Статья «Проектирование развивающей предметно пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
статья на тему
«Проектирование развивающей предметно пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kudryavtseva_t.v.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Татьяна Владимировна Кудрявцева
заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №98»г Читы
«Проектирование развивающей предметно пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Подлинно человеческая, гуманистическая организованная окружающая среда, по сути своей «вторая природа» человека, является основой проявления и укрепления в сознании ребенка доверия к окружающему миру, уверенности, что ближайшее окружение не может причинить ему вреда. Жизненная среда может и должна развивать и воспитывать ребенка, служить фоном и посредником в личностно – развивающем взаимодействии с взрослыми и с другими детьми.
Проблема формирования развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно являлась предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Поскольку дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.
Поэтому, вопрос организации предметно-развивающей среды и исследование её изменений в ДОУ обладает актуальностью на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования. ФГОСом предусматривается решение программных образовательных задач не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
В ФГОС ДО выдвинут ряд требований к развивающей предметно – пространственной среде, которые включают требования как к дошкольной организации в целом, так и отдельным еѐ пространствам (групповым помещениям) и прилегающей территории, а также отдельным еѐ элементам: материалу, оборудованию, инвентарю. Создание развивающей образовательной среды представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Стандарт предъявляет социальный заказ государства, который представлен в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
Достижение этих ориентиров возможно только при создании определённых условий, в том числе и преобразовании предметно-пространственной среды.
Ситуация усугубляется тем, что родители не уделяют достаточно внимания детям дома. Верхние позиции в иерархии семейных ценностей занимают забота о материальном благополучии семьи и стремление обеспечить детям наилучшие возможности для получения образования.
Вместе с тем заметно снизилась ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения.
Таким образом, для достижения целевых ориентиров, необходимо пересмотреть всю программу воспитания в детском саду и в частности развивающую предметно-пространственную среду. ФГОС к созданию развивающей предметно - пространственной среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому возникает необходимость наполнять среду группы играми, предметами, объектами, которые составляют комплекс средств, для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития. Развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием. Образовательный процесс формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности, а также в соответствии с требованиями ФГОС.
Педагогическая характеристика образовательной среды в различных учреждениях представлена в широком круге исследований (Г. А. Ковалёв, В. А. Козырев, Т. С. Назарова, Н. А. Пугал, В. А. Ясвин и др.)
Структурным компонентом образовательной среды ученые выделяют предметное окружение. Для обозначения рассматриваемого окружения, максимально стимулирующего развитие личности, введен термин «развивающая среда» (Н. А. Ветлугина, В. А. Петровский, О. А. Радионова и др.). Последняя затрагивает все стороны личности ребенка -его эмоции, чувства, волю и требует от него работы мысли и воображения, то есть становится для ребенка средой развития, с которой он вступает в действенную связь.
Предметно-пространственная развивающая среда должна быть наполнена игровым оборудованием соответствующим возрастным потребностям детей, но не всегда, получается, грамотно наполнить среду.
Изобилие игрушек и их новизна обостряют вопросы психолого-педагогической и социальной экспертизы игрушек, а также научно-методического сопровождения игровой продукции. Несмотря на то, что появление игрушки имеет свою длительную историю, вопрос о влиянии игрушки на психику ребенка становится предметом специального изучения лишь в конце 19 - начале 20 века.
Именно в это время в российской и зарубежной науке появились работы, описывающие влияние игрушки и предметов, заменяющих ее (предметов-заместителей) на психическое развитие ребенка в разные годы его жизни. При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка. Игрушки не должны вызывать у детей агрессии по отношению к детям в группе, другим людям, животным. Игрушка так же не должна вызывать ранний сексуальный интерес у детей.
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Наполнение РППС должно подбираться таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. Так же в стандарте говорится, что развивающая предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, насыщенной, полифункциональной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям детей и соответствовать особенностям программы. Но при организации пространства важно не перенасытить его громоздкими предметами мебели, яркой раскраской мебели, так же необходимо учитывать значение развивающего пространства в реализации образовательных областей. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области. В детском саду должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных игр с детьми, а так же для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Игрушки должны быть подобраны с учетом возрастных возможностей детей, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы.
Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре) .
