Тренинг для педагогов "Этикет общения с воспитанниками"
консультация на тему

Ахмадишина Рифа Рашитовна

Тренинг  предназначен для педагогов и воспитателей ДОО на тему "Этикет общения с воспитанниками".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_vospitateley.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг с педагогами на тему «Этика общения с воспитанниками»

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

У чуткого любящего детей воспитателя в арсенале множество приемов, которые помогают вызвать к себе расположение дошколят. От того, как вы выглядите в глазах детей, зависит многое: станут ли они верить в вас, в ваш авторитет, будут ли перенимать от вас лучшие качества. Ведь дети учатся быть доброжелательными, приветливыми, вежливыми, внимательными, чуткими на примере своего наставника. Они видят сочувствие на лице воспитателя, если кто-то ушибся; неподдельную радость, когда они добиваются успехов; огорчение, когда у них неудачи. Они наблюдают за вами, когда вы терпеливо что-то разъясняете няне, приветливо встречаете их родителей…Дети, находясь в д/саду весь день, видят в нас образец поведения.

        Педагог, который не забывает о том, что ему доверено самое дорогое – дети, непременно спросит себя, кем он является для своих воспитанников:

        Он – старший товарищ: поговорит, посоветует, придумает что-то новое, удивительное.

        Он – арбитр: разберет по справедливости, по законам совести.

        Он – защитник: оградит от обидчика.

        Он – творец детской радости: с ним интересно, весело.

        Он мудрец: он все знает, все умеет, все может, всему научит.

        Он – близкий человек, который заменяет ребенку мать в ее отсутствие. Рядом с ним по-домашнему тепло и уютно, и потому ребенок расцветает, раскрывается, несет ему самое заветное, сокровенное.

        Только такой педагог, радостно и активно отдающийся любимому делу, может создать для ребенка атмосферу радости и комфорта.

Делимся на три группы

Игра «Хорошо ли быть воспитателем?!»

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вы должны высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные стороны и отрицательные.

Например,: 

Воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа.

Воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу…

Воспитателем быть хорошо – эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.

Воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.

Воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.

Воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим. 

Игра «Справочное бюро»

Воспитатели по очереди выступают в роли «консультанта». «Родители» (остальные участники игры) обращаются за разъяснениями, произвольно выбирая карточки с вопросами.

Примерное содержание карточек

Как ребенка 5-ти лет приучить к самостоятельности?

Мой внук не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете?

Ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?

(На ответ «консультанта» отводится 1-2 мин. «Родитель в случае несогласия высказывает свое мнение).

Игра «Составь портрет» (Наиболее значимые качества воспитателя).

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)

Конкурс «Решение педагогических ситуаций»

Посмотрим, как вам удастся решить сложные педагогические ситуации.

1.  Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».

(Объясните и оцените ситуацию).

2.        На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали.

(Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы? Ваши действия?)

        

3.        Представьте себе, что Вы в группе чем-то заняты. К Вам подходит ребенок и говорит

 «Они не принимают меня играть!»

(Ваши действия?)

Ведущий: Подводя итог нашей игры, мне хотелось бы еще раз вам напомнить о том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм.

        Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

В заключении мне хотелось бы напомнить нам всем требования кодекса педагогической этики по отношению к детям:

Никогда не наказывать детей;

Не сравнивать детей друг с другом, не ставить др. друга в пример;

Не выставлять детей на позор (не отчитывать при всех, не заставлять просить прощения);

Не укорять детей;

Не жаловаться на них родителям;

Не оскорблять;

Не приказывать, не требовать жестко;

Обеспечить успех во всех делах, и особенно в творчестве, через разумную дозу помощи;

Хвалить от души;

Верить и доверять безоговорочно;

Договариваться, находить общее мнение, уступать желаниям;

Прощать искренне

Заповеди педагога-мастера

1) Подходи к детям с оптимистической гипотезой, ищи в ребятах хорошее, его всегда больше.

2) Работая с детьми, чаще вспоминай себя в детстве, тебе будет легче их понять.

3) Помни формулу А.С. Макаренко: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

4) Воспитывая коллектив ребят, думай о воспитании отдельной личности. Коллектив - лучший воспитатель личности ребенка.

5) Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь выполнить, не изворачивайся, не лги, если допустил промах, ошибку, признай их.

6) Знай: ребят увлекает в педагоги высокая квалификация, умение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, немногословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.

7) Никогда не делай сам того, что можно поручить детям.

8) Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на воздухе.

9) Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос, сильнее крика.

10) Не сердись долго на ребенка, это не профессионально.

11) Научись все видеть и кое-чего не замечать, все слушать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виноватого.

12) Не увлекайся нотациями. Они ничего не вызывают у ребят, кроме желания зажать уши.

13) Старайся все делать творчески, это развивает у ребят вкус деятельности.

14) Будь вежлив. Как можно чаще употребляй в разговоре с ребятами слова: «спасибо», «пожалуйста», «будь добр» и т.д.

15) Помни: каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои предложения, спрашивай: «А как вы думаете?».

16) Не злоупотребляй приказаниями, просьбу всегда легче и приятнее выполнять.

17) Не только оберегай ребят от дурного, но учи сопротивлению дурному.

18) Внимательно следи за тем, чтобы ребята не получили психической, физической или эмоциональной перегрузки.

19) Не забывай народную мудрость: начал говорить - договаривай, начал строить - достраивай, начал делать - доделывай.

20) Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди.

«Некоторые условия успеха воспитательской деятельности».

Личное обаяние (не сюсюканье, не заигрывание, а внимательное, искренне доброе отношение к окружающим, умение пользоваться своими внешними и внутренними достоинствами).

Устойчивый авторитет (готовность и желание воспитателя выслушать, понять, помочь).

Умение заменить и поддержать любой успех ребенка (наличие интереса к воспитаннику, к его деятельности).

Тактичность и корректность по отношению к ребенку. (Дети не прощают нам наших ошибок, и каждый наш срыв или демонстрация недостатка культуры разрушают хрупкий мир взаимоотношений с ними).

Терпение и терпимость (если кто-то думает, что можно быстро научить ребенка – это ошибочное суждение. Все происходит не сразу, каждый вызревает на своем уровне и в свое время, и необходимо ангельское терпение для того, чтобы выпестовать знание, умение, качество).

Умение хранить детские тайны. (Считается, что хороший воспитатель должен знать много или все о детях, об их семьях, но вот только почему-то забывают, что знать – да, понимать – да, а раскрывать детские тайны, предавать их не позволено никому.

Способность понимать и чувствовать другого человека (необходимо научиться слушать и слышать ребенка).

Как ребенка 5-ти лет приучить к самостоятельности?

Мой ребенок не реагирует на замечания. Что Вы посоветуете?

Ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет, пора готовиться к школе. Как его заставить?

Дети говорят о воспитательнице: «Целый день она нас ругает, а вечером, когда приходят мамы и папы, она нас обнимает и ласково называет».

(Объясните и оцените ситуацию).

 На прогулке воспитатели двух групп увлеченно беседуют друг с другом. Дети бегают, веселятся. Вот они уже разошлись не в меру. Только когда кто-то упал и заплакал, воспитатели обратили на них внимание. Прочитали нотацию и … наказали.

(Кого нужно наказать? Почему? Как поступили бы вы? Ваши действия?)

        

Представьте себе, что Вы в группе чем-то заняты. К Вам подходит ребенок и говорит

 «Они не принимают меня играть!»

( Ваши действия?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

ПРАКТИКУМ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА «СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»

Практическая разработка для педагога-психолога в работе с педагогическим персоналом....

Психолого-педагогический тренинг: Развиваем талант общения!

Цель тренинга: совершенствование  коммуникабельности, эмоциональной устойчивости в ситуациях социального взаимодействия, тренировка навыков  умения правильно ставить вопро...

Семинар-Тренинг " Построение эффективного общения педагога ДОУ с родителями".

Развитие коммуникативной компетенции педагога при общении с родителями...

Тренинг: "Мир позитивного общения"

Тенинг позволяет создать дружескую отмосферу между учащимися, снятие эмоционального напряжения....

Семинар - тренинг "Взаимодействие и общение с родителями"

Проблема взаимодействия воспитателя и родителей актуальна на сегодняшний день. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определённый подход. задачами данного семинара - тренинга...