«Использование игрушек в формировании социально-нравственной культуры дошкольника»
статья (старшая группа) на тему

Антощук Наталья Петровна

Обобщение педагогического опыта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta_.docx51.13 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта на тему «Использование игрушек в формировании социально-нравственной культуры дошкольника»

  «К игрушке нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят»      

 Н. Крупская

Важным средством формирования игровых умений у детей и руководства совместными детскими играми служит игровой материал, а в частности игрушка. Игрушка является объектом игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек.

Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игрушки заключается не только в том, что она знакомит ребенка с жизнью, главное она является важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Игрушка обязательный спутник игр для детей. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях. Кроме этого, помогает ребенку осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства детей.

Игрушка в своем развитии прошла большой и длительный путь. С древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, изготовлявшиеся из простейших природных материалов. С помощью таких игрушек воспитывались у мальчика навыки, необходимые для охотника, рыболова.

Игра в куклы и обращение с предметами кукольного хозяйства приучали девочку к труду женщины-хозяйки.

Известны игрушки древнего Египта — куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. К эпохе раннего железа относятся игрушки из косточек — погремушки, сосуды и др.

Игрушки черпают сюжеты из жизни народа, поэтому их называют народными. Они стали отражением быта и жизни народа в различных экономических и общественных условиях.

В своей работе с детьми большое внимание я уделяю использованию игрушки в педагогическом процессе воспитания и обучения. Игрушка несет в себе не только большую педагогическую ценность, но и способствует развитию психических процессов у детей: внимания, мышления, памяти, восприятия. Кроме этого она воспитывает интерес у детей к различной деятельности, формирует любознательность, проявление гуманных чувств, развивает художественный вкус и творческие способности.

Игрушки могут быть самыми        разнообразными по теме и художественному решению, все они несут определенное воспитательное значение.

Игрушки делятся по тематике и назначению:

 -сюжетно-образные;          

           - дидактические;

 -игрушки-забавы;

 -спортивные.

Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых является одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, я использую в сюжетных играх. Эти игрушки предназначены для самостоятельных творческих игр, в которых отражаются разнообразные впечатления детей об окружающем мире. К ним относятся куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, театральные игрушки, празднично-карнавальные и технические игрушки. Благодаря играм с ними я учу детей действовать в воображаемой ситуации, например, такие игры, как: «Фермер», «Спасатели», «Стадион», «Путешествие по странам».

Куклу я использую в большинстве игр дошкольников, помогаю детям полнее и ярче отображать впечатления окружающей действительности. Кукла выступает в роли незаметного партнера. Также использую фигурки животных из пластмассы, резины, древесины, а также из папье-маше и искусственного меха.                

К сюжетно-образным игрушкам также относятся предметы игрового обихода: игровая мебель; посуда, соответствующая и размерам кукол, и росту детей, такая, чтобы ею могли пользоваться сами дети, так как играя, они любят посидеть со своей куклой.

Транспортные игрушки        я        использую деревянные        или пластмассовые: грузовики, самосвалы, легковые автомобили, паровоз с вагонами, корабли и катера.

Эти игрушки дают возможность катать, вращать, крутить, насыпать, поднимать и совершать прочие игровые действия.

В сюжетно-ролевых играх я использую игровые строительные наборы. Вместе с детьми комбинируем различные формы (из кубов, кирпичиков, призм, пластины и т.д.). Они позволяют детям сооружать такие игровые постройки, в которых своеобразно отражаются впечатления окружающего мира. С помощью сюжетно-ролевых игр мы разбираем те или иные ситуации, происходящие в жизни ребенка (темы берем в основном из раздела по основам безопасности жизнедеятельности ребенка). Ведь давно известно, что увиденное лучше и полнее запоминается вместе с услышанным.

Для игр-драматизаций я использую наборы и костюмы, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги или тонкого картона, персонажи литературных произведений.

Наш детский сад работает над проблемой разностороннего развития детей средствами русской народной культуры. Способов и путей в    достижении поставленной цели много, но, я отдаю предпочтение народным играм. Глядя на процесс детской игры с сюжетными игрушками, я заметила, как богато развертывается детская инициатива, работает творческое воображение. Ребенок становится более инициативным, наблюдательным, находчивым, эмоциональным.

Дидактические игрушки предназначены для умственного развития детей. С помощью дидактических игрушек я с детьми провожу различные действия: рассматриваем, ощупываем, сравниваем по цвету, форме, величине, разбираем на части, делаем простейшие обобщения.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, учится новым действиям, приобретает определенные умения.

Народные дидактические игрушки отличаются простотой, лаконичностью форм, яркостью, гармоничным сочетанием формы и цвета. К ним относятся точеные шары из дерева, матрешки, башенки, пирамидки из колец, нанизывающих на гладкий стержень. Этими игрушками я развиваю у детей умение действовать с предметами, различать и называть цвета; подбирать их по цвету, форме, величине; складывая, сопоставляя, вкладывая друг в друга матрешек, надевая на стержень кольца башенки-пирамидки. Я помогаю детям найти ошибку. Наибольшую пользу дидактические игрушки приносят и тогда, когда я рядом с ребенком нахожусь во время игры, уточняю названия цветов, понятия «больше-меньше», сообщаю ребенку новые сведения.

