Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием методики ТРИЗ.
методическая разработка (старшая группа) на тему
Придумывание сказок, концовок к знакомым сказкам, по рисункам, схемам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_vospitatelya_starshey_gruppy_ponomaryovoy_l.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление воспитателя старшей группы Пономарёвой Л.П.
«Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием методики ТРИЗ».
Сказка- это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Сказки любят все, и взрослые и дети, но сказка в жизни ребёнка гораздо значимее, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка- это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает рамки обычной жизни. Именно в сказочной форме ребёнок сталкивается впервые с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.
Любая сказка ориентирована на социально- педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит.
Умение придумывать сказки приобретается в процессе обучения. При этом целесообразно использовать подготовительные игры, которые мы и использовали в нашей группе:
1. «Что общего?»- вместе с детьми мы сравнивали сюжеты сказок «Теремок» и «Рукавичка»; «Морозко» и «Госпожа Метелица».
2. «Кто на свете злее всех». В ходе игры выявляли злых, коварных сказочных персонажей, описывали их внешний вид, характер, образ жизни, жилище. Затем с детьми обсуждали, может ли существовать сказка без таких персонажей, какие герои сказки считают их злыми, а какие добрыми и почему. (Например: для Кощея Бессмертного- Баба Яга- добрая женщина и верный друг).
3. «Что в дороге пригодится?» На основе анализа волшебных предметов, помогающим героям сказки одолеть врага или решить проблемную ситуацию, дети придумывали предметы- помошники.
(Котелок может использоваться как сумка, головной убор, гнездо для птиц, зеркало).
4. «Где чей дом?». Дети учились придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов- модулей. На фланелеграфе выставлялись картинки со схематическим изображением домов, разных по величине и высоте.
Дети придумывали персонажей фантастических или реально существующих, которые могли бы жить в этих домах. Затем мы с детьми рисовали какой либо персонаж и дети рассказывали, чем он будет в доме заниматься, кто к нему придёт в гости.
Например: сказка Г.
Лисичка жила в Насти просторном деревянном доме. Она любила своё жилище и содержала его в порядке и чистоте. Дома лиса вязала своим друзьям носки и рукавички и любила ходить к соседям в гости, особенно к ёжику. Они вместе отдыхали и пили чай.
Работа по моделированию сказок интересна и разнообразна.
«Записывали» сказки на фланелеграфе, используя метод «Волшебная дорожка».
Например: Саша К.
В доме около речки жила девочка Лена. Лена вышла на улицу и встретила своего друга Андрея. Он был умный, красивый, весёлый.
Вместе они решили идти играть на полянку около дома.
Потом меняем схемы местами и прочитываем их по- другому:
Настя О.- На полянке играли две подружки Катя и Даша. Когда они наигрались, решили пойти в гости к Даше. Мама у Даши угостила подруг чаем с конфетами и пряниками. Когда стало темнеть на лице Даша пошла провожать Катю домой.
В работе с детьми использовали приём продолжения сказочной истории.
Например: придумывали продолжение сказки «Репка».
Настя Г.- Все дружно принесли репку в дом, решили сварить из неё кашу. Бабка с дедкой разрезали репку и уложили в чугунок. Кошка с собакой принесли дрова, а внучка растопила печку. Каша сварилась вкусная, ароматная, мышка добавила в неё масла и разложила по мискам, ели долго и дружно.
Андрей Л.- Собака Жучка предложила положить репку на солнышко погреться. Она стала сладкой, вкусной, большой. Кто приходил к ним в гости все пробовали репку.
Аня Л.- Вытащили репку, а там сундук. Удивились бабка с дедкой, достали, а там: для мышки- зерно, для кошки- мясо, для собаки- кости, для внучки- браслет, для бабки- платок, для дедки- шляпа. Все остались довольны и рады.
Даша О – Разрезали репку, а она гнилая, но в ней лежало много денег. Взяли дедка с бабкой деньги и поехали на базар. Купили много всего и стали жить богато.
Шуточные вопросы тоже могут подсказать начало сказочного сюжета. Например на вопрос: «Что медведь ест зимой?»,- дети ответили: «Ничего, он зимой спит и лапу сосёт».
«А я слышала про такого медведя, который зимой не спал, потому что любил поесть»,- говорю,- и делаю переход к сказке. Аня Л- Захотелось медведю зимой есть, проснулся он и пошёл на рынок, купил рыбы. С тех пор необыкновенный медведь питался каждый день рыбой и вырос большой и толстый.
Настя Г.- Захотелось медведю мёду, встал он из берлоги и пошёл к ульям, засунул голову в улей, да как заревёт. Убежал медведь не солоно хлебавши. С тех пор медведь не любит мёд.
Андрей Л- В одном из дремучих лесов жил медведь. Как- то раз глубокой осенью, когда все зверята готовятся к зиме, медведю захотелось отправится в какое- нибудь путешествие. Он был совсем не такой как его братья, он был особенный и не любил спать. Однажды, когда наступила зима медведь вылез из своей тёплой берлоги и отправился гулять по лесу. Лес был большой, а он всё гулял и гулял и не чувствовал усталости. Наступила ночь. Вдруг вдалеке медведь увидел какие-то блестящие огоньки, ему очень стало любопытно и он пошёл в ту сторону. Огни становились всё ближе и ближе, а когда он подошёл ближе, то увидел что-то необыкновенное. Оказалось это были дома, где жили люди, а медведь никогда не видел людей, ему стало ещё интереснее, он подошёл прямо к одном из домов и заглянул в окошко. А за этим окошком мама укладывала маленького ребёночка спать и пела колыбельную песенку. Медведь заслушался и уснул прямо у окошка и так крепко, что проспал до самого утра. А утром убежал в лес. И так до самой весны он приходил к окошку и там спал. А когда он вырос, у него появились свои дети, они вместе тайком приходили к окну дома.
Мы только ещё начали эту творческую работу. Но она очень заинтересовала и воспитателей, и родителей, и детей. Обязательно будем выдумывать новые сказки, для этого ещё существует много интересных методов. Будем продолжать писать нашу «неоконченную книгу», ведь сказка для ребёнка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая или сочиняя сказку дети осваивают реальность через мир переживаний и образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.
Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...
Консультация для родителей "Творческое составление текстов сказочного содержания с использованием элементов ТРИЗ"
Развитие речи детей, логического мышления, фантазии....
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...
«Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
Индивидуальный план развития профессиональной компетенции...
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ
Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ...
Консультация для воспитателей ДОО "Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания с элементами ТРИЗ"
Стандарт дошкольного образования требует необходимости пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание детей в дошкольных организациях. Особенно необходимость в составлении программы, направлен...