Сборник игр, развивающих коммуникативные способности детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Сборник игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_igr-2.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

СБОРНИК ИГР,

развивающих коммуникативные способности детей дошкольного возраста.

Составила старший воспитатель МБДОУ №1 Л.В. Кускова

В последнее время многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, не могут поддержать и развить установившейся контакт.

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребёнка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Есть дети, которые враждебно относятся к окружающим, не умеют общаться. Они живут в своём мире, чувствуют, что их никто не любит, им кажется, что они не достойны любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же и страдают. Такие дети имеют низкий уровень самоконтроля, им непременно должны помогать взрослые.

Говорят, что внутри у каждого человека есть так называемая «чаша любви», и вот пока человек её не наполнит, он не сможет отдавать свою любовь другим, поэтому так важно как можно раньше заполнить эту «чашу», чтобы он сам мог любить, позитивно общаться, дарить людям радость.

Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки у дошкольников, основанные на этических нормах и правилах. Всё это поможет жить детям в изменяющейся  социальной среде. Как известно, основным ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Существует много видов игр. В данном сборнике игры направлены на развитие возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, позы, эмоций, вербальной речи.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Отсутствие же коммуникативных навыков приводит к задержке психического развития ребенка, а в будущем – к формированию негативной жизненной позиции.

С помощью этих игр у детей:

-снимаются телесные зажимы;

-происходит эмоциональная разрядка;

-развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

-активизируется внимание;

-проявляются навыки правил поведения;

-повышается самооценка.

В заключении можно сделать вывод, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. Ведь во главе воспитания культурного человека стоим мы — воспитатели и родители.

Где мы были, мы не скажем! 

Цель: развитие групповой сплоченности, находчивости, выразительности движений.

Дети делятся на две группы. Одна группа сначала договариваются, какую деятельность они будут изображать. А затем, со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем!», показывают ее движениями. Вторая группа отгадывает. Затем группы меняются ролями.

«Платочки».

Цель: развитие выразительности движений, чувство ритма и темпа, зрительно – двигательной координации.
Дети стоят врассыпную, у каждого в руках платочек. Под лёгкую музыку дети двигаются по залу и поют песенку:
Я иду, иду, иду. Друга я себе ищу.
Останавливаются перед выбранным ребёнком и поют:
Здравствуй, здравствуй дорогой, 
Рад я встретиться с тобой.
Каждый берётся за кончик платочка своего друга, сгибает руки в локте и под музыку делают движение, имитируя «пиление дров», поют песенку:
Здравствуй моя радость, потанцуем в сладость,
Мы танцуем хорошо, Попрощаемся легко.
Идут, ищут новую пару.

Я хочу с тобой дружить 

Цель: сплочение группы, установление доверительного контакта между детьми

Водящий произносит слова: «Я хочу дружить с…», а дальше описывает внешность одного из детей. Тот, о ком говорят, должен узнать себя, подбежать к водящему и пожать ему руку. Дал ее водящим становится он.

«Гости».

Цель:    развитие эмоционально–волевой сферы, 
выразительности  движений, партнёрских отношений.
Дети стоят  по кругу. Выбирается ведущая. Все дети поют песенку:
Стала Маша детей приглашать.
Иван приди и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
А Никитушка, ну пожалуйста.
На эти слова «Маша» каждого выбранного берёт за руку и по очереди ведёт в центр круга.
Стала  Маша детей угощать:
Ивану блин, и Степану блин,
И Сергею блин, и Матвею блин,
А Никитушке- мятный пряничек.
На эти слова Маша, широко разведя правую руку в сторону, ударяет ладошкой на ладошку каждому ребёнку по очереди, имитируя раздачу блинов.
Стала Маша гостей провожать:
Иван прощай и Степан прощай,
И Сергей прощай, и Матвей прощай,
А с Никитушкой мы пойдём вдвоём.
На эти слова Маша делает прощальный жест рукой, а Никитушку берёт под руку и идёт с ним по кругу и
ставит на то место, где он стоял прежде.

«Пошёл козёл по лесу».

