Календарно-тематическое планирование по экспериментальной деятельности
рабочая программа (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кружок «ЖИВАЯ ПЛАНЕТА»
Экспериментальная деятельность
Составила:
Аксёнова Надежда Юрьевна,
воспитатель первой категории.
Юрга,
2015г.
Пояснительная записка
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас.
В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты, и продуктивную деятельность детей в природе. Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.
Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Вданной программой предусмотрено участие детей старшей группы 4 – 5 лет. Программа рассчитана на один год. Экспериментальная деятельность проводится 1 раз в неделю не более 20 минут.
Основное оборудование:
- приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, семена;
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито.
Основное содержание исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них представлений:
- о материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);
- о природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы – песок, вода, снег, лёд);
- о мире животных и растений, условиях, необходимых для их роста и развития;
- о предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.);
- о человеке (мои помощники – нос, глаза, рот и т.д.).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами.
Цель работы: формирование познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за различными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- Разнообразить формы взаимодействия с родителями по развитию познавательной активности детей.
- Формировать у детей опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развивать эмоционально – ценностное отношение детей к окружающему миру
Ожидаемый результат:
- Ребёнок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
- Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
- Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.
Методы и приёмы обучения:
- Показ.
- Объяснение.
- Проведение простых опытов и экспериментов.
- Наблюдения.
- Сравнения.
- Чтение познавательной литературы.
- Просмотр учебных кинофильмов.
- Беседы познавательного характера.
Мини-лаборатория создана в группе с целью развития у детей познавательных способностей, повышения интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения. Функциональная роль мини-лаборатории заключается в обучающей, познавательной деятельности и умственном, эстетическом развитии детей. Главная задача работы в мини-лаборатории – ознакомление детей с особенностями компонентов природы, их свойствами и взаимосвязями. Мини-лаборатория расположена в группе, но не изолирована от остальных зон. Все они дополняют друг друга, в целом получается экологический комплекс.
Используемая литература:
- Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 240 с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»);
- Г.П.Тугушева, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010г.
- Е.В. Марудова, «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г.
- О.В.Дыбина, «Из чего сделаны предметы», 2010 г.
- Е.О.Смирнова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей», 2008г.
- Н.А. Рыжова, «Лаборатория в детском саду и дома». Учебно – методический комплект: Методическое пособие. – М.: Линка – Пресс, 2009. – 176с., ил.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п, срок проведения | Тема исследования | Задачи исследования | Содержание опытов | Литература |
1 14.09-18.09 | Песочные секреты | 1. Развить у детей исследовательский интерес, любознательность. 2. Способствовать развитию диалогической речи | Предложить детям две одинаковые ёмкости: с влажным и сухим песком (цвет, вес). Рассмотреть через лупу сухой песок, насыпанный в небольшом количестве на лист бумаги, обращая внимание на форму и размер песчинок. | Т.Г.Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», 2012г. С.17. |
2 21.09-25.09 | Строители |
| Предложить детям изготовить постройку из сухого и мокрого песка. | О.А.Новикова «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», 2013г. С. 3-8. |
3 28.09-02.10 | Варим «кашу» из песка | 1. Продолжать знакомить со свойствами песка. 2. Активизировать словарный запас. | Предложить детям налить воды в одинаковые ёмкости с песком для определения консистенции влажного песка (густой, жидкий). | Е.О.Смирнова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей», 2012г. С.31-32. |
4 05.10-09.10 | «Горячо - холодно». |
|
| «Дошкольная педагогика»№1, 2012г. С. 16. |
5 12.10-16.10 | «Превращение воды». |
| Подкрасить воду красками разных цветов. | «Дошкольная педагогика» №1, 2012г. С. 17-18. |
6 19.10-23.10 | «Какой формы вода?». | 1.Воспитывать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности | Налить воду в сосуды разной формы. Зарисовать полученные результаты. | Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.13, 43. |
7 26.10-30.10 | «Запах воды» |
| Сравнить запах в стаканах с обычной водой и с водой, в которую добавлены разные ароматизаторы. Попробовать смешать воду с разными запахами для получения нового. | Г.П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С 13, 40. |
8 02.11-06.11 | «Вкусная вода». |
