здоровьесберегающая технология "Что я знаю о себе"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Интерес к своему физическому «я», к своему телу проявляется у ребенка еще на первом году жизни. Он не исчезает и на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы в курсе анатомии, физиологии и гигиены. Таким образом, дети до 15 лет не получали знаний о себе и их интерес не удовлетворялся. Учитывая это и опираясь на современные требования образовательной работы, мною была разработана технология по формированию представлений ребенка о своем организме, различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_ya_znayu_o_sebe.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что я знаю о себе»
Автор: Смелая Наталья Борисовна, воспитатель ГБДОУ№31 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Интерес к своему физическому «я», к своему телу проявляется у ребенка еще на первом году жизни. Он не исчезает и на протяжении всей жизни человека, изменяется лишь его направленность. Однако до недавнего времени специальная работа по ознакомлению с организмом проводилась лишь в старших классах школы в курсе анатомии, физиологии и гигиены. Таким образом, дети до 15 лет не получали знаний о себе и их интерес не удовлетворялся. Учитывая это и опираясь на современные требования образовательной работы, мною была разработана технология по формированию представлений ребенка о своем организме, различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии. Для этого я определила последовательность знакомства детей с системами организма:
-органами чувств
-нервной
-опорно-двигательной
-мышечной
-кожным покровом
-дыхательной
-пищеварительной
-выделительной
-системой кровообращения
Формирование элементарных представлений, об организме начиная с дошкольного возраста должно быть, направлено на:
- на развитие отношения к себе и своему здоровому образу жизни
- гуманного отношения к себе и к людям с ограничениями жизнедеятельности (инвалидам, пожилым)
- уменьшение количества приобретенных заболеваний и травм в детстве.
Резервы человеческого организма огромны, но не бесконечны. Поэтому ребенок может узнать особенности своего организма, соблюдать правила поведения, способствующие сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающей среды.
В работе использовались разнообразные формы и методы взаимодействий с детьми и организации детской деятельности: занятия познавательно-эвристического характера, разнообразные игры и игровые упражнения, эксперименты и опыты. Результатами образовательной работы считаю: любознательность, интерес к окружающим людям и миру, речь, активность ребенка в игре и экспериментировании.
В своей системе подобранный материал был классифицирован по выделенным системам человеческого организма (см. по вертикали). В технологии работы с детьми отражены упражнения для развития детских представлений о себе, игры и упражнения, уточняющие и расширяющие знания детей о собственном организме, опыты и эксперименты, удовлетворяющие поисковые интересы детей.
Подборка художественной литературы и фольклорных выражений (пословиц, поговорок) позволила обогатить образное видение ребенка. В таблицу включены правила, обеспечивающие безопасное поведение ребенка. Последний рубрикатор таблицы (см. по горизонтали) включает знания о физиологических особенностях детского организма. Этот раздел напоминает педагогам о необходимости бережного отношения к растущему организму ребенка.
Система человеческого организма | Технологии | ||||||
Упражнения для развития | Игры и упражнения для знакомства с системой | Опыты и эксперимент- ты | Художественная литература | Пословицы, поговорки | Безопаст- ность организма | Физиолог. особенности детского организма /на память воспитателю и родителям/ | |
Опорно-двигательный аппарат-совокупность твердых образований в организме животных и человека, дающих телу опору и защищающих его от механических повреждений. Скелет человека насчитывает более 200 костей. | -Что вы делали расскажем, после этого покажем. -Запомни, назови и повтори движение -Маятник -Орешек -Бабочка -Зайчик -Ходьба -Лошадка -Замочек -Мельница -Хорошо-плохо /см. приложения | -Подбери предмет/часть тела/ к действию/с мячом/ -Назови части головы, туло- вища, руки, ноги (рука-плечо..) -Назови чего у человека по 2(парные части тела) -Назови части тела человека ,которых нет у животных. -Назови ласково -Что для чего нужно (голова нужна чел. для того, чтобы думать..) -Подбери по признаку(по назначению, размеру, цвету: голова умная, красивая, больная, здоровая…) -Четвертый лишний (нога-стопа-колено-сапоги…) | -«Кости из трубочек» /взять макароны, сломать по одной и вместе, -тоже с веником / сделать вывод/. | Е.Благи- нина «Аленушка» А.Барто «Девочка чумазая» А.Барто «Я расту». | В здоро-вом теле-здоро-вый дух. | -Учись правильно падать, падать ни вперед, ни назад, а только набок подгибая ноги. -Всегда правильно одевай и застегивай обувь. -Своевременно подстригай ногти на руках и ногах -Занимайся постоянно физкультурой -Следи за своей осанкой, сиди прямо, каждые 15-20 минут меняй позу, потягивайся, двигай руками и ногами. -Спи только на жесткой постели с невысокой подушкой -Не поднимай тяжестей -Не ходи на высоких каблуках и не носи груз в одной руке. | Пока косточки не окрепли, не стоит поднимать тяжестей, не нужно заниматься боксом, не прыгать с крыш и заборов -У детей на концах костей есть запас хрящей. Хрящ постепенно твердеет и таким образом дает рост костям. Когда весь хрящ становится твердым, рост костей прекращается. |