Цель: развитие ориентировки в пространстве, согласованности движений, речедвигательной координации.
Дети стоят врассыпную, на первые слова они вприпрыжку двигаются по группе. Затем выбирают себе пару и выполняют движения по тексту.
Пошёл козёл по лесу, по лесу, по лесу.
Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем,
Головкой покачаем и попой потолкаем,
И снова начинаем.
Игра начинается снова и выбирается другая пара.

«Мы на карусели сели».

Цель: развитие координации речи и движения, слухового внимания, партнёрских отношений.
Дети выбирают себе пару и берутся за руки.  Все движения выполняются по тексту.
Мы на карусели сели, закрутились карусели.
Вверх летели, вниз летели,
Вверх летели, вниз летели.
По очереди приседают и встают.
А теперь с тобой вдвоём мы на лодочке плывём.
Дети садятся на пол,  держатся за руки и упираются друг другу ступнями ног.
Ветер по морю гуляет, ветер лодку наклоняет,
Вправо, влево нас качает.
Покачиваются из стороны в сторону.
А теперь с тобой вдвоём быстро к берегу гребём.
К берегу пристала лодка, мы на берег спрыгнем ловко. И поскачем по лужайке словно зайки, словно зайки.
Дети имитируют «зайцев» и прыгают врассыпную по залу.

Найди друга 

Цель:  сплочение группы, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

Дети сидят на стульях. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, кладет руки на плечи детей и угадывает, кто это. Если он угадал правильно, тот, кого назвали, говорит: «Да, это я – Ваня». После того, как водящему завязали глаза, дети могут поменяться местами.

Вариант с родителями. Упражнение выполняется между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать своего ребенка (или родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем игроки меняются ролями.

«Слон».

Цель: развитие чувства ритма и темпа, зрительно – двигательной координации.
Дети стоят по кругу, в центре - ведущий.
У всех ноги на ширине плеч, руки спрятаны за спину. Все вместе говорят слова и ритмично
переступают с ноги на ногу, «Слон» идет по кругу :
Слон, слон, слон идёт, за собой ребят ведёт.
Раз, два, три-заходи.
На эти слова ведущий останавливается перед выбранным ребёнком,  прыжком расставляет широко ноги, а ребёнок пролезает между ног,
встаёт позади «слона» и кладёт ему руки на плечи. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся в общей веренице.
При желании выбирается новый «Слон» и игра повторяется.

«Мячик».

Цель: развитие координации движений, ловкости, чувство ритма и темпа,  согласованности.
Для этой игры потребуются 4-5
мягких мячей. По количеству мячей образуются пары. Дети встают друг против друга, взявшись за руки и разведя их в стороны, между лбами зажимают мяч. По сигналу начинают двигаться в определённом направлении, например, по кругу. В это время
остальные дети хлопают в ладоши и произносят слова:
Мы с тобой идём вдвоём,
Мячик мы с тобой несём.
Мячик крепко мы прижмём.
Не уроним, донесём.
После пройденного этапа пары меняются.

«Птичка».

Цель: активизация словарного запаса по теме: «Птицы»,  развитие творческого воображения, выразительности движений.
Дети встают в круг. Выбирается «птичка», встаёт в центр круга  и называет себя: синичка, воробей, голубь и т.д.
Дети поют песенку, а птичка « летает» по кругу:
Маленькая птичка прилетела к нам,
Маленькой птичке зёрнышки я дам.
Дети складывают ладошки вместе, имитируя кормушку,а «птичка» подходит к каждому ребёнку и пальчиком - «клювиком» по очереди у каждого «клюёт» корм.
Дети продолжают петь:
Маленькая птичка зёрнышки клюёт,
Маленькая птичка песенки поёт.
Затем  «птичка» выбирает  себезамену.

« Паровозик».

Цель: развитие дружеских отношений, координации движений,  чувства темпа и ритма.
Выбирают одного из детей на роль паровозика. Дети – вагоны становятся в круг.
Паровозик подъезжает, здоровается с каждым: «Здравствуй (имя), ты мне очень нужен, чтобы везти (гостей, ребят, груз и т. д.»).
Так паровозик подходит к каждому.Объявляет: «Загружаемся, поехали…».
Можно организовать по очереди два состава. Они будут двигаться на встречу друг другу. Во время движения можно петь песенку:
«Едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс,
Две трубы, сто колёс, машинистом рыжий пёс». Объявляется конечная остановка, даётся гудок.
Паровозик, обращаясь к каждому по имени, говорит:
«Спасибо тебе за то, что помог отвезти …».

