Влияние физическй культуры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (развитие речи) по теме
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_fizicheskoy_kultury_na_razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние физической культуры на развитие коммуникативных способностей
детей дошкольного возраста
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
Соответствующие условия можно создавать на физкультурных занятиях. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Взаимосвязь процессов физического воспитания и развития речи приводят к развитию памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики и связной речи детей дошкольного возраста.
Упражнения и игры по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Их можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Упражнения по развитию речи, проводимые в игровой форме, могут широко использоваться на совместной деятельности по физкультуре, на утренней гимнастике, во время физкультминуток, гимнастики после дневного сна, в подвижных играх, во время прогулок, а также на физкультурных праздниках. Включение в разные виды занятий по физической культуре считалок, поговорок, пословиц, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса детей к разным движениям. Все это создает положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий будет способствовать быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.
Формы физкультурно - речевой работы.
- Вид: Считалки
Пример: Народные: «Заяц белый, куда бегал, в лес дубовый, что там делал…»
Современные: «1,2,3,4, кто не спит у нас в квартире. Всем на свете нужен сон, кто не спит, тот выйдет вон»
Цель использования, в каких случаях используется:
Практически во всех подвижных играх и игровых упражнениях необходим выбор водящего
2.Вид: Слова – заклички в подвижных играх
Пример:
Игра «Совушка – сова»
«Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит…»
Игра «Два Мороза»
«Мы два брата молодые, два Мороза удалые…»
Цель использования, в каких случаях используется:
Слова – заклички помогают детям не только восстановить силы и дыхание, но и совершенствуют память и речь.
- Вид: Стихи на спортивную тематику
Пример:
Стихотворение «Канатоходец»
«В час прогулки по канату
Я уверенность храню.
Свой мешочек (он не вата),
Ни за что не уроню».
Цель использования, в каких случаях используется:
Используются при выполнении ОРУ и основных движений
4.Вид: Спортивные термины
Пример:
Виды спорта: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика и др.
Гимнастические снаряды: батут, канат, гимнастическая стенка и др.
Спортивные термины: приставной шаг, эстафета, равнение и др.
Цель использования, в каких случаях используется:
Обогащение словарного запаса детей за счет названий видов спорта, гимнастических снарядов и спортивных терминов
5. Вид: Обговаривание правил игры
Пример:
Вопросы педагога:
- «Знаете ли вы такую игру?»;
- «Знакомы ли вы с правилами этой игры?»;
- «Объясни всем правила игры».
Цель использования, в каких случаях используется:
Закрепление знаний о правилах подвижных и малоподвижных играх, умение организовывать игры в самостоятельной деятельности
6. Вид: Игровые зарядки
Пример:
Ходьба: «Жил на свете пес лохматый, очень важный был. Ранним утром спозаранку прогуляться выходил»
Цель использования, в каких случаях используется:
Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса
7. Вид: Речевые приемы
Пример:
Наклоны: «Гуси шипят, ш-ш-ш»
«Дровосек рубит дрова, ух!»
Наклоны: «Часики, тик-так» и др.
Цель использования, в каких случаях используется:
Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для младших дошкольников
8. Вид: Различные виды расчета при построении
Пример:
«На 1,2 – рассчитайсь!»,
«По – порядку рассчитайсь!»
Цель использования, в каких случаях используется:
Развитие речевого аппарата, улучшение звукопроизношения, использование для старших дошкольников
9 Вид: Стихи и песни тематического содержания
Пример:
Песни: Н. Луконина, Л. Чадова «Зарядка»
Ю. Чичков «Физкульт – ура!» и др.
Стихи: В. Волина «Лыжи»
Т. Волгина «Саночки» и др.
Цель использования, в каких случаях используется:
Повышение интереса к физическим упражнениям, активизация словарного запаса, использование на спортивных праздниках и физкультурных досугах
10. Вид: Театрализованные спектакли о спорте и ЗОЖ
Пример:
Голицина Н.С., Шумова И.М.
«Мишка заболел», «Советы доктора Айболита», игра – забава «Мое тело» и др.
Цель использования, в каких случаях используется:
Развитие памяти, внимания, речи.
Мотивация к занятиям физической культурой.
11.Вид: Ритмическая и пальчиковая гимнастика
Пример:
Ритмическая гимнастика:
Упражнения – «Волк идет», «Боксируем», «Радуется Шапокляк»
Комплексы сюжетно – ролевой ритмической гимнастики «Бременские музыканты», «Снежная королева»
Пальчиковая гимнастика:
«Замок», «Домик», «Петушок», «На прогулку мы идем».
Цель использования, в каких случаях используется:
Развитие ритма и мелкой моторики рук
12. Вид: Упражнения на развитие мелкой моторики
Пример:
Эстафеты:
«Звуковая поляна», «Волк и заяц».
Игры с мячом:
«Хватайка», «Горячая картошка»
Цель использования, в каких случаях используется:
Развитие мелкой моторики, ловкости, быстроты реакции
13.Вид: Дыхательная гимнастика
Пример:
«Насос», «Ветер», «Травушка» колышется», «Ёжик», «Каша кипит»
Цель использования, в каких случаях используется:
Координация движений рук с дыхательными движениями грудной клетки, тренировка правильного носового дыхания, укрепление круговой мышцы рта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование современных педагогических технологий в организации образовательной деятельности по речевому развитию и развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
В докладе описаны современные педагогические технологии по развитию коммуникативных способностей детей....
Влияние фитбол – гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста
Краткое ознакомление со значением и методикой проведения фитбол - гимнастики в дошкольном учреждении....
Родительское собрание в старшей группе №1 детей с нарушением зрения на тему «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по театрализованной деятельности...
«Развитие детской инициативы с использованием современных педагогических технологий по развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Детская коммуникативная инициатива является важнейшим показателем детского развития, это способность детей к самостоятельным, активным действиям, развитие коммуникативных способностей детей, позволяющ...
Влияние музыкальной игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность, способствующую развитию музыкальных, художественных и творческих проявлений у детей дошкольного возраста....
Влияние занятий физической культуры на развитие речи у детей дошкольного возраста
Статья рассматривает влияние физической культуры на развитие речи у детей в детских садах. Она обсуждает связь между физической активностью и развитием мозга, координацией движений и развитием речи, с...