Мышечная- совокупность мышц и мышечных пучков, объединенных обычно соединительной тканью. Осуществляет движения организма, поддержание равновесия тела, а также дыхательные движения, транспортировку пищи, крови внутри организма. | -Змея -Кошечка -Книжка -Птица | -Предложить детям скрутить из проволоки скелетик человечка, а потом облепить его пластилином -Разложить картинки с изображением различных ситуаций изображением вверх. Ребенок должен перевернуть те картинки, на которых изображены дети, выполняющие неправильные поступки и сказать почему. -«Умею, не умею» | -Пальцами правой руки обхвати левую пониже плеча. Сгибай левую руку в локте. Ты почувствуешь, как вздувается и укорачивается сгибающая руку мышца -Повтори опыт, держа пальцы правой руки над локтевой ямкой левой. Ты почувству-ешь, как натягивается сухожилие. Опыты получаются лучше, если левая рука держит груз. | -Мойся чаще теплой водой и хорошо вытирайся после этого. -Занимайся физкультурой -Не надевай чужую одежду и обувь -Не ешь слишком много конфет, пирожных и других сладостей- ты можешь от них растолстеть -Гуляй в любую погоду, закаляйся. -Не выдавливай прыщики и не ковыряй болячки -Ушибы, ссадины смазывай только специальными мазями и растворами. | |||
Пищевари- тельная-совокупность органов пищеварения у животных и человека. | -«Как работает желудок» -«Путешествие пирожка» -«Зачем человек ест» -«Зачем нужна посуда» -«Приятного аппетита» -«Какая пища полезней» -«Празднич-ный стол» -«Что полезно детям» | -Пожуй подольше кусочек черного хлеба. Ты почувствуешь сладковатый вкус. Это часть вещества хлеба преврати- лась в сахар. | Д.Хармс и Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог» М. Карима «Мой кот» | -Чеснок да редька, лук да капуста лихого не допустят -Лук от семи недуг | -Человеку требуется определенное кол-во пищи, которую следует принимать в течении дня 4-5раз в одни и те же часы. -За едой не спеши, хорошо разжевывай пищу -После еды полощи рот -Не разговаривай и не читай во время еды -При пережевыва- нии пищи не раскрывай широко рот, это не приятно для окружающих -Следи за тем, чтобы остатки еды не попали на стол или на пол. | ||
Выделительная-совокупность органов, выводящих из организма животных и человека избыток воды, конечные продукты обмена веществ, соли, чужеродные вещества. | -«Сухая и влажная кожа» -«Плачем и смеемся» -«Холодные и теплые руки» -« Соль, сахар, перец» - «Лимон-это кислое» | -Игры с паралоновой губкой -Какого вкуса слезы - Выдох холодного и теплого воздуха | Пословицы: -о бане -о физич. труде - о слезах | -Появление пота на коже может быть признаком перенапряжения, слабости, болезни, избыток энергии, физической усталости - Профилактика поведения при насморке, кашле, простуде. | |||
Нервная- совокупность нервных клеток, осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей. Регулирует и координирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. | -«Чудесный мешочек» -«Сладкое, кислое, горькое», -« Скользкое, шершавое» -«Теплое-холодное» эмоции / психогим-настика/ | -Игры на осязание -«Узнай, сравни, в группу объедини» -Игры на развитие слухового анализатора, -«Кто позвал?» -«Узнай по голосу» -«Испорчен-ный телефон» | -Угадай, что внутри/см. прил./ -На ощупь/см. прил./ -Когда чешется спинка/см. прил./ -Что мы видим в темноте? - Кто что слышит? | С.Михалков «Про Мимозу» К.Чуковский «Радость» Стихи Э.Мошковс-кой, Б.Заходера, Д.Хармса | -Соблюдение режима -Сон -Пребывание на свежем воздухе -игровая деятельность -занятия -отдых -прием пищи -личная гигиена -занятия физической культурой | У детей дошк. возр. слабы процессы внутреннего торможения, мала подвижность нервных процессов. Это затрудняет быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения. Поэтому необходимо соблюдение режима дня. | |
Кровеносная -совокупность сосудов и полостей, по которым циркулирует кровь. | -«Сердце бывает слабым и сильным» | -Приложи три пальца одной руки к запястью другой, как показано на рисунке. Ты почувствуешь биение. Это работает один из сосудов. | -Сердцу не прикажешь. - Сила хорошо, а ум лучше | -Регулярно занимайся физкультурой, бегай и играй в подвижные игры -Если ты болен, лежи в постели, сколько велел врач -Старайся не слишком уставать от быстрых игр и не переутомляться -Обязательно спи ночью 8-10 час. -Дыши глубже, что бы кровь получала больше кислорода и быстрее отдавала углекислый газ. -Тщательно промывай каждую царапину и порез. Это предохранит кровь от микробов, которые могут попасть в нее через ранку -Ешь мясо, рыбу, фрукты, овощи | |||
Органы чувств -органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, состоящие из чувствительных нервных клеток. Воспринимают раздражения, получаемые организмом из внешней и внутренней сред, передают информацию в центральную нервную систему. Способствуют совершенному приспособле-нию организма к окружающему миру. | -Гимнастика для глаз/см. приложение/. -Проверяем слух -Угадай мелодию -Послушай и запомни -Психо-гимнастика/игра -«хвастушка»/ | -Все помощники важны, все помощники важны, а кому какой нужнее?/см. приложение. -Как вы думаете?/см. прил. - Определить вкусовые зоны языка/см. прил./ -«Определи по звуку» -«Угадай, кто позвал!» -Чьи глаза тебе помогут? -Про очки -Вижу я, видишь ты» -«Жмурки» -«Не пропусти свой звук» -«Определи, где звенит колокольчик» | -Определить пищу только на вкус (не глядя на нее)/см. прил./ -Доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха/см. прил/ -Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности -определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека -Определение связи уха с носоглоткой. | М.Гомболи «Какое значение имеют наши чувства?» Н.Орлова «Ребятишкам про глаза», «Наблюдате-ли», «Телевизор», «В сумерках», «Про очки», «Береги свои глаза!». Е. Пермяк «Язык и нос» Н. Сладков «Ящуркин нос» В.Бианки «Чей нос лучше» Э. Мошковская «Мой замечатель- ный нос» Ю.Прокопо-вич «Зачем носик малышам». | -Чтобы сохранить свое зрение до глубокой старости, нельзя читать и писать лежа и при плохом освещении. -Книга или тетрадь должны находиться на расстоянии 30-35см от глаз, тогда они будут меньше уставать. -Не смотрите на солнце или яркие электрические лампы без защитных очков-это вредно -Никогда не трите глаза руками: при этом можно занести грязь и микробы. Глаза можно вытирать только чистым полотенцем или платком -Не смотрите долго телевизор, не играйте часами с компьютером. | Запомни признаки заболевания: -высокая температура -озноб -боли в горле -головная боль -потеря аппетита -насморк -покраснение глаз | |