 

“Дождик”. 

Цель: воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения при помощи телесных контактов.
Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга и говорят слова:
- Дождик бегает по крыше.
- Бом! Бом! Бом!
- По весёлой звонкой крыше.
- Бом! Бом! Бом!
Постукивают подушечками пальцев по спине.
-Дома, дома посидите.
- Бом! Бом! Бом!
- Никуда не выходите.
- Бом! Бом! Бом!
Поколачивают спину кулачками.
- Почитайте, поиграйте.
- Бом! Бом! Бом!
А уйду - тогда гуляйте…
Бом… Бом…Бом…
Поглаживание спины ладонями.

Зеркало 

Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого, сплочение группы.

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

«Паучок и мушки».

Цель: развитие согласованности движений, быстроты реакции, активизация внимания.
Двое детей – «паучков» берутся за руки и поднимают их вверх. Это ловушка. Остальные дети – «мушки».
Берутся за руки и проходят через «ловушку», проговаривая стишок:
Жил на свете паучок,
Быстроногий старичок.
Паучку нужна сноровка,
Сети он раскинет ловко –
И висит ловушка.
Берегитесь, мушки!
«Ловушка»  захлопывается с окончанием пения. Пойманный ребёнок встаёт в круг и становится
«паучком». Игра повторяется до тех пор, пока не останется 2-3 не пойманных  «мушки».

«Подушка».

Цель: воспитание тактильных ощущений, снятие эмоционального напряжения  при помощи телесных контактов, развитие чувство такта, партнёрских отношений.
Дети встают в круг, взявшись за руки. В центре стоит ведущий с подушкой. Дети идут по кругу, ведущий идёт в противоположную сторону, все поют песню. 
Ты легка моя подушка, 
Мягкая такая,
Кто кладёт тебя под ушко-
Сразу засыпает.
Выбрать друга иль подружку, 
На эти слова ведущий выбирает друга и протягивает ему подушку, они идут в центр, кладут подушку на пол встают на колени  и обнимаются, а дети продолжают петь:
В круг друзей спешу  я,
Рядом положу подушку ,
Друга обниму я.
Выбранный ребёнок становится ведущим.

«Пошёл гулять наш милый гном».

Цель: Развитие координации движений, быстроты реакции, активизации внимания.
Дети встают в круг. В центре стоит ведущий-гном. Дети поют песню и хлопают в ладоши, а «гном» вприпрыжку бегает по кругу.
Пошёл гулять наш милый гном
И встретил друга за углом.
«Гном»выбирает себе друга.
Пошли гулять они вдвоём
и напевали: бим, бам, бом.
Дальше все вместе выполняют движения по тексту:
Похлопаем, потопаем,
Покружимся, повертимся.
И счастлив, счастлив милый гном-
Ведь мы теперь с тобой вдвоём.
Ведущимстановитсявыбранныйребёнок.

«Колпачок».

Цель: Развитие координации движений, быстроты реакции, активизации внимания.
Дети встают в круг. В центре круга -ведущий. У него на голове надет колпачок. Дети поют песню и идут по кругу, а «колпачок» пляшет:
В наш весёлый хоровод
Явился колпачок,
В наш весёлый хоровод
Явился колпачок.
Трижды пять-пятнадцать.
Давайте-ка считаться. Колпачок!
Дальше движения выполняются по тексту.
Колпачок, покружись,
Всем ребятам покажись.
Теперь на месте стой!
Меняемся с тобой!
На эти слова ведущий бросает назад свой колпачок. На кого упадёт колпачок - тот становится ведущим.

«Звёздочки».