| Сравнить на вкус воду, сок, молоко. Сравнить на вкус воду с добавлением сахара, соли. | Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.13,29 |
9 09.11-13.11 | «Тонущие-плавающие». |
| Сравнить плавучесть разнообразных материалов. | Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.13,29,30. |
10 16.11-20.11 | «Водяная мельница». |
| Привести в движение водяную мельницу с помощью воды. | «Дошкольная педагогика»№1, 2012г. С. 16. |
11 23.11-27.11 | «Звенящая вода». |
| Предложить проверить, какой звук издают одинаковые сосуды с разным количеством в них воды. | Е.О.Смирнова «Развитие предметной деятельности и познавательных способностей», 2010г. С.29. |
12 30.11-04.12 | «Снег - какой он?». |
|
| Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г. С.49. |
13 07.12-11.12 | «Взаимодействие воды и снега». | Подвести к пониманию связи между состоянием снега (льда), и температурой окружающей его среды |
| «Дошкольная педагогика»№1, 2012г. С. 17. |
14 14.12-18.12 | «Снег и лед» | Подвести к пониманию связи между состоянием снега (льда), и температурой окружающей его среды | Сравнить снег и лёд по разным свойствам (цвету, прозрачности, хрупкости, сыпучести). Зарисовать результаты опытов и наблюдений. | Т.Г.Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке», 2010г. С.107. |
15 21.12-25.12 | «Замёршая вода» | Выявить условия изменения агрегатных состояний воды |
| Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010.С.23 |
16 11.01-15.01 | «Найди воздух». |
|
| Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», 2010 г. С.32,56,57. |
17 18.01-22.01 | «Поймай воздух». |
| Предложить детям собрать воздух (в пакет, в баночку и др.). | Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»,2010.С.15. |
18 25.01-29.01 | «Морской бой». |
| Привести в движение некоторые предметы с помощью воздуха. | «Дошкольная педагогика» №1, 2012г. С. 15 . |
19 01.02-05.02 | «Смешной рисунок». |
| Предложить детям различные виды бумаги рассмотреть и сравнить. | О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.10,18. |
20 08.02-12.02 | «Ткань». |
| Предложить детям определить качества и свойства ткани. | Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г. С.24,29. |
21 15.02-19.02 | «Самолётик». |
| Предложить детям сложить самолётик из бумаги и ткани, сравнить полученные результаты. | О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.10,18. |
22 22.02-26.02 | «Бантики». |
| Сравнить бантики, сделанные из бумаги и ткани. | Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром»,2010 г. С.24,29. |
23 29.02-04.03 | «Из чего ты, шарик?». |
| Надеть тканевые и резиновые перчатки на руки и опустить их в воду. | О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.25. |
24 07.03-11.03 | «На чём полетят человечки?» |
| Предложить детям надуть шарик из резины и мешочек из ткани. | О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.26. |
25 14.03-18.03 | «Горячая резина». |
| Предложить детям воздействовать на резину теплом. | О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.27. |
26 21.03-25.03 | «Резина умеет плавать». |
| Предложить детям сравнить плавучесть резиновых и металлических изделий. | О.В.Дыбина «Из чего сделаны предметы», 2010 г. С.28. |
27 28.03-01.04 | «Волшебная рукавичка». |
| Надеть на руку простую рукавичку и рукавицу с вшитым магнитом. Попробовать притянуть металлические предметы. | Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», 2010 г. С.60. |
28 04.04-08.04 | «Мы - фокусники». |
| Предложить детям магнитом притянуть разные предметы. | Е.В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром», 2010 г. С.61. |
29 11.04-15.04 | «Поймай рыбку». |
| Предложить детям достать предметы из воды, не замочив руки. Зарисовать полученные результаты | Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010г.С.31 |
30 18.04-22.04 | «Весёлый магнит». |
| Предложить детям с помощью магнита заставить скрепку пройти по нарисованной на бумаге дорожке. | Г.П.Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», 2010г.С.32. |
31 25.04-29.04 | «Солнечные зайчики». |
| Соревнование трёх команд на местонахождение «зайчиков». | Н.В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность». |
32 10.05-13.05 | «Для чего нужен материал?». | 1.Научить находить материал определённого вида и называть его. 2.Закрепить представления детей о многообразии рукотворного мира | Предложить детям составить рассказ о том, какой материал для чего нужен. С помощью опытов, на основе ранее полученных знаний это доказать. | Н.В. Исакова «Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппе Вид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в старшей подгруппеВид ОД: «Речевое развитие» (Развитие речи)...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности. Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)».
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в средней подгруппе, старшей подгруппеВид ОД: «Художественно - эстетическое развитие (лепка и аппликация)»...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе Вид ОД: «Художественно - эстетическое развитие» (чтение художественной литературы)
Планирование расписано по дням и темам недели....
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"
Календарно-тематическое недельное планирование по теме "Моя семья"...