, Творческий центр “сфера”, 2009г.
·Н.Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва, «ВАКО», 2007г.
Методические пособия:
1 Декорации
2 Игрушки
3 Шапочки, маски
4 Зеркала
5 Атрибуты к подвижным играм
6 Аудиокассеты
7 Ширмы
8 Домики (различной величины)
9 Разнообразные виды кукольных театров
10 Книги-сказки
11 Картины и иллюстрации к сказкам
12 Костюмы сказочных героев (костюмерная)
13 Атрибуты для обыгрывания сказочных сюжетов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театральная гостинная
театрализованная деятельность...
Сценарий театральной гостиной "Театр в жизни детского сада"
Музыкально-педагогическая гостиная для музыкальных руководителей и воспитателей детских садов....
Театральная гостиная.
Цель: Формирование у детей и родителей интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.Задачи:1. Пробудитьинтерес детей и родителей к театру.2. Привить детям первичные навыки в области теа...
«Театральная гостиная» проект в старшей логопедической группе «Сказка»
Тип проекта:По деятельности - исследовательский, творческий, игровой.По содержанию – художественно-эстетический, педагогический.По числу участников: педагоги, дети и родители старшей группы «Сказка».П...
Социальный проект Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. «Театральная гостиная»
Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности нашего ДОУ. Общен...
Проект «Театрально-литературная гостиная»
Актуальность: Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразите...
Социальный проект "Привлечение родителей к развитию речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность "Театральная гостиная"
Театрализованная деятельность – самое увлекательное направление в дошкольном воспитании, в котором ярко проявляется принцип обучения учить играя. Благодаря ей дети знак...