Цель: развитие слухового внимания, воображения, согласованности движений, активизация словаря по теме «Космос».
Звучит спокойная музыка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, проговаривая слова:

В небе звёздочки блестят,
Весело сверкают,
И с ребятами они поиграть желают.
Кружась, расходятся по всей группе.
Педагог говорит:
Ну-ка, звёздочки, светлей на небе засияйте,
Звёздную карусель в небе начинайте.
Хлопает в ладоши:
- Раз-два-раз!  Раз-два-раз!
Созвездья мы найдём сейчас.
Дети быстро встают в круг по 3-4 человека, берутся за руки и образуют «созвездия». Ведущий подходит по очереди к каждому кругу и спрашивает, как называется их «созвездие».

 

 

«Найдипару»

Цель: развитие внимания, проявление инициативы,
преодоление застенчивости, развитие лексического словаря по теме: «Животные и их детеныши».
для этой игры понадобятся картинки из серии «Животные и их детеныши». Половине игроков раздаются картинки со взрослыми животными, а второй – детеныши. При раздаче картинок, надо обязательно сказать, что смотреть можно только тогда, когда все получат картинки. Воспитатель говорит:
- Раз, два, три свою семью найди!
Дети по картинками ищут своё семейство, затем встают рядом, кладут руки друг другу на плечи и по очереди говорят:
-Я мама-овца.
-Я папа-баран.
-Я маленький ягнёнок.
Каждое семейство называет себя. Для детей младшего возраста можно использовать звукоподражание.

Слепой и Поводырь  

Цель:  развитие межличностного доверия,  умения чувствовать других.

Дети разбиваются на пары. Один  - «слепой», другой – «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия. «Слепой» с закрытыми глазами встает сзади «поводыря» и держится одной рукой за его плечо. Цель поводыря – провести слепого так, чтобы тот не упал, не споткнулся, не ушибся. Поводырь сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Затем траектория и скорость движения увеличивайся. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются ролями.

«Петя - Петушок».

Цель: Развитие координации движений, быстроты реакции, активизации внимания.
Дети встают в круг. В центре – ребёнок - «петушок» с пером в руке.
Дети идут по кругу, внутри круга противоходом шагает «петушок».
Дети проговаривают слова:
Петя, Петя-петушок, золочёный гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Петя по двору ходил, перо Петя уронил.
Дети останавливаются.  «Петушок» роняет перо перед ребёнком, рядом с которым стоит. Дети притопывают правой ногой и говорят слова:
Перо Петя уронил.
Кто перо найдёт,
Тот кричать начнёт.
Ребёнок,  перед которым лежит перо,
кричит:  
«Ку-ка-ре-ку! Я быстрее всех бегу»!
«Петушок» и ребёнок выходят из круга и встают спинами друг к другу.
Двое детей, рядом с которыми они стоят, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети хором говорят:  «Раз, два, три! Беги»! «Петушок » и ребёнок бегут в разные стороны, обегают круг, забегают через ворота в центр круга. Тот, кто успел первым, становится «петушком».

«Колечко». 

Цель: развитие слухового внимания, сообразительности, тактильных ощущений.
Для этой игры выбирается один ребёнок, который будет искать колечко.  В качестве «колечка» можно использовать любой мелкий предмет. Ведущий 
уходит из комнаты. Он не должен  знать, у кого из детей будет спрятано  «колечко».
Прятать  «колечко» можно в одежде, в обуви, в волосах одного из детей. Когда всё готово, зовут ведущего. Дети поют песенку:
Где ты, где ты, где ты,  колечко,
Я тебя найти не могу.
Может в ведре, а может в речке,
Может скрылось в траве на лугу.
Ведущий проходит мимо каждого ребёнка, он должен быть внимательным, т.к. приближаясь к тому, у кого спрятано «колечко», дети начинают петь громче, а если удаляется – поют тише. После того, как будет найден ребёнок, у которого спрятано «колечко», начинается обследование на ощупь. Следующим ведущим становится тот, у кого было «колечко».

«Ромашки на лугу».