Кожный покров-наружный покров тела животных и человека. Защищает организм от внешних воздействий, участвует в осязании, обмене веществ, выделении, терморегуляции. Производные: волосы, когти, ногти, перья… | -« Я умываюсь» -«Я принимаю душ» -«Знаешь ли ты» | -«Для чего человеку нужна кожа» -«Определи на ощупь» -«Найди пару» -Отгадай букву на ощупь» -«Из чего я состою» -«Добрые слова» -«Аналогия» /мороз-шуба =жара-?, дом- кирпичи= человек-?/ и т. д. -«Одежда и времена года» -«Оденься правильно» -Нарисуй в альбоме любимую одежду. -«Определе-ния» /средст-во для мытья волос-это…, средство для мытья рук и тела-это…/ | -сравнить температуру воды в нескольких емкостях -определить расположение «тепловых» (воспринима-ющих тепло) и «холодовых» (воспринимаемых холод) точек на разных участках кожи. | А.Милн «Воспаление хитрости» Отр. из стихотв. В.Маяковс-кого «Что такое хорошо и что такое плохо?» К.Чуковский «Мойдодыр» | -Как капель-ка, но делится, как яйцо, но не бьется, как блин, но не съешь. /клетка/. -Чистота здоровье сохра-няет, а воздер-жан-ность разум укрепляет. -Чистым всё свято. -Наше тело покрывает, от ненастья защища-ет, будем чаще её мыть, чтобы нам краси-вым быть | -Мойся каждый день теплой водой с туалетным или детским мылом. Помни: если кожа подолгу остается грязной, прыщи на ней появляются гораздо чаще, чем на коже, которую ежедневно моют. -Каждый день одевай чистое белье, носки или колготки. Если белье запачкается в течении дня, поменяй его. -Если кожа чешется, старайся не расчесывать зудящее место. -Никогда не выдавливай прыщи, не прокалывай волдырь: на его месте может начаться воспаление. -Ешь побольше овощей и фруктов, пей много молока. -Одеваться следует в соответствии с погодой. | Дети так быстро растут, что часто вырастают из своей одежды, не успев износить ее. От ношения слишком тесной одежды на коже может возникнуть раздражение. Когда ребенок носит ботинки, из которых уже вырос, они натирают кожу ног и на ногах образуются мозоли. |
Дыхательная –совокупность процессов, обеспечиваю- щих поступление в организм кислорода и удаления углекислого газа, а также использование кислорода клетками и тканями для окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для их жизнедеятельности. | -«Часики» -«Трубач» -«Петушок машет крыльями» -«Каша кипит» -«Парово- зик» -«Насос» -«Летят мячи» -«Семафор» /см. прил./ | -«Как мы дышим» -«Много ли в легких воздуха?» -« Игра с ваткой» | -Задержи дыхание и считай про себя. Сколько ты выдержишь? -« Я выдыхаю воду» -«Рисунок на оконном стекле» | -Обязательно проветривайте свою комнату, открывайте форточку перед сном -Не чистите в помещении одежду и обувь. Чаще мойте полы и стирайте пыль с предметов влажной тряпкой -Перед входом в комнату тщательно вытирайте ноги. -При кашле чихании вытирайте рот платком | При обучении ребенка правильному дыханию надо: -Научить глубокому выдоху (для хорошей очистки легких и снабжения их кислородом) -Научить носовому дыханию (это способствует профилактике насморка и ОРЗ) -научить сморкаться не через обе ноздри, а поочередно. Упражнения: -подуть на одуванчик или свечу ртом -подуть на те же предметы носом -подуть одной ноздрей -пускание мыльных пузырей |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ.
Выполнение точечного массажа является основным элементом закаливания, точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует
расслаблению мышц и снятию нервно — эмоционального напряжения. при проведении точечного массажа происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки, воздействуя на весь организм в целом.
но чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически. необходимо создать соответствующий настрой, предложив детям игру («скульптор», «гимнастика маленьких волшебников» и т.д.)
Проводить точечный массаж можно:
- во время физкультминуток (умственная деятельность — массаж головы, писали массаж рук);
- на занятиях по физкультуре, музыке;
- перед началом занятий в группах и после них;
- перед прогулкой и после прихода с неё.
Массаж ушных раковин.
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.
и.п. из позиции сидя лепим ушки для Чебурашки или для доброго милого слона.
1. поглаживаем ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.
2. ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-б раз в каждую сторону).
3. нажимаем на мочки ушей («вешаем на них красивые серёжки).
4. лепим ушки внутри. пальцами внутри раковины делаем 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).
5. с усилием «примазываем глину» вокруг ушных раковин — проверяем прочность, заглаживаем поверхность вокруг ушных раковин на расстояния 1-1,5 см.
Массаж лица.
Цель: предотвращение простудных заболеваний при воздействии на активные точки лица, выработка умения управлять мимикой.
