Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ
учебно-методический материал на тему

Лапкина Анастасия Владимировна

Развивая детей по технологии ТРИЗ-педагогики, Вы получите такой результат, где они сами научатся находить, ставить и решать нестандартные жизненные задачи и находить решения в глобальном современном, ежечасно меняющемся мире. Используя элементы ТРИЗ-педагогики в семейном воспитании и профессиональной деятельности позволит выпустить из-под своего крыла ребенка-мыслителя, ребенка-изобретателя, успешную творческую и самостоятельную личность, готовую к решению жизненных ситуаций. Использование ТРИЗ-технологии педагогом в своей профессиональной деятельности позволит качественно улучшить образовательный процесс, сделать его интересным, многогранным и увлекательным для детей, а, следовательно, позволит и повысить результативность своего педагогического труда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya_rebenka_s_ispolzovaniem_metodik_triz.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ

Технология Г. С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть — творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ — теория развития творческой личности. В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий — ключ к творческому мышлению. В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ – педагогики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

    Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!».

    Целью работы в детском саду по использованию методики является развитие таких качеств мышления как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; развитие поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций — мозговой штурм.

- Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия(анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно; предметно-схематичной наглядности).

- Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения. Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей. Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения.    Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками? Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

ТРИЗ в ДОУ.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.
   Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием методики ТРИЗ.

Придумывание сказок, концовок к знакомым сказкам, по рисункам, схемам....

Конспект НОД в виде занятия «Беседа о космосе» с использованием методики ТРИЗ

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в виде занятия "Беседа о космосе" с использованием методики ТРИЗ...

Заучивание стихотворения З.Александровой «Родина»с использованием методики ТРИЗ.

Конспект открытой НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе...

Использование методики ТРИЗ-РТВ воспитателем ДОУ

     Для развития воображения  существует богатый опыт в практике ДОУ. Но, по мнению С.В. Кукалева, методикой, дающей наиболее реальные практические результаты, является ТРИ...

Моделирование маленькими человечками с использованием методики ТРИЗ

Тема: «Маленькие человечки»  ММЧ (моделирование маленькими человечками)Подготовила конспект воспитатель   старшей группы ОНР Лаврентьева С.В.Коррекционно-образовательные це...

Мастер-класс для педагогов и родителей «Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов».

laquo;Активизация мышления детей с использованием технологии ТРИЗ метода фокальных объектов»....

Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...