Цель: развитие слухового внимания,
воображения, активизация словарного запаса по теме «Цветы»,выполнение согласованных движений.
Воспитатель предлагает детям поиграть в луговые цветы.
«Наша группа - это большой луг. Все дети ромашки».
Звучит весёлая музыка – значит,  наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая руки вверх. Когда звучит грустная музыка, идёт сильный дождь, ромашки садятся на корточки поближе друг к другу, обнимают за плечи, закрывают глаза, им холодно и страшно. Снова звучит весёлая музыка, ромашки поднимаются. Ведущий говорит:
«Ромашки, соберитесь в букет.
Раз, два, три по три ромашки  в круг
беги». 
Дети-ромашки встают в кружок по три цветка и берутся за руки. Для детей постарше можно усложнить игру тем, что каждый ребёнок называет себя любым луговым цветком, а в букет собираются и по пять, семь цветов.

«Клубок».

Цель: развитие коммуникативных навыков,
координации речи и движения.
Дети держатся за руки и идут за ведущим по кругу, заматывая  «клубок».
«Я по горенке иду, клубок ниток несу.
Клубок маленький, нитки аленьки.
Клубок катится, нитки тянутся.
Нитка дольше всех, перевёртов шесть».
При повторении слов, «клубок разматывается». В конце песни дети становятся в круг, поднимают руки.
«Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась».
На последнем слове резко опускают руки вниз и расцепляют их.

«У оленя дом большой».

Цель: активизация словарного запаса по теме «Дикие животные»,развитие товарищеских отношений.
Дети встают в круг и выбирают «оленя», он становится в центр круга. Остальные дети называют себя другими лесными животными.
Все идут по кругу и поют:
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окошко.
Зайка по лесу бежит,
В дверь к нему стучится:
«-Тук-тук, дверь открой, там в лесу
Охотник злой.
-Зайка, зайка, забегай, лапку мне давай».
«Олень» и «зайка» садятся в круг.
Дети снова поют песню, игра продолжается, пока все звери не окажутся в тесном  круге.
«Олень» поёт песенку:
«Мои милые зверюшки,
Надо выйти погулять.
Убежал охотник злой,
Спешите все домой».
Дети - «зверюшки» разбегаются в разные стороны.

«Ходит дятел по житнице».

Цель:  развитие ориентировки в пространстве, активизации  внимания, речедвигательной координации.
В игре принимает участие нечётное количество детей. Дети  вприпрыжку бегают по залу, приговаривая:
Ходит дятел по житнице,
Ищет зёрнышко    пшеницы,
Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму. 
С этими словами дети находят себе пару. Тот, кто не успел найти пару и остался один, становится «дятлом»

 

«Звёзды».

Цель: развитие творческого воображения, слухового внимания, чувство ритма, партнёрских отношений.
Дети делятся на две группы - «морские звёзды» и «звёздочки». «Звёздочки» в каждой руке держат по колокольчику. «Морские звёзды»садятся на пол по-турецки и покачиваются из стороны в сторону под песню:
В чёрной-пречёрной морской глубине. 
Звёзды морские живут в тишине. 
Думает каждая, лёжа на дне:
«Вот бы и мне засиять в тишине».
Дети - «звёздочки» в это время бегают на носках между ними и звенят колокольчиками. На проигрыш или по сигналу «звёздочки» встают в пару с «морскими звёздами», отдают им один колокольчик и кружатся, звеня колокольчиками, которые держат в левой руке.

Выключенный звук 

Цель: развитие невербальной коммуникации, выразительности движений

Для игры можно использовать макет телевизора с отверстием вместо экрана. Дети по очереди садятся на стульчик «в телевизор». Затем  ребенка просят рассказать детям какую-нибудь историю, например о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут взрослый дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Рассказчик может жестикулировать, изображать действия и т.п. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз. Затем можно сменить рассказчика. 

«Путаница».

Цель:  формировать умение действовать сообща, подчиняться общей цели, развивать сообразительность, смекалку, инициативу.
Для этой игры выбирается водящий.
Он уходит в другую комнату или отворачивается. Остальные дети встают в круг, берутся за руки. Если игра проводится  в первый раз, то инициативу проявляет взрослый.
Не расцепляя рук, он старается запутать хоровод. Можно подлезать под руки детей, перешагивать через сцепленные руки. Когда всё будет готово, дети зовут ведущего словами:
Путаем, путаем, весь клубок запутаем.
Поднырнём, перешагнём,
Весь клубок перевернём.
Алёша, посмотри на нас
И распутай сей же час.
водящий подходит к «путанице» и, не расцепляя рук детей, пытается распутать «клубок».