1. поглаживаем лоб, щёки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукиваем по коже, словно уплотняем её, чтобы она была упругой.
надавливаем пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-б раз.
3. с усилием, надавливая, рисуем желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепим густые брови от переносицы к вискам.
4. мягко и нежно лепим глаза, надавливая на уголки глаз и расчёсывая длинные пушистые реснички.
5. надавливая на крылья носа, ведём от переносицы к носовым пазухам, подёргиваем за нос и представляем, какой красивый нос для Буратино у нас получился.
Массаж рук
Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, (выходящие на биоактивные точки пальцев) сердце, лёгкие, печень, кишечник. вызвать ощущение лёгкости, радости внутри организма.
1. «моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла.
2. надавливаем и вытягиваем каждый пальчик.
3. фалангами пальцев одной руки трём по ногтям другой, словно по стиральной доске.
4. трём «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча и предплечья, «смываем водичкой мыло» ведём одной рукой вверх, затем ладошкой вниз, «стряхиваем воду».
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
• быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. (повторить 4—5 раз.)
• крепко зажмурить глаза, сосчитать до 3, открыть и посмотреть вдаль, считая до 5. (повторить 4—5 раз.)
• вытянуть правую руку вперед. следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытя нутой руки влево и вправо, вверх и вниз. (повторить 4—5 раз.)
• посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перевести взор вдаль на счет 1—6. (повторить 4—5 раз.)
• в среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону. расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. (повторить 1—2 раза.)
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА УКРЕПЛЕНИЕ МЫШЦ СПИНЫ.
1. Укрепление мышц спины брюшного пресса.
змея
и. п. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.
1) медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь, прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. задержаться нужное время. живот лежит на полу.
2) медленно вернуться в исходное положение. дыхание: вдох в первой фазе, выдох во второй. повторить нужное число раз.
кошечка
и. п. встань на колени, прямые руки поставить на пол, на уровне плеч (четвереньки).
1) поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая «кошечка»).
2) опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая «кошечка»). дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох — в 1-й.
книжка
и. п. сесть в позу прямого угла, ноги вытянуты вперед. руки лежат на ногах, ладонями вниз, спина прямая.
1) поднять руки вверх, потянуться.
2) не сгибая ног, нагнуться вперед, стараясь руками достать пальцы ног. постараться лечь на ноги. задержаться нужное время.
3) медленно вернуться в исходное положение. дыхание: вдох в 1-й и 3-й фазе, выдох во 2-й. повторить нужное число раз.
птица
и. п. сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты, руки соединить за спиной за локти («полочкой»).
1) поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
2) наклониться к правой ноге, стараться дотянуться двумя руками до носка.
3) вернуться в и.п.
4) тоже повторить в левую сторону.
5) вернуться в и. п.
6) наклониться вперед, руки развести в стороны. постараться подбородком и грудью достать до пола.
7) вернуться в и. п. дыхание: в 1-й, 3-й, 5-й, 7-й фазах, выдох — в 1-й, 2-й, 4-й, 6-й фазах.
2.Укрепление позвоночника
маятник
и. п. лечь на спину, ноги выпрямить, носки оттянуть. руки в стороны, ладонями вниз.
1) поднять прямую правую ногу в вертикальном положении.
2) наклонить влево до касания пола, сохраняя угол 900.
з) вернуться в вертикальное положение.
4) вернуться в и. п.
5) тоже проделать с другой ногой. дыхание: вдох в 1-й и 3-й фазах, выдох — во 2-й. повторить нужное число раз.
орешек
и.п. сесть на пол, ноги согнуть в коленях, пятки максимально придвинуть к ягодицам.
обхватить ноги под коленями, голову прижать к коленям.
1) перекатиться на спину.
2) вернуться в ип. движения динамичные, без задержек. ) вдох в 1-й фазе, выдох во 2- й, повторить нужное число раз.
3.Укрепление мышц тазового пояса, бедро, ног
бабочка
и.п. сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. колени развести. руки обхватывают стопы ног. спина прямая.
1) опустить развернутые колени до пола. задержаться нужное время.
2) поднять колени с пола. дыхание нормальное. повторить нужное число раз. движение динамичное.
зайчик
и.п. встать на четвереньки, ноги упираются в пол.
1) передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки. руки от пола не отрывать.
2) вернуться в и. п. дыхание нормальное. повторить нужное число раз.
4. Укрепление и развитие стоп
ходьба
и. п. сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. руки в упоре сзади (высокий
упор).
1) тянуть носки на себя.
2) вытянуть носки.
3) повторить как в первом, втором, но попеременно.
лошадка
и.п. встать на колени. держа колени вместе, раздвинуть ноги.
1) сесть на пол между ног (медленно).
2) вернуться в и.п.
3) повторить движения, как 1) и 2), но динамично. дыхание нормальное. повторить нужное число раз.
5. Укрепление мышц плечевого пояса
замочек
и. п. сесть на пятки. руки на коленях.
1) левая рука, согнутая в локте, переносится через плечо ладонью внутрь, правая рука, согнутая в локте, заводится за спину, ладонью наружу. пальцы обеих рук в замок, правой рукой потянуть вниз, насколько возможно. задержаться нужное время. потом потянуть левой рукой правую вверх. задержаться.
2) вернуться в и.п.
3) ,4) повторить все движения, сменив руки. дыхание нормальное. повторить нужное количество раз.
мельница
и.п. встать прямо, ноги вместе или на ширине плеч. руки отпущены, поочередное вращение рук в плечевом суставе. движения динамичные. дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.
