Хлеб-всему голова!
материал на тему
Предварительный просмотр:
Беседа на тему «Хлеб всему голова»
по формированию представлений о процессе производства хлеба и бережного отношения к нему у дошкольников старшего возраста.
Автор Абдулахова Ольга Борисовна воспитатель МБДОУ №10 г. Майкоп Республика Адыгея.
Программное содержание.
Расширить знания детей о профессии пекаря и хлебороба. Познакомить детей с историей выращивания хлеба в России, с разными видами зерновых культур, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Формировать у детей представление о процессе производства хлеба. Закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности. Воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей и бережное отношение к хлебу.
Активизация словаря: хлебороб, пекарь, колоски пшеничные, зерно.
Обогащение словаря: святыня.
Материал. Хлебобулочные изделия, мука, колоски пшеничные.
Методические приёмы.
- Слайд. Хлеб. Хлебобулочные изделия.
Дети, посмотрите на экран и послушайте стихотворение.
Не напрасно народ,
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет,
Самой первой святыней.
Золотые слова,
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!
Дети, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе.
Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. Скажите, из чего делают эти продукты питания? (Из муки.) Правильно из муки.
- Слайд. Пшеница и мука
А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе?
- Слайд. Из зерна появляются всходы.
Когда то очень давно человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение с множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю
- Слайд. Первые орудия труда для хлеборобов (мотыга, молотилка).
Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.
- Слайд. Крестьянин с деревянным плугом.
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.
- Слайд. Сельскохозяйственная техника.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ребята, вставайте сейчас мы с вами поиграем в игру «Мы посеяли зерно». Я буду вам говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять.
- Слайд. Физкультминутка «Мы посеяли горох».
- Поочередно разводим руки в стороны вправо, затем влево.
Весной давно мы посеяли зерно. - Приседаем на корточки, затем медленно встаем в полный рост и поднимаем руки вверх над головой.
Прорастут ростки, скоро будут колоски.
- Руки сгибаем в локтях, ритмично двигая вперед назад.
А придет пора, выйдут в поле трактора.
- Наклоны, имитируем сбор колосьев. Руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга.
Уберем урожай. Испечем каравай!
Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжим нашу беседу.
- Слайд. Зерновые культуры.
Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самыми питательными для человека является рожь и пшеница.
- Слайд. Хлебобулочные изделия.
Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.
Послушайте русские поговорки о хлебе.
• Хлеб да вода – богатырская еда.
• Хлеб батюшка, водица матушка.
• Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
• Худ обед, коли хлеба нет.
• Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
• Пот на спине – так и хлеб на столе.
Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ.
- Слайд. Уборка зерновых культур.
Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу.
- Слайд. Мельница, мука.
Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.
- Слайд. Хлебозавод.
Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.
Слайд. Доставка хлеба .
Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
- Слайд. Каравай на рушнике с солью.
Выходит девочка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.
Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.
Ребята, сегодня мы с вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Послушайте считалки о хлебе.
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
А теперь загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом,
Режут ножом. (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)
Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Что на сковородку наливают,
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Давайте проговорим чистоговорки о хлебеЖок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...
"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"
"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова" Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...
"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе
Цель: Продолжать расширять знания детей о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди каких профессий помогают хлеборобам; какие орудия и машины используются при...
Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"
Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....
Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.
Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....
Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"
Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....