Так же полифункциональность игрушки, можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
Вариативность среды предполагает наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников, в том числе, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Развивающая предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:
-для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
-для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
-для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
-для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.д.
Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования. Одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия. Необходимо отметить, что с учетом взросления (развития) детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов. Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т.к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом.
Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.
В то время как ФГОС ДО- это не столько «стандарт развития» сколько попытка задать само развитие как «норму жизни» детей и взрослых в дошкольном учреждении.
В ходе работы ДОУ можно проанализировать РППС по системе индикаторов в составе листов оценивания для оценки качества дошкольного образования, предложенной пилотным площадкам Федеральным Институтом Развития Образования г. Москвы.
№ показателя | № индикатора | Показатели и индикаторы | % соотве-тствия |
1 | Организация среды в ДОО обеспечивает реализацию основной образовательной программы | ||
1.1. | Образовательное пространство ДОО обеспечивает возможность реализации разных видов детской активности, предусмотренных программой | ||
1.2 | В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.) созданы условия для общения и совместной деятельности всех детей группы вместе, а также в малых группах и индивидуально в соответствии с интересами детей. | ||
1.3. | На участке выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых | ||
2 | Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует возрасту детей | ||
2.1. | В помещениях ДОО находится мебель, по размеру и функциональному назначению подобранная в соответствии с возрастом детей | ||
2.2. | Групповые помещения, залы, участок и другие помещения, предназначенные для детских игр и занятий, оснащены оборудованием, в них имеется инвентарь, а также дидактические и развивающие материалы, соответствующие возрасту детей | ||
2.3. | В помещениях ДОО выделены функциональные зоны в зависимости от образовательных, психологических, физиологических потребностей детей разного возраста | ||
2.4. | Все доступные детям помещения ДОО, включая коридоры и лестницы, используются для развития детей (оформляются детскими рисунками; на стенах, на полу, на ступенях размещаются надписи, схемы, буквы, цифры и т.п.) |
| |
3. | В ДОО обеспечена доступность предметно-пространственной среды для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов | ||
3.1. | Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ДОО | ||
3.2. | Дети имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности |
| |
3.3 | Для детей с ограниченными возможностями имеется специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками | ||
3.4. | В помещениях ДОО достаточно места для специального оборудования для детей с ОВЗ | ||
4. | Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для физического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития детей | ||
4.1. | В групповых и других помещениях ДОО достаточно пространства для свободного передвижения детей | ||
4.2. | В ДОО выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей - бега, прыжков, лазания, метания и др. (спортзал, спортивный уголок, спортивные площадки, автогородок и пр.) | ||
4.3. | В ДОО имеются оборудование, инвентарь и материалы для физического развития детей (мини-стадионы, лесенки, горки, лабиринты, плескательный, сухой бассейны; велосипеды, самокаты; мячи, кегли и пр.) в том числе, для мелкой моторики (детские инструменты, мелкие игрушки, приспособления для разнообразного манипулирования и пр.) и оздоровления (массажные коврики, тренажеры и пр.) | ||
4.4. | В ДОО созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий (оборудованы медицинские кабинеты, кабинет логопеда, сауна, фито-бар, и пр.) | ||
4.5. | Развивающая предметно-пространственная среда организована с учетом особенностей недостатков развития у детей и их коррекции (имеются специальные приспособления и оборудование;) |
| |
5. | Предметно-пространственная среда в ДОО обеспечивает условия для эмоционального благополучия и личностного развития детей (имеются индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; оборудованы уголки уединения и уютные зоны отдыха; экспонируются фотографии ребенка и его семьи; в групповых и других помещениях, на лестничных пролетах, в проходах, холлах организованы выставки с поделками детей и пр.) | ||
6. | Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для развития игровой деятельности детей | ||
6.1. | В групповых помещениях и на участке разделение пространства позволяет организовать различные, в том числе, сюжетно-ролевые игры («домик», «корабль», «машина», «самолет», «замок», «уголок для ряжения» и т.п.) | ||
6.2. | В групповых помещениях и на участке имеются оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе, предметы-заместители. | ||
7. | Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для познавательного развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей - книжный уголок, библиотека, зимний сад, огород, «живой уголок» и др.) | ||
8. | Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей (помещения ДОО и участок оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей) | ||