Мышцы — главные силачи
Мышцы придают форму нашему телу. Они могут удлиняться и укорачиваться, как эластичная резиновая лента. Когда они сокращаются, то становятся твердыми и укорачиваются. это происходит, например, когда ты напрягаешь мышцы руки и сгибаешь ее в локте. когда ты выпрямляешь руку и расслабляешь ее, мышцы удлиняются и становятся мягкими. все мышцы прикреплены к костям с помощью связок или сухожилий. Сокращение и расслабление мышц и их сухожилий приводит в движение кости и соответственно различные части тела. работать сердце тоже заставляют сердечные мышцы. Если мышцы не нагружать, не заставлять работать, они могут ослабеть и человек будет быстро уставать. От мышц зависит наша физическая сила. когда мы регулярно занимаемся физкультурой, много играем в подвижные игры и правильно питаемся, наши мышцы становятся упругими и сильными.
Наш нежный скафандр
Как можно определить горячая сковорода или нет, что вода мокрая, стекло скользкое, стена шершавая и холодная, а мамина рука мягкая и теплая? Без прикосновения и ощупывания мы не только меньше бы знали о мире, но и часто попадали бы в беду. кожа — это наш удивительный, нежный скафандр. он не только защищает нас, но и в какой то мере заменяет нам глаза. Кожа как бы видит, только если мы прикасаемся к чему-нибудь, наша кожа чувствует все.
Кожа покрывает все наше тело и защищает его. Она же помогает регулировать количество воды в организме. В жаркие дни поры кожи открываются, мы начинаем потеть, и теряем большое количество воды. В холодные дни поры закрыты и воды в организме остается больше, кроме того, через поры выходят вместе с потом некоторые вредные вещества.
Цвет нашей кожи зависит от количества присущего в ней пигмента — красящего вещества. если кожа тонкая, она светлее, если толстая — темнее. на цвет кожи также влияет климат, в котором живет человек. чем больше времени он проводит на открытом солнце, тем смуглее станет кожа и наоборот.
Игры и упражнения на закрепление знаний
1. Предложить детям скрутить из проволоки скелетик человечка, а потом облепить их пластилином.
2. На бархатной бумаге из белых ниток выложить скелет по образцу.
3. Игра: «хорошо - плохо». Разложить картинки с изображением различных ситуаций изображением вверх. ребенок должен перевернуть те картинки, на которых изображены дети, выполняющие неправильные поступки и сказать почему.
4. Опыт: взять куриную косточку, закрепить ее между камнями (кирпичами) и сверху накладывать сверху кирпичи (каждый кирпич имеет вес 3 кг.), можно подсчитать какую нагрузку может выдержать одна только косточка.
ДЫШИ ПРАВИЛЬНО.
Малыши и многие дети дошкольного возраста не умеют правильно дышать. у таких детей узкие плечи, впалая грудь, открытый рот. хорошее развитие грудной клетки и полноценное правильное дыхание — залог прочного здоровья.
при обучении ребёнка правильному дыханию надо:
- научить глубокому выдоху (для хорошей очистки лёгких и снабжения их кислородом);
- научить носовому дыханию (это способствует профилактике насморка и респираторных заболеваний);
- научить сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно.
Упражнения:
1. подуть на одуванчик или свечу ртом;
2. подуть на те же предметы носом;
3. подуть одной ноздрею;
4. пускание мыльных пузырей.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
1 «Часики» стоя, ноги слегка расставить, руки опущены. размахивая прямыми
руками вперёд, назад, произносить «тик — так». 6-7 раз.
2. «Трубач» сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф-ф». 4 р.
3. «Петушок машет крыльями». встать прямо, руки опущены. поднять руки в стороны, затем похлопать ими бёдрам. выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
4. «Каша кипит» сидя, одну руку положить на живот, другую на грудь. втянуть живот и набрать воздух в грудь — вдох, опустить грудь и выпятить живот — выдох. при выдохе громкое произнесение звука «ф-ф-ф-ф». 4р.
5. «Паровозик» ходить по комнате, выполняя попеременно движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». (в течении 20 сек.)
6. «Насос» встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. вдох, затем наклон туловища в сторону. выдох, руки скользят, при этом громко произносить «сссссс». выпрямление — вдох, наклон в другую сторону с повторением звука. 5 р
7. «Летят мячи» руки с мячом поднять вверх. бросить мяч от груди вперёд. произнести при вдохе длительное «у-х-х-х-х», догнать мяч. 4 раза.
8. «Семафор» сидя, ноги сдвинуть вместе. поднять руки в стороны и медленно их опустить вниз с длительным выдохом, произнести «с-с-с-с-с» 4—6 раз. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастикой после сна, на прогулке (но не менее 2 раз в день).
Закаливающее носовое дыхание.
1. Сделать 10 вдохов и выдохов правую и левую ноздрю, по очереди закрывая их то большим, то указательным пальцем правой руки.
2. Открыть рот, кончик языка прижать к небу ( при этом выключается ротовое дыхание).
3. Сделать спокойный вдох, на выдохе с одновременным постукиванием пальцев по крыльям носа произносить слоги «ба-бо-бу».
4. Сжать пальцы в кулак, во время вдоха широко раскрыть рот и насколько возможно высуну язык, стараясь его кончиком достать до подбородка; выдохнуть, разжать пальцы.
Эти упражнения улучшают кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода. повторяются по 4—фраз.
Конспект игры-эксперимента: «Язык - орган вкуса».
Цель: дать элементарные знания о значении языка в ощущениях вкуса пищи на обострение и притупление вкусовой чувствительности.
Материал: схематическое изображение языка с вкусовыми законами: набор разнообразных продуктов питания; картинки с изображением некоторых животных
- «Для чего человеку язык?»
