проект "Что я знаю о себе"
проект (средняя группа) на тему
Воспитательно-образовательный проект "Что я знаю о себе" разработан для детей средней возрастной группы ДОУ, рассчитан на один учебный год. В проект включена работа с родителями по вопросам гендерного и полоролевого воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chto_ya_znayu_o_sebe.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
Паспорт проекта
Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: в течение учебного года.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели , родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Возраст участников: дети средней группы (от 4 до 5 лет)
Образовательная область: проект реализуется в рамках программы «Детство», раздел «Растим детей здоровыми, крепкими,
Актуальность темы:
Средний дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам. Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравнивает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши? ... - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения с детьми младшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.
Цели проекта:
- пробуждать у детей интерес к изучению своего тела, его возможностей; развивать творческие способности, эмпатию;
- формировать у детей основы гигиенической культуры;
- разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
- Разработать перспективное тематическое планирование по теме «Что я знаю о себе»
- Подобрать методы педагогической диагностики. В процессе диагностики выявить уровень знаний и представлений детей об организме человека.
- Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
- Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, опыты и эксперименты, литературный материал согласно задачам разделов проекта
- Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
- Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
- Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
- Разработать консультативного материала для родителей и педагогов ДОУ по темам разделов проекта
- Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма
- Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста
- Дать элементарные представления о значении органов чувств
- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности
- Развивать воображение и творческие способности детей
Гипотеза образовательного проекта.
Познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его организма
- Учить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста
- Дать элементарные представления о значении органов чувств
- Приобщать детей к процессу познания через вовлечение их в разные виды практической и игровой деятельности
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений
Принципы реализации проекта:
- доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
- систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
- наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
- динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
- дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком
Особенности проектного метода при работе с дошкольниками:
( Теоретическая основа)
Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста :
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Этапы работы над проектом
Направление деятельности, её этапы Задачи | Содержание |
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект Задача: Сбор и анализ информации |
|
II этап – методическое обеспечение проекта Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса |
|
III этап – работа с детьми Задачи:
| 1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы. 2. Создание ситуации вовлечения детей 3. Реализация цикла игр - занятий 4. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи) 5. Создание условий для проведения опытов, экспериментов и наблюдений 6. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения экспериментов |
IV этап – работа с родителями Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность. |
2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей. 3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности. |
V этап – работа с педагогическим коллективом Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность. |
|
VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта Задача: демонстрация опыта работы |
|
Ожидаемый результат проектной деятельности:
- для педагога:
- освоение проектного метода
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности
- для детей:
- сформированы простейшие представления о человеческом организме и его возможностях, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья
- повысился уровень познавательного развития
- развитие творческих способностей
- развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении
- для родителей:
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы
- для педагогов ДОУ:
- возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми
Продукт проектной деятельности:
- рисунки детей, выполненные карандашами с использованием трафаретов
- панно «Чудо – дерево» (коллективная работа)
- рисунки «Во что может превратиться ладошка» (дорисовывание деталей)
- композиция «Цветы на поляне» (коллективная работа)
- материал к д/и «Найди пару» - аппликация «Узоры на носочках»
- альбомы «Я расту» (фотографии ребенка от новорожденного до 4 лет)
- атрибуты для проведения гимнастики для глаз, и для развития цветового восприятия - «Бабочки»
- «Игрушки – погремушки»
- книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию»
- коллажи
- модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов
- наглядные материалы и пособия
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Результативность проекта
разделы проекта | вид деятельности | взаимодействие с родителями | взаимодействие с педагогами и специалистами детского сада | продукт детской деятельности |
1. «Я и мое тело» | НОД:
Чтение художественной литературы: 1. М.Ефремов «Тело человека», потешка «Точка, точка, два крючочка…», загадки на тему «Тело человека» 2. Н.Кнушевицкая «Руки», Э.Мошковская «Мои руки», С.Волков «Руки могут все достать…», потешки «Ручки спляшите разок…», «Вымоем ручонки…», «Рукавички новые…», К.Женэ «Руки человека», В.Лунин «Сами и само», загадки на тему «Руки» 3. В.Катаев «Цветик – семицветик» (отрывок), Н.Кнушевицкая «Ноги», С.Волков «Для чего всем людям ножки?», «Говорить не могут ноги…», потешки «Ножки, ножки…», «Что за ножки, что за ножки…», «Маленькие ножки…», загадки на тему «Ноги» 4. Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…», Я.Халецкий «Из чего же, из чего же…» 5. А.Барто «Я расту», М.Гомболи «Высокие и низкие…», загадки на тему «Человек» Дидактические игры: 1. «Чем похожи», «Умею – не умею», «Заводная игрушка» 2. «Чудесный мешочек», «На что похоже», «Почини варежку» 3. «Заводная игрушка», «Кто быстрее достигнет цели», «Чем похожи, чем отличаются», «На что похоже», «Найди пару» 4. «Угадай, кто это?», «Составь фигуру девочки (мальчика)», «Подбери одежду», «Волшебная дорожка», «Кто больше знает о себе» 5. «Узнай кто это», «Что сначала, что потом» Опыты, эксперименты, наблюдения: 1. практические упражнения, рассматривание иллюстраций, наблюдение за выполнением заданий детьми 2.практические упражнения, опыты: показать значение локтевого сустава (умение сгибать и разгибать руку в локте), значение большого пальца (способность захватывать и удерживать предметы) - «Выполни задание», сравнение руки взрослого и ребенка 3. практические упражнения, опыт: показать значение коленного сустава (умение сгибать и разгибать ногу) 4. нахождение общих признаков и отличий между девочками и мальчиками 5. рассматривание демонстрационного материала «Я расту», «Мой рост и вес» (экскурсия в медицинский кабинет – антропометрия), нахождение общих признаков и отличий между взрослым человеком и ребенком, рассматривание альбомов «Я расту»
| консультация для родителей «Объем валеологических знаний детей 4-5 лет»; ознакомление с результатами антропометрии; рекомендации по изготовлению и практическому применению альбомов «Я расту»; предложен родителям материал для чтения детям по темам раздела «Я и мое тело»; привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (сбор иллюстративного материала по темам раздела вместе с детьми); консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук» (использование пальчиковых игр и их значение для общего развития ребенка) ознакомление родителей с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками и ладошками) – «Знакомьтесь! Нетрадиционные техники рисования» | подготовлена информация для педагогов – «Объем валеологических знаний детей»( для средней группы); предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам раздела «Я и мое тело»; получить консультацию у физкультурного работника - цикл упражнений по закреплению основных видов движений познакомить педагогов с возможностями использования нетрадиционных техник рисования на занятиях привлечение специалиста – медицинский работник проводит антропометрию; (сделано) | Рисунки детей, выполненные карандашами с использованием трафаретов Рисование ладошками – нетрадиционная техника – изготовление панно «Чудо – дерево» (коллективная работа) Рисунки «Во что может превратиться ладошка» (дорисовывание деталей) Обрисовывание стопы и составление композиции «Цветы на поляне» (коллективная работа) изготовление материала к д/и «Найди пару» - аппликация «Узоры на носочках» альбомы «Я расту» (фотографии ребенка от новорожденного до 5 лет) |
2. «Окошки в мир» | НОД:
Чтение художественной литературы: 1. Н. Кнушевицкая «Глаза», С. Погореловский «Про глаза – глазенки, про глаза – глазища», Н.Орлова: «Ребятишкам про глаза», «Телевизор», «Про очки», «Береги свои глаза», Саша Черный «Мамина песня», М.Дружинина «Сел медведь на бревнышко…», загадки на тему «Глаза» 2. Н.Кнушевицкая «Уши», Э.Мошковская «Уши», С.Волков «Шелестит листвой березка…», С.Шукшина «Не кричите слишком громко…», «Я вчера гулял без шапки…», Р.Сеф «Тишина», загадки на тему «Уши» 3. В.Бианки «Чей нос лучше?», Э.Мошковская «Мой замечательный нос», Н.Кнушевицкая «Нос», С.Шукшина «Долго я по лужам бегал…», загадки на тему «Нос» 4. Е.Пермяк «Язык и нос», загадки на тему «Рот, язык» 5. Г.Юдин «Микробы», Н.Кнушевицкая «Кожа», А.и П.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», загадки на тему «Тело человека», «Предметы гигиены» Дидактические игры: 1. «Найди такого же цвета (размера, формы)», «Узнай мое настроение по глазам», «Составь загадку», «Хорошо – плохо» 2. «Узнай по голосу», «Какой музыкальный инструмент звучит», «Определи по звуку», «Хорошо – плохо» 3. «Угадай по запаху», «Хорошо – плохо» 4. «Съедобное – несъедобное» 5. «Найди на ощупь», «Найди пару» Опыты, эксперименты, наблюдения: 1. «Я назову, а ты покажи» 2. «Слышу – не слышу» 3. «Значение носа для речи» 4. «Определи на вкус» 5. «Какая вода в стакане», «Как передаются микробы от человека к человеку», «Как микробы боятся мыла»
| Предложена родителям информация: «Зарядка для глаз», «Поиграем с ушками» (массаж ушей), комплекс дыхательной гимнастики, комплекс артикуляционной гимнастики «Сказка про язычок» родители оказывают детям помощь при сборе иллюстрационного материала для изготовления коллажей предложен родителям материал для чтения детям по темам раздела «Окошки в мир» родители оказывают детям помощь при сборе материала для изготовления игрушек-сенсоров | Предложить педагогам комплексы дыхательной и артикуляционной гимнастики, которые они могут использовать в работе с детьми мастер-класс для педагогов: «Сенсорные игрушки своими руками» предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам раздела «Окошки в мир» привлечение специалиста – медицинский работник проводит с детьми беседы о необходимости соблюдения правил гигиены «Чистота – залог здоровья» (проведена) | Изготовление атрибутов «Бабочки» (для использования во время проведения гимнастики для глаз, и для развития цветового восприятия) изготовление «игрушек – погремушек» книжка загадок, придуманных детьми, «Отгадай по описанию» коллажи |
3. Презентация проекта «Что я знаю о себе» | Закрепление и систематизация знаний и умений, полученных на протяжении проекта (проведение дидактических игр, упражнений, опытов, беседы с детьми – ведущая роль в изложении информации у детей и др.) Подготовка к презентации проекта (заучивание стихов, песенок, подвижных игр и т.д.) | пригласить родителей на праздничное развлечение, рекомендации для родителей по подготовке детей к презентации проекта (разучивание стихов, песенок), подготовка атрибутов для праздника, оформление зала | Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОУ. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта. | презентация проекта: развлечение - «Вот, какие мы ребята»; оформление выставки детских работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
здоровьесберегающая технология "Что я знаю о себе"
Интерес к своему физическому «я», к своему телу проявляется у ребенка еще на первом году жизни. Он не исчезает и на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь ...
КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ»
КОНСПЕКТ НОДДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ» (Образовательная область Познание. Коммуникация.Интеграция: Здоровье, Художественная литерату...
Проект: "Что я знаю о себе? Мой организм."
Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью "Что я знаю о себе? Мой организм.» ...
Проект "Что я знаю о себе: Мой организм" работа с педагогами и родителями.
Проект предназначен для детей с 4х-до 7ми лет. Работа начинается с подборки материалов для детей и родителей. Проект долгосрочный, расчитан на три года. Даёт знания о организме человека и строениичело...
Проект в детском саду по теме:"Что я знаю о себе».
Проект «Что я знаю о себе» разрабатывался для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок осознанного отношения к своему здоровью....
Дидактические игры по теме: "Что я знаю о себе?"
Игры направлены на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления детей. Могут быть использованы педагогами детского сада на "занятиях" по формированию здорового образа жизни детей при изучении темы...
Опыты и эксперименты на тему: «Что я знаю о себе?»
Картотека опытов и эксперимнтов, которую педагоги детских садов могут использовать при формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к осознанному отношению к совему здоровью....