К дидактическим игрушкам относятся и музыкальные игрушки, их я использую для развития музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительности; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев, эмоционально откликаться на мелодию, ритм, самим импровизировать простейшие мелодии. Это дудочки, бубен, барабан, гармоника, игрушечное пианино.

         Игрушки-забавы привлекают детей смешными движениями, звуками, неожиданным раскрытием сюжетов. Функциональность игрушек-забав достигается путем применения механических, пневматических, а также гидравлических устройств. Этими игрушками я вызываю у детей любопытство, радость, развиваю чувство юмора и любознательности.

Спортивные игрушки предназначены для физического развития детей, их я использую как на занятии, так и в самостоятельных подвижных играх.

К спортивным игрушкам относятся каталки, автомобили, тележки, велосипеды, мячи, шары, кегли, санки, флажки, обручи, лошадки, ракетки, дартс (на магнитной основе).

Современная игрушка должна отвечать требованиям гигиены и безопасности и должна вызывать у ребенка положительные эмоции. Нельзя в широкое пользование пускать меховую игрушку, крайне осторожно подходить к окраске игрушки (особенно анилинами), необходима тщательная заделка краев металлической игрушки, поверхности деревянных частей и т.п.

Игрушка должна быть рассчитана на силы и возможности ребенка определенного возраста, иначе оно будет либо скучна, либо перегрузит, утомит и не доставит ему радости.

Для младшего дошкольного возраста важно, чтобы игрушка давала повод для активного действия самого ребенка. Ему приятно двигаться, дудеть, шипеть, ползать и т.п. Ему гораздо интереснее за веревочку возить грузовик, нагружать его, выгружать, чем смотреть, как двигается сам заводной автомобиль.

Ритмическая четкость формы, простота конструкции (без лишних деталей), подвижность, яркость,        условность        окраски        хорошо воспринимаются ребенком и радуют его.

Игрушка едина по своему существу, она воспитывает человека гражданина нашего        общества. Отсюда и        все        тематические, производственные, художественные и педагогические требования, какие мы предъявляем к игрушке.

Методика подачи той или иной игрушки перед детьми зависит от ее типа и задач, которые я ставлю перед собой.

В своей работе с детьми я использую игрушки как средства воздействия на нравственную, умственную стороны воспитания и обучения детей дошкольного возраста

На занятиях я опираюсь на все типы игрушек. С их помощью я развиваю и обогащаю словарь детей, развиваю воображение, память, речь детей. Также воспитываю интерес к труду, способствую развитию театрально-художественных способностей у детей. Приучаю детей любить игрушки, заботиться о них.

В своей работе с детьми, на занятиях по развитию речи с помощью игрушки я учу описывать предметы, правильно произносить звуки, согласовывать существительные, прилагательные, местоимения, глаголы в роде, числе, активизировать словарь детей. Использую игрушку как сюрпризный момент.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений я использую игрушки в качестве демонстрационного и раздаточного материала.

Использую игрушку на занятиях по ознакомлению с предметным и социальным окружением.

Также использую игрушки на занятии по аппликации, как сюрпризный момент.

На занятии по изобразительной деятельности мы используем игрушки для рассматривания. Например, перед тем как разукрасить матрешку, мы с детьми рассматриваем ее, обследуем рукой форму, называем цвета и т.д.

Процесс деятельной жизни ребенка проходит в основном в игре. Благодаря образным игрушкам я слежу за развертыванием сюжетных игр, улавливанием содержания и направленности игры, на коллективное использование игрушек, а также во всех видах деятельности: на занятиях, режимных моментах, играх.

    Дидактические игрушки я применяю для игрового процесса: складывания (мозаика), выкладывание и складывание (вкладки, всевозможные лото, пирамиды по цвету, форме, величине, разрезные кубики и т.д.). Такие дидактические игровые материалы очень важны для малышей, требуют спокойного, сосредоточенного внимания, поэтому ребята длительно и бесконтрольно ими пользоваться не могут. В основном эти игры я использую в режимных моментах, на прогулке.

Строительный материал для детей дошкольного возраста имеет большое значение. С помощью него я развиваю у детей конструктивное мышление, даю навыки в стройке, воспитываю чувство равновесия и устойчивости. Использую на занятии, в режимных моментах и в свободной деятельности детей.

Игрушки-забавы я использую для организации досуга. Этими игрушками я вызываю радостное настроение, неожиданность, чувство юмора, любознательность. Я опираюсь на них на занятиях, в сюрпризных моментах, в играх.

Большое внимание уделяю спортивной игрушке, способствующей развитию движений. Такие игрушки, как мяч, колеса, обручи, веревка и т.д., заставляют ребят бросать, бежать, поднимать, катить и прочее. Использую на физкультурном занятии, в подвижных играх, в индивидуальной работе с детьми, а также на воздухе во время прогулки.

В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека.

Русские народные игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов.