«Хвост дракона».

Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, согласованности движений.

Дети встают друг за другом и крепко держатся руками за пояс впереди стоящего ребёнка. Первый ребёнок – это голова «дракона». Последний – «хвост». По сигналу тот, кто стоит первым, должен поймать последнего, при этом все крепко держатся друг за друга, а «хвост» пытается  увернуться от «головы». Если кто-то расцепит руки или упадёт – игра останавливается.
Играют до тех пор, пока «голова» не поймает свой «хвост».

«Рыбаки и рыбки».

Цель: Развитие согласованности движений, быстроты реакции, активизации внимания.
5-6 детей встают в круг и поднимают руки вверх, образуя «сеть». Остальные ребята – «рыбки». Они пробегают под руками ребят, соединив ладошки и покачивая ими вправо-влево, как рыбки шевелят хвостиками. Все поют песенку:
Рыбки, рыбки, приплывайте
В наши сети попадайте.
Плавайте туда-сюда,
Не уйти вам никуда.
С окончанием пения дети опускают руки, «рыбки», оказавшиеся в сети, встают в круг.
встают в кр При повторении игры сеть увеличивается. Оставшиеся   2 – 3 ребёнка становятся победителями.
образуют

«Мышка».

Цель: развитие координации речи и движения,
согласованности игровых действий.

Дети встают в круг, ноги поставлены вместе, руки за спиной.  С помощью считалочки выбирается «мышка», она уходит за круг.
Дети поют песенку:
Мышка, мышка, где твоя норка,
Где твоя норка, где твой дом?
С окончанием песенки, дети подпрыгивают и ставят ноги на ширине плеч.
Пока поют дети, «мышка» бегает по кругу, а потом, по окончании песни, «мышка» останавливается за спиной одного из детей, пролезает у него между ног, встает перед ребенком и, показывая руками, пропевает:
Вот моя норка, вот мой дом.
На кого показала «мышка», тот становится водящим и уходит за круг. Игра повторяется.

Магнит 

Цель: формирование навыков сотрудничества, снижение застенчивости, развитие умения чувствовать других.

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Пока звучит музыка, они двигаются по кругу. Когда музыка останавливается, взрослый называет чьё-нибудь имя (Юля). Тогда все дети, отпустив руки, бегут к Юле и встают вокруг нее в тесный кружок, так как Юля – магнит. Затем игра возобновляется. Магнитом должен побывать каждый ребенок.

Мои руки хороши, а у соседа лучше 

Цель: формирование положительного отношения к сверстнику, сплочение группы

Дети стоят в парах и дотрагиваются до названой части тела сначала своей, а потом - товарища со словами: «Мои руки (показ) хороши, а у соседа лучше (взять товарища за руки). Мои ноги хороши, а у соседа лучше». Перечисляются части тела: нос, плечи, уши, локти, коленки, пятки, спина.

«Иголка и нитка».

Цель: развитие координации речи и движения, активизация глагольной лексики.

Дети становятся цепочкой друг за другом, держась за руки. Первый ребёнок-иголка. Он  бегает, меняя направление, то слегка приседая, то выпрямляясь. Остальные бегут за ним, выполняя те же движения, все вместе пропевают слова под любую подходящую мелодию:
«Иголочка, иголка, ты шей
И штопай тонко.
Вверх и вниз скорей ныряй,
Только нитку не теряй.
В след за иголкой
Нитка ныряет, Коле штанишки
Она зашивает».
Спросить у детей, что может ещё делать иголка? Пришивать, подшивать, сшивать и т.д.
«Давайте пришьём кармашек к платью Даши. Снова «иголка с ниткой ныряют, Даше на платье карман пришивают».

Испорченный телефон 

Цель: развитие слухового внимания, коммуникативных навыков, умения точно передавать и воспринимать информацию.

Дети встают в ряд. Первый ребенок говорит тихо на ухо какое-либо слово или фразу рядом стоя-щему, тот передает следующему и т.д. У последнего спрашивают, какое слово (фразу) он услышал. Если слово (фраза) правильное, то телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает у всех по очереди (начиная с последнего), какое они слышали слово. Так узнают, кто напутал – испортил телефон. 

