Инновационный проект «Формирование познавательного процесса у детей дошкольного возраста посредством сказки»
проект (средняя группа) на тему

Митрофанова Ольга

Проект " Формирование  познавательного процесса у детей дошкольного возраста  посредством сказки" предназначен  

педагогам ДОУ в работе с детьми  младшего среднего возраста и родителям. И содержит обобщенный опыт развитие познавательного процесса посредством сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Структурное подразделение «Детский сад №16 комбинированного вида»

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»

Инновационный проект

«Формирование познавательного процесса у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Подготовила: воспитатель

структурного подразделения

«Детский сад № 16

комбинированного вида»

Митрофанова Ольга Николаевна

2017г.

Инновационный проект

«Формирование познавательного процесса у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Актуальность темы   

 На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей - один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и  свойства личности, их взаимовлияния должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений  и со всем окружающим миром в целом.  

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут  в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчеркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки.

Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют  дошкольный возраст  «возрастом сказок».  

Используя сказку, можно в доступной форме раскрыть ту или иную тему, развить интеллектуальные качества личности, причём интегрировано в ходе освоения содержания различных образовательных областей. Кроме того, сказка помогает в конструировании интересной жизни дошкольников, пронизанной обучением.    

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 Условия формирования опыта.

Изучив методическую литературу  по данной проблеме таких авторов как  В. Г. Белинский который считал, что произведения художественной литературы оказывают большое влияние на эстетическое восприятие ребенка, А. М. Горький  который неоднократно писал о большом влиянии сказки на развитие языка ребенка. Также проблема приобщения к чтению художественной литературы в дошкольном возрасте нашла свое отражение в работах М. К. Боголюбской, Л. М. Гурович, Э. П. Коротковой, В.В. Шевченко. Именно это и подтолкнуло меня на  разработку инновационного проекта на тему: «Значение и роль  сказки в жизни ребенка»., так как сказки прочно вошли в детский разум, способствуют развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами), новыми понятиями.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т.В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Теоретическая  база

   В работе над проектом я изучила и использовала следующую литературу:

1.Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2003.

В пособии даются методические рекомендации для воспитания в ребёнке – дошкольнике талантливого читателя. Книга адресована воспитателям и руководителям дошкольных учреждений, родителям, учащимся дошкольных отделений педагогических колледжей и всем тем, кого интересует проблема приобщения детей к книге.

2.Доронова Т.Н. Играют взрослые и дети. Линка – Пресс, 2006.

Цель данной книги – познакомить читателей с нестандартными подходами к организации игровой деятельности детей. В пособии подробно представлены различные формы и методы проведения сюжетно – ролевых игр. Большое внимание уделено взаимодействию ДОУ и родителей. Книга полезна методистам, руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям.

3.Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. Линка – Пресс, 2008.

В книге – сказки для дошкольников, стихи, занимательные задачки. Книга адресована детям и их родителям, воспитателям детских садов и учителям начальной школы, руководителям театральных кружков – всем тем, которые заинтересованы в проведении содержательного, интересного досуга.

4. Рыжова Н.А. Коллекция увлечений. Линка – Пресс,2005.

Цель данного пособия – познакомить читателей с интересным опытом работы детских садов. В издании представлены различные формы работы воспитателей и практически все виды деятельности. Пособие содержит конкретные рекомендации, сценарии, программы, которые могут использовать в работе воспитатели, заведующие, старшие воспитатели, инструкторы по физкультуре, музыкальные руководители.

5.Шорохова О.А. Играем в сказку: сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. М., 2006.

В книге предлагается авторская программа развития языковой личности ребенка. Представлены два направления работы с дошкольниками: сказкотерапии (для всех возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их драматизаций. Пособие предназначено для воспитателей дошкольных учреждений и психологов, логопедов.

Технология опыта.

Работу по данной теме проблеме начала с опроса и анкетирования родителей. Из опроса и анкетирования выяснилось, что необходима в первую очередь работа с родителями, потому что:

  1. Родители не так часто покупают детям книги (основной подарок – это игрушки, сладости, мультфильмы).
  2. Совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени).
  3. Предпочтение отдают ТВ-программам, мультфильмам, компьютерным играм.  