9. | Предметно-пространственная развивающая среда ДОО является трансформируемой т.е. может меняться в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей |
| |
10. | Предметно-пространственная развивающая среда ДОО является полифункциональной | ||
10.1. | В групповых и других помещениях, на участке имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и др.) | ||
10.2. | В групповых помещениях имеются полифункциональные (не обладающие жестко закрепленным способом употребления) предметы, в том числе, природные, бросовые материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности (в том числе, в качестве предметов-заместителей в детской игре) | ||
11. | Предметно-пространственная развивающая среда ДОО является вариативной | ||
11.1. | В ДОО организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), в которых имеются разнообразные материалы, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей | ||
11.2. | В групповых и прочих помещениях ДОО и на участке сотрудники периодически меняют игровой материал, обеспечивают появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей | ||
12. | В ДОО созданы условия для информатизации образовательного процесса (для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.; для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы; для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т.п.) | ||
12.1. | В групповых и прочих помещениях ДОО имеется оборудование для использования информационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры, сканеры и т.п.) | ||
12.2. | Во всех групповых, а также в иных помещениях ДОО обеспечена возможность подключения к Всемирной информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством кабельной проводки, а также с помощью технологии Wi-Fi | ||
13. | Предметно-пространственная среда ДОО и ее элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности |
3 | Знакомят с образом жизни человека в прошлом и настоящем (среднее значение по индикаторам) | ||
1 | Знакомят с разнообразными видами жилища (пещера, хижина, изба, дворец, современная квартира и пр.). | ||
2 | Знакомят с изменением предметов быта (одежда, посуда, мебель и т.д.). | ||
3 | Рассказывают о развитии труда человека (об охоте, земледелии, скотоводстве, ремеслах, современных профессиях). | ||
4 | Педагоги развивают у детей элементарные представления о техническом прогрессе (среднее значение по индикаторам) | ||
1 | Знакомят с усовершенствованием средств передвижения (от лодок и пирог до современных кораблей, рассказывают о воздушном, железнодорожном, современном городском транспорте, космических кораблях и пр.) | ||
2 | Рассказывают об изменении условий быта человека (о водопроводе, электричестве, отоплении, бытовых электронных приборах и пр.). | ||
3 | Рассказывают о различных средствах коммуникации (о письменности и книгопечатании; почте, телеграфе, телефоне; радио, телевидении, компьютерах и пр.). | ||
4 | Побуждают детей фантазировать о жизни человека в будущем (рисовать, лепить здания и машины из будущего; придумывать истории о полетах на другие планеты; собирать из конструктора модели космических кораблей и т.п.). |
Литература:
1.Авдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность// Справочник старшего воспитателя.-2014г.-№8.
2.Анохина, Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. № 5/ 1999. Стр. 32-38.
3. Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: её роль в воспитании личности/ О. В. Артамонова//Дошкольное воспитание.-1995.-№ 4.
4.Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО-Изд 2-е перераб-Волгоград: Учитель 2014г.
5.Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.М.:Перспектива,2011.
6.Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//. -<#"justify">.
7.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д.,
Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
8.Кирилова И.В. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС[Текст] //Теория и практика образования в современном мире : материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014г.).-СПб.: Заневская площадь, 2014.- с. 118-122.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Материал содержит интерпритацию понятия - экологическое воспитание, а также интегрированную модель развивающей предметно - пространственной среды в детском саду с использованием инновацион...
Обобщение опыта работы «Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО»
Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с введением ФГОС ДО были разработаны ...
"Развивающая предметно-пространственная среда бассейна как средство реализации ФГОС ДО"
Целью моей разработки является создание условий для полноценного и гармоничного развития личности ребенка в образовательном учреждении и оказание посильной помощи родителям, особенно тем, кто воспитыв...
Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях реализации ФГОС
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ...
Проект организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО - основного механизма реализации ФГОС ДО
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государст...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»
Статья содержит краткое описание создания развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы. ...
Буклет - программа районного семинара «Развивающая предметно - пространственная среда как важнейшее условие реализации ФГОС ДО"
Буклет - это печатное издание на одном листе, складывающемся книжечкой или ширмочкой. Очень актуальная и привлекательная форма содержания информации для участников семинара....