Мои друзья 

Цель: сплочение группы, повышение уверенности в себе и чувства защищенности

Дети встают в круг и, поочередно ударяя мячом об пол, говорят: «Я знаю пять имен моих друзей: Оля - раз, Ваня — два» и т.д., а затем передают мяч другому участнику. По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой подводят детей к выводу о том, что хорошо иметь много друзей.

Карандаш 

Цель: развитие навыков конструктивного взаимодействия и сотрудничества в паре, развитие произвольности.

Перед каждой парой на полу лежит карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили карандаш, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями.

Гляделки 

Цель: создание дружеских связей, сплочение группы, развитие умения понимать другого человека без слов

Для того, чтобы понять другого человека, необязательно использовать слова, например, можно понять его по взгляду. Для этого нужно встретиться взглядом (посмотреть друг другу в глаза). Сейчас вы будете встречаться с кем-нибудь из ребят взглядами, внимательно смотреть друг на друга, а затем меняться местами

 По окончании упражнения детей спрашивают, трудно ли было встречаться взглядами и почему.

Тропинка к другу

Цель: сплочение группы, развитие эмоциональной сферы.

Ведущий предлагает детям сесть вокруг листа ватмана и нарисовать фломастером дорожки друг к другу (кто к кому захочет), затем провести дорожки и к остальным детям.

Рукавички 

Цель:  развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички.

Замечание: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

Сочиним историю  

Цель:  научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам, развитие коммуникативных навыков,.

Ведущий берет какую – нибудь игрушку и начинает про неё историю: «Жил-был маленький зайчик. Больше всего он любил...». Передает игрушку следующему участнику, тот продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается. «Он жил с…», «Однажды он решил…»

Дракон 

Цель: развитие групповой сплоченности, снятие напряженности, создание положительной атмосферы

Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. Игру рекомендуется проводить в конце занятия.

Тень 

Цель: развитие выразительности движений, внимания к чувствам и действиям другого.

Один играющий ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они его тень и должны быстро и четко повторять его движения. Затем ведущий меняется. Игру можно проводить в парах: один ребенок – человек, другой – его тень.

Ручеек 

Цель: сплочение группы, развитие умения действовать сообща, оказывать поддержку

На полу мелом рисуется ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. Туристы выстраиваются друг за другом в одну «цепь», кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам ручья. Оступившийся попадает ногой в ручей и встает в конец цепи.

Вариант: игру можно проводить в парах. Тогда один из пары стоит на одном береге, а второй ребенок – на другом. Дети упираются друг в друга ладошками.

Пять островов 

Цель: активизация внимания и физической активности, развитие способности к кооперации.

На полу пять кругов разного цвета, достаточно больших, чтобы разместить всех участников. Попросите всех выбрать остров, на котором они хотели бы жить. Предупредите участников, что один из островов очень скоро затонет в море, и жители этого острова будут вынуждены быстро переселиться на другие острова. Пусть все разместятся, а потом выкрикните цвет острова, который тонет. Участники бегут к четырем другим островам. Игра продолжается до тех пор, пока все не соберутся на одном острове. Игру можно проводить как в начале, так и в конце занятий. 

Обмен 

Цель: учить договариваться, преодоление барьеров в общении, коррекция жадности.

Каждый ребенок получает набор из нескольких предметов (4 ребенка, по 4 предмета у каждого – по количеству играющих). Набор предметов у всех одинаковый (шишка, орех, камушек, мячик)

«Каждый из вас должен обменяться с другими детьми и собрать в свою коробочку только одинаковые предметы, например, только 4 орешка или 4 камушка. Но говорить о том, что вы хотите собрать – нельзя. Во время обмена не забывайте говорить «Спасибо». Игра закончится, когда первый из вас соберет все одинаковые предметы».

Групповой массаж 

Цель: усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной чувствительности.

Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Соседи сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего впереди него. Можно слегка постучать кулачками по спине, погладить по голове. Упражнение лучше применять в конце занятия.

