Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_razvivayushchey_predmetno_-_prostranstvennoy_sredy_v_.docx | 28.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему:
«Создание развивающей предметно - пространственной среды в
группе в соответствии ФГОС к условиям реализации основной
общеобразовательной программы»
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее – предметная среда) дошкольного учреждения считается одним из ведущих средств, формирующих личность дошкольника, источником
получения знаний и общественного опыта. Как раз в дошкольном возрасте у малыша закладываются познания об окружающем его мире, культура взаимоотношений. Поэтому созданная мной в группе предметная среда разносторонне влияет на развитие воспитанника, содействует его
всестороннему развитию и гарантирует его психическое и эмоциональное благополучие.
Вопрос организации предметной среды на сегодняшний день стоит наиболее актуально. Это связано с введением новейшего Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом
принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями дошкольников. Решение программных образовательных задач учитывается не только лишь в
совместной работе воспитателя и воспитанников, а также в
самостоятельной деятельности дошкольников и при проведении режимных моментов.
Ведущей формой работы с дошкольниками и основным видом
деятельности является игра, вследствие этого педагоги дошкольного
учреждения чувствуют определенный интерес к обновлению предметной среды ДОО.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития».
(С. Л. Новоселова).
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Французский педагог Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и
возможности.
Роль педагога заключается в верном моделировании такой
предметной среды, которая содействует наибольшему развитию личности ребенка.
ФГОС предъявляет к предметной среде ряд требований:
1. обеспечение наибольшей реализации образовательного потенциала пространства группы;
2. доступность среды, что предполагает:
2.1 доступность для детей всех помещений, где осуществляется
образовательный процесс;
2.2. свободный доступ дошкольников к играм, игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающих основные виды деятельности.
Организация предметной среды в моей группе основывается таким
образом, чтобы дать каждому ребенку возможность развивать свою
индивидуальность с учётом его склонностей, интересов и уровня
активности, чтобы каждый воспитанник чувствовал уверенность в себе, стимулировал проявления самостоятельности и творчества. Важным
условием предметной среды в моей группе является учет возрастных
индивидуальностей и необходимостей воспитанников, которые имеют собственные отличительные признаки. Нужно обогатить предметную
среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и
двигательную деятельность дошкольников.
Предметная среда в моей группе организуется так, чтобы каждый воспитанник имел возможность свободно заниматься своим любимым
делом.
Для детей младшего возраста является большое и свободное
пространство группы, где они могут быть в активном движении – лазании, катании, а также необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с насыщенными отличительными чертами атрибутов, где малыши стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же большими и важными.
В среднем и старшем дошкольном возрасте у воспитанников
проявляется необходимость в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметной среде должно учитываться формирование
психологических новообразований в различные годы жизни. Никак не
менее важным условием считается многофункциональность развивающей предметной среды.
ВЫВОД: Предметно-развивающая и образовательная среда в группе становится для детей интересной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого воспитанника. Предметная среда
считается главным средством формирования личности малыша и
источником его познаний и общественного опыта. Среда, которая
окружает детей в группе, гарантирует надежность их существования,
содействует укреплению здоровья и закаливанию организма любого
воспитанника.
При создании предметной среды в своей группе я руководствовалась Федеральными государственными требованиями к структуре основной
общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.
В построении предметной среды я учитывала такие принципы как: информативность и вариативность, полифункциональность и
педагогическая целесообразность, трансформируемость и доступность.
В построении предметной среды группы я основывалась на модель
личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя и
воспитанника. Окружение разрешает обогатить навык эмоционально-практического взаимодействия дошкольников, ввести их в интенсивную познавательную деятельность. Окружающая среда выступает движущей силой в целостном процессе развития личности малыша, стимулирует
развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его
самостоятельности, способности овладевать разными видами
деятельности. В моей группе были созданы такие условия, при которых каждый воспитанник чувствует себя психологически защищенным.
Осуществление принципа информативности была достигнута мной с
помощью разнообразия тематики материалов и оснащения, что
позволило мне обеспечить активность своих воспитанников во
взаимодействие с предметным окружением и сделать для них условия для поддержания и развития игровой деятельности с учетом их возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и возможностей,
поскольку в этом возрасте игра для них является основным видом
деятельности.
Развивающая образовательная среда в группе выполняет
воспитывающую, стимулирующую и коммуникативную функции.
Полифункциональность среды группы разрешает мне многообразно
применить всевозможные элементы предметно-развивающей среды,
раскрывает способности каждому воспитаннику найти занятие по душе, испробовать свои силы в различных областях исследовательской
деятельности, вести взаимодействие с воспитателем и сверстниками,
воспринимать и расценивать их ощущения и действия.
Трансформируемость может помочь менять предметную среду по
ситуации, выносить на первый план ту или же другую функцию
пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных
особенностей дошкольников, задач ведущей общеобразовательной
программы учреждения.
Создавая предметную среду в группе, я стремилась к тому, чтобы окружающая воспитанников обстановка была прежде всего уютной и
комфортабельной, гармоничной и эстетичной, ведь красота формирует личность малыша.
Поэтому большое внимание, прежде всего я уделила оформлению уголков в группе, предлагаемых ребенку демонстрационных пособий и
раздаточного материала, игр и игрушек. Осуществление принципа
педагогической целесообразности несомненно помогла устроить мне нашу группу привлекательной для своих воспитанников, вдохновляет их к
самостоятельной интенсивной творческой деятельности, вызывает у них
чувство радости, создает положительный эмоциональный настрой,
вызывает у воспитанников стремление сохранять порядок в уголках и
развивает бережное отношение к тому, что их окружает.
Современные возможности позволяют придерживаться в
оформление группы единого стиля. Приобретая мебель и игровое
оснащение для группы, руководитель дошкольного учреждения
стремился к тому, чтобы они гармонировали друг с другом, отдавал
предпочтение теплым и пастельным тонам.
Предметная среда группы была создана с учетом доступности и
открытости любому ребенку. Воспитанникам обеспечен выбор и
доступность всевозможных предметов и материалов, игр в
самостоятельной деятельности. Любой малыш в группе имеет
возможность заниматься своим любимым делом. Принцип интеграции
образовательных областей разрешает применить материалы и оснащение из одной области в ходе реализации задач иной области. Наполняемость предметной среды гарантирует многостороннее становление
дошкольников, отвечает принципу единства образовательного процесса,
предусматривает возрастные способности и особенности детей,
основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса.
Созданная мной в группе предметная среда гарантирует наибольший
психологический комфорт любому ребенку, создает возможность для
реализации его права на свободный выбор вида деятельности. Для меня, как воспитателя наилучшей оценкой моей работы является фраза моего воспитанника: «Мама, можно я еще поиграю!»
Список литературы:
- В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова.
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993
2. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Министерство образования РФ от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О
психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в
современных условиях»
6. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
8. Федеральные государственные требования к созданию предметно -
развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (проект).
9. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного
образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.:
ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ
им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы"
Материал презентация "Создание развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы" будет полезен педагогам дошк...
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС в условиях реализации основной общеобразовательной программы
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей среды. Правильно организованная развивающая среда позволи...
презентация "Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы"
Предметная среда, в которой дети проводят большую часть дня, создана в нашем саду так, чтобы организация воспитательно - образовательного процесса проходила наиболее эффективно. Она обеспечивает разно...
Проект на тему: "Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДОУ"
В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной...
Презентация на тему:"Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в ДОУ"
Презентация поможет молодым педагогам организовать предметное пространство воспитанников в группе,а так же на прогулке....
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы). Бронзова М.В. воспитатель ...
Статья на тему: «Создание развивающей предметно - пространственной среды для организации сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста» (из опыта работы).
Статья на тему "Создание развивающей предметно-пространственной среды для организации сюжетно-ролевой игры,поможет Коллегам узнать что то новое или повторить то что уже знали и взять себе за осно...