Я использую народные игры на занятиях, в повседневной жизни детей, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар, педагог по физическому воспитанию придумывает комплекс разучиваемых упражнений, педагог по развитию речи развивает навык связного высказывания. Педагоги вносят новизну в хорошо знакомые игры.

Игра «Ручейки».

     Все игры сопровождаются песнями. Песня наиболее популярный вид народного творчества, тесно связанных с игрой. Песня задает игре ритм, настроение, характер, делает более яркий образ, украшает игру поэтическим словом.

В игру вовлекаются воспитатели, родители, что особенно важно для установления преемственности между поколениями и укрепления национального самосознания.

В повседневной жизни, особенно на прогулке, дети любят играть в так называемые дворовые игры. Это игры с преследованием — разного вида «салочки»; игры с поиском — жмурки и другие.

В группе, в свободное время, чаще играют в игры малой подвижности  «Море волнуется», «Краски», и словесные — «Фанты», «Телефон».

В большинстве народных игр есть водящий. Использую разные варианты выбора водящего, чаще — это считалки.

Построенная работа позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка и что самое важное, сформировать интерес к русской национальной культуре, к ее традициям.

С помощью родителей обновляем одежду куклам, даю родителям консультации при подборе игрушек, чтобы вызвать положительные эмоции у ребенка. Советую родителям не покупать детям много сложных, дорогих, всячески разукрашенных игрушек. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов. Обилие игрушек рассеивает внимание дошкольников, мешает сосредоточиться на игровом замысле. Беседую с родителями, чтобы они приучали детей к порядку и бережливости, как правильно хранить игрушки (на полках, еще лучше иметь отдельный игровой уголок). Советую родителям высказывать собственное впечатление об игрушках. Привлекаю их к совместному ремонту с детьми. Прошу родителей оказывать помощь в создании атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Нами была организована выставка игрушек-самоделок (оригами), куда по специально приготовленным детьми приглашениям приходили родители. Лучшие экспонаты выставки и сейчас используются как сюрпризные моменты. Иногда они становятся участниками игровых сюжетов.

После проведения выставки, родители стали активнее участвовать в работе и предложили организовать выставку «Игрушек-самоделок», изготовить их вместе с детьми.

А также мы создали «Музей игрушки» (игрушки наших родителей), фотовыставку «Играем все вместе».

Таким образом, в результате вышеизложенного можно сделать вывод, что игрушка имеет огромное значение в жизни ребенка.

«Игрушки — это рычаг, с помощью которого ребенок стремится познать, пока не виданный ему окружающий мир». М. Бернштейн.

         Игрушка радует ребенка, забавляет его, будит мысль. Она помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей чувства к национальному искусству.

Заключение.

         Игрушка обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представление о людях разных профессий, разных национальностей, она в то же время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка — наиболее доступное детям произведение искусства.

Педагогическое значение игрушки подтверждается изучением ее истории. Игрушка, как и игра, отражает свою эпоху.

На основе вышеизложенного, я считаю, что останавливаться на достигнутом нельзя. В дальнейшей работе с детьми я буду еще более полно использовать игрушки-самоделки, привлекать к их изготовлению как можно больше детей. Так как у меня подготовительная к школе группа, то со следующими детьми я буду вести работу по ознакомлению детей с русской народной игрушкой. Расскажу детям о том, когда и как она появилась на свет, для чего была нужна. В процессе своей работы буду создавать «Музей русской игрушки».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белая К.Ю. «Разноцветные игры». Линка-Пресс. М., 2007г.

Изгаршева В.М. «Игрушки и пособия для детского сада». М.,

«Просвещение». 1987г.

 Издательский дом «Воспитание дошкольника», М., 2004г.

Менджерицкая ДВ. «Воспитатель о детской игре». М.,

«Просвещение». 1982г.

Новоселова СЛ. «Игра дошкольника». М., «Просвещение». 1989г.

Флерина ЕЛ. «Игра и игрушка». М., «Просвещение». 1973г.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий этического характера при формировании социально-нравственных отношений дошкольников.

Обеспечение коммуникативной готовности ребенка к школе путем формирования нравственных отношений. Помочь ребенку осознать свои характерные особенности, приобрести уверенности в себе. Формировани...

Формированию социально-нравственного опыта у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ с социумом

Статья рассказывает о б этапах формирования социально-нравственных чувств у дошкольников, через введение правил в группе....

"Использование ростовых кукол в развитии социально-нравственных чувств старших дошкольников"

Презентация  к педсовету «Проблемы патриотического воспитания и развития социально-нравственных чувств у детей дошкольного возраста".Представление опыта работы по теме: "Сюжетно-р...

Проект на тему «Взаимодействие педагогов и родителей по формированию социально-нравственных основ у дошкольников»

Актуальность   Образование само по себе не формирует гражданина. Именно семья с раннего детства призвана формировать у ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа...

Игра-драматизация, как средство формирования социально-нравственных ценностей старших дошкольников

Нравственные ценности - это система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь....

План по самообразованию старшего воспитателя на 2015-2016 уч.г. "Формирование социально-нравственной культуры у дошкольников"

В современном обществе, где наблюдается кризис социальной сферы, ориентация на культурно-нравственные ценности является очень актуальной....