Сиамские близнецы 

Цель:  развитие умения чувствовать других, договариваться, согласовывать свои действия

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой.

Неваляшка 

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие доверия, умения чувствовать других

Количество участников трое: родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2 – 3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Соломинка на ветру 

Цель:  коррекция страхов, застенчивости, развитие доверия, умения чувствовать других

Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6 – 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу. 

Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

Выключенный звук 

Цель: развитие невербальной коммуникации, выразительности движений

Для игры можно использовать макет телевизора с отверстием вместо экрана. Дети по очереди садятся на стульчик «в телевизор». Затем  ребенка просят рассказать детям какую-нибудь историю, например о том, как он шел сегодня в детский сад. Через несколько минут взрослый дает команду, по которой ребенок замолкает. Взрослый говорит детям «У нашего телевизора выключился звук. Давайте попробуем понять, о чем нам рассказывает (имя ребенка) без слов». Дети «озвучивают» рассказ ребенка. Рассказчик может жестикулировать, изображать действия и т.п. Если рассказчика поняли неправильно, необходимо повторить еще раз. Затем можно сменить рассказчика. 

Групповой коллаж  

Необходимые материалы: ватман; различные изобразительные материалы, фольга, обрезки меха, ткани, поролона; различные журналы; клей; ножницы; коробочки из-под чая, мыла, конфет. 

Тема групповой композиции (инсталляции) может быть определена заранее психологом в соответствии с его целями, но более интересной для детей будет работа над темой, выбранной ими самостоятельно. 

Ватман помещается в центр комнаты. Участники рассаживаются вокруг него.«Сейчас из предложенных материалов вы создадите групповую композицию на тему... Участвовать в этой работе должен каждый». Время на работу — 30-35 минут. С самого начала работы включается фоновая музыка.

Обсуждение. В течение 5-7 минут необходимо придумать к композиции историю, сказку. После этого необходимо обсудить групповую работу, проговорить свои чувства, переживания, полученный опыт. 

Ожерелье пожеланий  

Цель: интеграция эмоционально - положительного опыта.

На столе лежат отрезки шерстяной нити по 60 см по числу участников и большое количество отрезков нити по 10 см разного цвета. «Сейчас каждый из вас возьмет себе один длинный отрезок нити и повесит его на грудь, завяжет узелком, сделав «Ожерелье для пожеланий». Затем возьмите несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых вы будете привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Будьте внимательны, не пропустите никого». В результате у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

Покажи пальцем  

Цель: реализация обратной связи в группе.

Участники садятся в круг. Взрослый просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто, с точки зрения каждого участника, обладает определенным свойством. Он задает следующие вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т. д.

Правила дружбы Беседа

С детьми обсуждаются правила бесконфликтного общения. Например:

Помогай другу. Если умеешь что-то делать – научи и его. Если друг попал в беду - помоги, чем сможешь или позови на помощь взрослых.

Делись всем с другом и он поделится с тобой

Останови друга, если он делает что-то плохое

Не ссорься, не спорь по пустякам. Уступи, и он уступит тебе. Если ты поступил плохо, не бойся признать это и попросить прощения.

Соблюдай правила, старайся выигрывать честно. Не обижайся, если проиграл.обидно проигрывать, но не стоит падать духом.

Не радуйся проигрышу друга, не смейся над ним.

 

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Пресс-конференция

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например:“Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Рассказ по кругу

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Волшебные водоросли

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Изобрази пословицу

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Магазин игрушек

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Ищем клад

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.

Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Скульпторы

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра проводится на занятии по лепке.

Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

Близнецы

Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Без маски

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.

Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это...”;

“ Особенно мне не нравится, когда...”;

“Однажды меня очень напугало то, что...”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я...”.

Моё настроение

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Астрологи

Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

 

Оживи маску

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Диагностическая анкета направлена на выявление уровня развития коммуникативных способностей ребенка. Перед ее заполнением  необходимо провести наблюдение за поведением и деятельностью ребен...

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Одно из важнейших задач программы является развитие коммуникативных способностей дошкольников. Эти способности помогут детям спокойно войти в школьную жизнь. Коммуникативному развитию начинаем уд...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста...