Этикет общения
проект на тему

Ольга Борисовна Абдулахова

Этикет общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu_etiket_obshcheniya.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему «Этикет общения»

по формированию навыков речевой культуры у детей  старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Проект разработала Абдулахова Ольга Борисовна воспитатель МБДОУ №10 г. Майкопа Республика Адыгея

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, групповой. 

Срок реализации: октябрь -  май.

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность.

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной.

   Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает развитие у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

Чем раньше будет начато воспитание речевого поведения, тем успешнее ребенок будет применять усвоенные социально-этические правила в общении со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, специальное изучение вопроса формирования коммуникативной компетентности позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной, а сознательное освоение этических норм и правил поведения поможет ребенку стать более активным участником речевого общения.

Проблема:

Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно,  испытывают в дальнейшем трудности  при адаптации в школе.

Проблема (на уровне ребенка): Хочу научиться быть вежливым.

Цель и задачи проекта.

Цель.

Создать условия для усвоения детьми средств речевого этикета, способствующих доброжелательности общения.

Задачи.

  1. Формировать представления о культуре поведения и основах речевого этикета на основе знакомства с базисными нравственными категориями.
  2. Формировать коммуникативные умения у детей, ввести в активный словарь определенный набор этикетных формул.
  3. Воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.
  4. Приобщать родителей к совместной работе над вышеизложенными задачами.

Этапы проекта:

Подготовительный этап.

1. Создание положительной мотивации участников проекта.

2. Распределение функциональных обязанностей между участниками проекта.

3. Создание предметно – пространственной среды.

4. Подбор художественной литературы по формированию коммуникативных умений у детей.

5. Подбор диагностического материала к изучению уровня усвоения детьми социально – этических правил речевого поведения.

6. Подбор форм, методов, приемов работы. по формированию у детей представлений об этических нормах и правилах речевого поведения.

Основной этап.

1. Практическая деятельность всех участников проекта.

2. Создание копилки познавательно – этических бесед и сказок.

3. Конкурсы.

4. Семинары-практикумы для педагогов и родителей.

Заключительный этап.

1. Подготовка отчёта о проделанной работе.

2. Презентация проекта. Итоговое родительское собрание в нетрадиционной форме совместно с детьми – конкурс «Культура и мы».

Предполагаемые результаты: 

  • Дети научились этикету общения и правилам поведения в повседневной жизни.
  • У них появилось желание использовать в речи разнообразные вежливые слова.
  • Сформировались чувства сплоченности, сопереживания и доброжелательности друг к другу.
  • Появились дружеские взаимоотношения детей в коллективе сверстников.
  • Научились разрешать конфликтные ситуации, взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь.
  •  Улучшились отношения между родителями и детьми в семье.
  •  Повысился уровень педагогической культуры родителей.

Перспективный план работы по реализации проекта.

         Тема

          Содержание

              Задачи

  Сроки

«Что такое этикет?»

  • Беседа «Что такое этикет? »
  • Беседа «Что значит вежливый человек? ».
  • Игра-инсценировка «Учимся вежливости».
  • Словесная игра «Кто знает больше вежливых слов?»
  • Чтение произведений В. Осеева «Просто старушка», «Плохо», «Что легче?», «Почему» Н. Кульская «Невежливая вежливость».

  • Познакомить детей с понятием «этикет».
  • Учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих.
  • Формировать представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости.
  • Воспитывать культуру общения.

Октябрь

«Вежливая просьба»

  • Проблемные ситуации.
  • Игра «Вежливо, невежливо».
  • Отгадывание ребуса со словом «пожалуйста»

  • Познакомить с разными формами выражения просьбы.
  • Формировать навыки использования различных форм выражения просьбы.

Ноябрь                  

«Дружба»

  • Проблемная ситуация с показом кукольного театра.
  • Л. Толстой «Два товарища».
  • Заучивание пословиц, поговорок  дружбе.

  • Познакомить с понятием «дружба», «настоящий друг».
  • Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарищ
  • Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Декабрь    

«Гости пришли»

  • Игра «Комплименты».
  • С. Маршак «В гостях»
  • Изготовление пригласительных билетов.
  • Рассматривание иллюстраций «Правильно-неправильно».

  • Познакомить с правилами приема гостей.
  • Учить вежливо, беседовать с гостям
  • Ввести в речевой обиход вежливые выражения приветствия.

Январь      

«За чашкой чая»

  • Игра «Подбери посуду».
  • Игровая ситуация с элементами беседы.
  • Чтение отрывка К. Чуковского «Федорино горе».

  • Познакомить с правилами поведения за столом.
  • Учить использовать способы выражения приглашения

Февраль

«Праздники»

  • Игра «Дорогие слова».
  • Игра-инсценировка «День рождение».
  • Изготовление поздравительных открыток.
  • Игра - куб «Вежливые слова» 
  • Дать представления о праздничных днях и поздравлениях, ввести в речевой обиход выражения пожелания.
  • Учить приносить радость близким людям в их дни рождения, готовить подарки.

Март

«Поведение в общественных местах» «Телефон»

  • Проблемные ситуации.
  • Сказка «На именины к дедушке Медведю»
  • А. Барто «Почему телефон занят? ».
  • Игра «Профессии, где нужен телефон» 

  • Формировать навык поведения в общественных местах.
  • Закреплять умение общаться с невидимым собеседником, используя различные ролевые позиции

Апрель

«Волшебные слова помогут нам»

  • Игра «Физиономисты».
  • Этюд «Эмоции».
  • Игра «Пантомимы».
  • Конкурс «Культура и мы»
  • Учить  детей проявлять доброжелательность посредством интонации, мимики.

Май.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Этикет общения с воспитанниками"

Тренинг  предназначен для педагогов и воспитателей ДОО на тему "Этикет общения с воспитанниками"....

«Этикет общения между воспитателями и родителями.» выступление на педсовете

laquo;Этикет общения между воспитателями и родителями.» выступление на педсовете...

Презентация.Консультации для воспитателей. Деловая игра «Этикет общения с детьми». 2019г.

Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет как основа культуры поведения в целом, освоение которого должно происходить с раннего детства.На современном этапе родители нуждаются...

Памятка для родителей «Этикет общения с родителями в »

Памятка для родителей «Этикет общения с родителями в      »...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание этикета общения и культуры речи у детей младшего дошкольного возраста».

Консультация для родителей на тему «Воспитание этикета общенияи культуры речи у детей младшего дошкольного возраста»....

«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ ОБЩЕНИЯ»

Невербальный (т.е. несловесный) этикет общения – это требования к жестам, позам, мимике, дистанции, физическим контактам между собеседниками и т.д., которые должны в процессе общения соблюдаться...