Выслушав ответы детей, воспитатель говорит: «Язык помогает издавать самые разные звуки, а главное- разговаривать, иногда он выполняет роль сторожа, охраняющего вход в дом «рот» и проверяющего пищу на ее пригодность или непригодность к употреблению, а во время жевания язык переворачивает кусочки пищи. Вкусовые ощущения зависят и от зрительного восприятия продукта, даже обычная еда, но искусно выложенная на блюдо, кажется аппетитнее. Вкус пищи зависит и от обоняния (ощущения запаха). Мы уже на опыте убедились, что существует связь между ухом и носоглоткой, во время насморка вкус пищи ощущается слабее.
Опыт
Цель: определить пищу только на вкус (не глядя на нее).
Воспитатель предлагает ребенку определить на вкус разные продукты, для этого он кладет в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи ( от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов),целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.
Опыт
Цель: доказать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой-либо продукт (лимон, хлеб, шоколад и т.д.), за тем ему предлагают закрыть нос и, вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу: вдыхая воздух только ртом, невозможно определить продукт, необходимо попробовать его на вкус пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.
-«Существуют четыре основных вкуса: сладкий, горький, кислый и солёный».
Детям предлагается назвать, что может быть сладким, солёным, кислым или горьким. Можно предложить детям, глядя на картинки с изображенными продуктами, назвать вкус каждого продукта.
“Язык реагирует на разный вкус специальными вкусовыми клетками в виде сосочков, которые расположились на языке большими группами. У человека вкусовых сосочков на языке очень много (около 9-10 тысяч), у животных их меньше: у утки около 200, у голубя - 37, у цыпленка -24, чтобы узнать, какая часть языка какой вкус сильнее чувствует, проведем опыт.
Опыт
Цель: определить вкусовые зоны языка.
Перед каждым ребенком устанавливают зеркало на подставке, четыре блюдца: с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце по одной деревянной палочке с ватой; рядом стаканы с водой для смачивания этих палочек.
Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить чистый конец палочки в воде и обмакнуть в сахарный песок, далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель прикладывает палочку к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. затем предлагает подумать и назвать, в какой части языка живут сладкие сосочки.
Аналогичная работа проводится и на определение места расположения других вкусовых сосочков. После высказываний детей воспитатель подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает.
Для развития логического мышления детям предлагается порассуждать, на какую часть языка следует положить таблетку, чтобы не чувствовать ее горький вкус и почему? А почему нельзя класть таблетку ближе к корню языка?
Конспект игры-эксперимента: «Машина чувств».
Цель: дать элементарные понятия о нервных соединениях, познакомить детей с их ролью в организме человека.
Тончайшие нервы, которые пронизывают кожу, сообщают тебе о качестве предметов: горячие они или холодные, твердые или гладкие, особенно много нервов находится в пальцах, с их помощью много узнаешь об окружающих тебя вещах.
Опыт1: «Угадай, что внутри?”
Цель: доказать, что в пальцах сосредоточено много нервных окончаний, которые помогают человеку, не видя предмет определить его свойства и узнать по форме.
Материал: черная коробка с двумя отверстиями; предметы: деревянный грибок, матрешка, пластмассовый кубик, маленький резиновый шарик, стеклянная бутылочка, кусочек меха (или игрушка).
Один ребенок садится с одной стороны коробки и складывает в нее предметы. засунув руку в другое отверстие, каждый из ребят, должен не вынимая предмет, сначала определить, что находится в его руке, а потом всем показать, доказав что он правильно определил предмет.
«Нервы бывают разные».
-Ребята, то, что мы с вами чувствуем холод, тепло и жар, боль от укола иголкой или от удара коленкой о камень за все это отвечают сенсорные нервы, им помогают нервы моторные, все нервы связаны с нашим мозгом (настоящая машина). Попробуйте прикоснуться к горячему утюгу, как сигнал мгновенно, со скоростью электрического тока, пойдет в мозг, и в это же мгновение мозг, почувствует опасность, боль, отдаст приказ моторным мышцам, и что вы сделаете? Правильно, отдерните руку. А вот если бы сигналы шли долго, вы бы не смогли убрать руку быстро и тогда могли получить сильный ожог.
Опыт 2.
Цель: доказать детям, что участки человеческого тела имеют разную чувствительность.
Кожа живота или бедер не так чувствует боль, как кожа на кончиках пальцев. Мы знаем, что наощупь можем определить предмет, а если завязать глаза и положить на животик, например, монетку, ручку или карандаш? Проводим опыт на желающих. Ребята проверяют и доказывают данное утверждение. Такой же опыт с предметами проводим, зажав предметы между коленями.
-Но стоит дотронуться до этого предмета кончиками пальцев, и вы мгновенно его назовете. Знаете, ребята, благодаря этой особой чувствительности нервов на кончиках пальцев, люди становятся прекрасными музыкантами, замечательными хирургами.
Опыт3: “Когда чешется спинка”
Нервы на спине расположены далеко друг от друга, на большом участке кожи может находиться только один нерв, и поэтому иногда бывает трудно сказать точно, в каком месте чешется. Прикоснитесь к спине своего друга карандашом затем двумя сразу, если расстояние между ними менее 2см, он подумает, что был один карандаш.
Беседа: «Существование вегетативной нервной системы».
Цель: -объяснить детям, что с ними происходит и от чего.
-познакомиться с работой вегетативной нервной системой.
Эти нервы действуют самостоятельно. Им не обязательно получать постоянные команды из головного и спинного мозга (из нашей машины), они сами кое что соображают и, вообще, они управляют многими важными процессами, которые в нас с вами происходят. Нам жарко (представьте себе) сразу нервная вегетативная система дает команду кровеносным сосудам, которые направляют кровь к коже расшириться.