 Провела встречи  с родителями в семейном клубе «У очага» на темы: «Роль сказки  во всестороннем развитии ребенка »,  «Как забавны эти сказки»,  где говорили  о том, что дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло, развивать  творческое воображение, фантазию. Была дана консультация для родителей «Какие сказки читать малышу». Оформила информационный стенд, где родители могут познакомиться с рекомендованной детской литературой для домашнего чтения.

 Был создан  центр «книжный уголок» «Наши  Любимые сказки» Приобрели  новые сказки для детей. Постоянный книжный фонд составляют программные произведения, рекомендованные  для совместного чтения сказки, любимые книги детей, есть книжки-раскраски, книжки-самоделки и другие. Здесь дети с удовольствием рассматривают, исследуют, изучают сказки, делают зарисовки понравившихся сюжетов.

Разработала перспективный план, цикл занятий  « Чудесный  и загадочный мир сказок», « Путешествие в сказку», инсценировка  сказки « Колобок».Разучивание поговорок, пословиц о сказках, сказочных героев, пересказ прочитанных сказок, рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

 Каждый день с детьми, читаю сказки, вместе с детьми обыгрываем сказки, они  с большим интересом и удовольствием входят в  сказочные образы персонажей, вживаются в роль героев, и  разучиваем стихи. Также провожу игры и викторины с детьми, где дети с большим удовольствием участвуют и угадывают сказочных героев. Чтобы услышанное произведение быстро не потерялось в потоке ином не менее интересной дошкольнику информации, осуществляю повторное чтение.

        Совместные беседы о прочитанном, способствуют развитию детской мысли, умению рассуждать, делать выводы, высказывать свою точку зрения; пополняют детскую копилку памяти, развивают монологическую и диалогическую речь ребенка.

Анализ результативности опыта

В результате  работы  по данному направлению были достигнуты  следующие результаты дети:  

- проявляют любовь к сказкам и театральной деятельности

- знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- умеют самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу к е показу, вживаются в свою роль

-  научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

-  стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим, готовность проявлять совместное сострадание и радость;  

 С помощью сказок    формируется языковая культура, так как при их слушании и чтении происходит развитие диалогической речи, при их воспроизведении (пересказе, повторении, драматизации) осуществляется развитие монологической речи. Л.Ф. Обухова отмечает, что познавательная сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами), новыми понятиями.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

На первом этапе формирования педагогического опыта трудности заключались в нежелании родителей понимать важность формирования у детей  интереса и любви к сказкам и  художественной литературе. Родители отдавали предпочтение просмотру детьми мультфильмов и компьютерным играм, а не совместному чтению произведений детской  литературы и сказок.  

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный педагогический опыт может быть использован  педагогами ДОУ в работе с детьми  младшего среднего возраста и родителям.

 


Литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии.  М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  2. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  3. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание. – 2007. № 5. - С.33-41.
  4. Гурович Л.М. Ребенок и книга. – СПб.: Изд-во “Акцидент”, 1996.
  5. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
  6. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
  7. Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -2009. № 1. - С.119-128
  8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками.СПб.: Речь 2010. 240 с
  9.  Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
  10. Куликовская Н. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Тема  моего  проекта  « Экономическое   воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки » Эпиграфом к моему проекту служат слова Джанни  Родари « Сказ...

Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой

Выступление из опыта, тема работы Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с песком и водой.В данном опыте раскрыта актуальность педагоги...

Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды

Играя с песком и миниатюрными фигурками, мы приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, открыть источники внутренней силы, увидеть лучшее ре...

Рекомендации родителям . Формирование познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством работы в центре песка и воды.

Доказано, что песок и вода, как естественные материалы, обладают уникальными свойствами и способны вызывать образы определенного характера, которыми не наделен ни один из материалов, применяемых в тер...

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"

Инновационный проект на тему:"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста посредством сказки"...

«Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста по средствам использования развивающих игр» «Спасение лесных жителей»

Формирование познавательных процессов у детей дошкольного возраста по средствам использования развивающих игр...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений»

Проблема развития чувства ритма у детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений всегда была в центре внимания педагогов и в настоящее время изучена хорошо. Однако появляются с...