Кто скажет, что с вами происходит, когда вам жарко? Правильно, в результате кожа потеет, охлаждается, а ваше тело спасено от перегрева или наоборот: вы попали на мороз, ой как холодно (представьте себе), тогда нервная вегетативная система немедленно приказывает кровеносным сосудам, идущим к коже, сузиться, так вы спасены от переохлаждения.
Представьте себе, что вы поднимаетесь по лестнице, торопитесь, бежите, вспомните, что с вами происходит? Правильно сердце начинает быстро биться, ведь когда мы бежим, мышцы в это время требуют больше крови, и сердце начинает работать энергично быстро. Прибежали, отдохнули, слышите, и сердце спокойно тикает. Головной мозг доверяет вегетативной нервной системе, самостоятельно управлять многими процессами в нас, и поэтому мы их даже не замечаем. А представьте себе, если бы было иначе.
Например: вам нужно бежать или подняться по лестнице на второй этаж, а вы забыли отдать команду сердцу, чтобы оно скорее качало кровь, и поэтому движения ваши будут как у черепашки медленные. А если жара, а нервная вегетативная система спит? Что может произойти? И все же вегетативную нервную систему, несмотря на самостоятельную жизнь, тоже надо тренировать. Ей очень полезны движения, утренняя гимнастика, продукты, в которых много витаминов и необходимых минеральных солей. Если человек помногу валяется в постели, не любит ходить пешком, играть на воздухе в быстрые игры, его нервная вегетативная система становится ленивой и хуже управляет телом, от этого тело может легко поддаться болезням, а болеть очень плохо, поэтому мы будем сейчас играть с вами в подвижные веселые игры.
Дидактическая игра.
“Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?
Цель: активизировать знания о доминирующем развитии того или иного органа чувств у людей определенной профессии.(повар, разведчик, дирижер, парфюмер, фокусник).
Игровое правило: каждый игрок получает большую картинку с изображением того или иного органа чувств (глаза, нос, уши, язык), игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке, либо возвращают обратно. Игра заканчивается, когда у каждого имеется хотя бы по одной маленькой карточке, затем дети по очереди обосновывают свой выбор, остальные внимательно слушают и оценивают правильность выбора. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.
Словарь
Желудок — полый мешок, который заполняется пищей, растягивается в нем пища переваривается, с помощью желудочного сока.
Желудочный сок — пищеварительный сок, выделяемый слизистой оболочкой желудка. у человека выделяется до 2 литров за сутки.
Зуб - косточка, вырастающая из ячейки челюсти для укуса и размола пищи.
Кишечник — пищеварительная трубка, начинается ротовым и кончается заднепроходным отверстием.
Кожа — защитное покрытие нашего тела.
Кость — разновидность соединительной ткани; состоит из клеток и плотного межклеточного вещества, содержащего соли кальция и белка, обеспечивающие ее твердость и эластичность.
Моча — продукт выделения животных и человека, вырабатываемый почками.
Мочевыделение (мочеиспускание) — рефлекторное выделение мочи из организма, осуществляется по мере заполнения мочевого пузыря
Мочеобразование - процесс образования в почках мочи
Мышцы (мускулы) — орган тела, состоит из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.
Опорно-двигательный аппарат — суставы, связки и мышцы, прикрепленные к кости сухожилиями
Осанка — положение тела, общность приемов и всех движений его. стройность, величавость, приличие и красота.
Пища — все, что служит для питания, что питает.
Скелет — опора для всех мышц и органов.
Спинной мозг — орган, который расположен в позвоночнике и передает сигналы от всех органов в головной мозг.
Детский словарь.
Кожа - защищает кости, вены, ее можно поцарапать, будет больно.
- бывает молодая и старая, на старой коже морщины, а у мужчин-усы и борода.
Рот - им можно говорить, кушать, в нем живет язык.
- через рот человек дышит, орет, дует, разговаривает.
Нос - им можно дышать, сморкаться, нюхать, закапывать капли, иногда из него течет кровь.
Вена - находится на руке, по ней течет кровь, как по трубе.
Кровь - красная жидкость, без нее нельзя жить, если не будет крови, человек умрет.
Волосы - они украшают человека, их стригут, делают прическу, моют, расчесывают, завязывают бант.
Сердце - находится внутри человека, оно стучит, бьется, если оно остановится, человек умрет.
желудок - находится в животе, журчит, переваривает пищу, болит.
Зуб - находится во рту, измельчает пищу, что бы она не застревала, ест.
- бывает коренной и молочный, когда болит его, лечат или вырывают.
Глаза - ими можно смотреть телевизор, моргать, закрывать и открывать.
- при помощи глаз видишь, что ты рисуешь, можно водить машину, варить суп.
Скелет - состоит из костей, страшный, им можно пугать детей.
Мышцы - с помощью их можно защищаться, заниматься спортом, бегать, прыгать, поднимать тяжести, гири.
Мозг - он думает, если нет мозга, ничего не будешь знать.
- у Вини-пуха его нет, вместо него опилки.
- он помогает работать, думать, запоминать, учиться.
Осанка - это прямая спина, позвоночник.
Пищеварительная система
Наше тело состоят из миллиардов очень маленьких клеточек, как дом из кирпичиков. Эти «кирпичики» такие маленькие, что их можно увидеть только через специальный увеличительный прибор - микроскоп. Клетки работают беспрерывно, даже когда мы спим, поэтому нам надо питаться, чтобы дать им энергию.
Как правильно питаться?
Нам надо есть примерно 4 раза в день. Каждый раз пища должна содержать все, что нужно нашим клеткам:
- белки, которые помогают строить новые клетки нашего тела и расти. Они содержатся в мясе, яйцах, рыбе, сыре, молоке;
- углеводы, которые дают силу и энергию. Они находятся в сахаре, хлебе, картофеле;
-жиры, которые тоже дают энергию и защищают нас от холода, образуя тонкий слой жира под кожей. Они содержаться в растительном и сливочном масле, в шоколаде и сухофруктах;
- витамины, которые помогают пищеварению. Они с едой попадают в кровь и укрепляют наши мышцы и кости. Витамин Д, который содержится в молоке, печенке, не только укрепляет наши кости, но является необходимым для роста. Много витаминов содержат фрукты и овощи.
-зубы помогают нам есть твердую пищу, которая нужна для роста зубов. У малыша передние зубы появляются через 5-8 месяцев после рождения. Это молочные зубы, потом им на смену вырастают коренные (постоянные) зубы. Во время еды пища пережевывается и измельчается зубами, маленькие кусочки смешиваются со слюной и их легко проглотить.
Наше тело состоит из клеток, которые все время работают, и поэтому им нужна энергия, но тело не может использовать энергию из пищи - ему нужно ее переваривать. Этим занимается пищеварительный аппарат, в который входят: пищевод, желудок, кишечник, печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, проходя через все эти органы, пища обрабатывается, и превращается в жидкую смесь, из которой в кровь всасываются питательные вещества, - говорят, что пища усваивается. Переваривание пищи продолжается примерно 12-30 часов;
продолжительность этого процесса зависит от того, что ты ешь, когда ты глотаешь пережеванную пищу, она идет по пищеводу и попадает в желудок.
Кишечник похож на очень длинную трубку, которая плотно уложена в животе; у взрослого кишечник достигает в длину 12 метров. В нем в кровь всасывается полезные вещества, и продолжается пищеварение. Остатки пищи выводятся через анальное отверстие, когда ты ходишь в туалет. В кишечнике живут полезные микробы, помогающие переваривать пищу. Печень обезвреживает некоторые вещества, попадающие в наш организм, она вырабатывает желчь, которая накапливается в желчном пузыре и помогает переваривать жирную пищу.
Мочевыделительная система
Нашему телу нужна вода. Надо чтобы вода, которая содержится в крови, постоянно очищалась, эту роль очистителя выполняет мочевой аппарат благодаря двум почкам.
В почках находятся миллионы маленьких фильтров, проходя через которые вода, попадающая в почки из крови, очищается. Часть воды после этого возвращается обратно в кровь, а излишки воды и ядовитые вещества выходят из почек по двум трубочкам - мочеточникам - и накапливаются в мочевом пузыре, когда мочевой пузырь наполняется, ты идешь в туалет. Жидкость выходит по мочеиспускательному каналу - это и есть моча.
Если одна из почек плохо работает, то другая работает за двоих. Почки очень чувствительны к изменениям температуры, их нельзя переохлаждать.
Скелет, кости, позвоночник - что это?
У каждого человека около двухсот костей, они соединены в скелет. Скелет - наша опора, благодаря которой мы сохраняем форму и двигаемся. Если бы скелета внутри нас не было, наше тело стало похожим на бесформенный студенистый мешок. Попробуй, обхвати пальцами левой руки правый кулак и поверни его в разные стороны. Вот примерно так одна кость входит в другую и двигается в ней, а чтобы кости друг из друга не выскакивали, они крепко-накрепко связаны между собой, как бинтами, гибкими связками.
Череп, как прочный шлем, защищает наш мозг, позвоночник оберегает спинной мозг, грудная клетка, как стальной нагрудник, укрывает неутомимое сердце и нежные легкие. Наш скелет, такой хрупкий, изящный на вид, соединенный тонкими связками, выдерживает очень большие нагрузки. Вы, наверное, видели, как акробаты встают друг на друга, даже несколько человек, или силачей переезжает машина, а им ничего не делается, такие номера могут проделать только очень сильные, тренированные люди. У них кости становятся таким мощными и прочными от постоянных нагрузок и постоянного питания. кости наши не пустые трубочки, в них живет желтый костный мозг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ»
КОНСПЕКТ НОДДЛЯ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ТЕМА: «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ И О СВОЁМ ЗДОРОВЬЕ» (Образовательная область Познание. Коммуникация.Интеграция: Здоровье, Художественная литерату...
Проект: "Что я знаю о себе? Мой организм."
Проект по формированию осознанного отношения детей к своему здоровью "Что я знаю о себе? Мой организм.» ...
Проект "Что я знаю о себе: Мой организм" работа с педагогами и родителями.
Проект предназначен для детей с 4х-до 7ми лет. Работа начинается с подборки материалов для детей и родителей. Проект долгосрочный, расчитан на три года. Даёт знания о организме человека и строениичело...
Проект в детском саду по теме:"Что я знаю о себе».
Проект «Что я знаю о себе» разрабатывался для детей младшего дошкольного возраста с целью формирования предпосылок осознанного отношения к своему здоровью....
Дидактические игры по теме: "Что я знаю о себе?"
Игры направлены на развитие внимания, восприятия, памяти и мышления детей. Могут быть использованы педагогами детского сада на "занятиях" по формированию здорового образа жизни детей при изучении темы...
Опыты и эксперименты на тему: «Что я знаю о себе?»
Картотека опытов и эксперимнтов, которую педагоги детских садов могут использовать при формировании у детей дошкольного возраста предпосылок к осознанному отношению к совему здоровью....
Игры малой подвижности и практические упражнения на тему: «Что я знаю о себе?»
Игры и практические упражнения направлены на закрепления представлений детей о том, что человек – хозяин своего тела, способен управлять им...
Комментарии
здоровьесберегающая технология "Что я знаю о себе"