КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема. Проблемное обучение – средство развития потенциала личности ребенка–дошкольника
консультация по теме
Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому в современной школе сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс, приоритетная роль отводится деятельности обучающихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения образовательной деятельности в контексте ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 44.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение
Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому в современной школе сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс, приоритетная роль отводится деятельности обучающихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения образовательной деятельности в контексте ФГОС?
В методике преподавания сложилась следующая классификация методов обучения: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы отличает доминирующая роль педагога во время образовательной деятельности, а обучающиеся вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются отдельно в виде обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
К активным методам относятся методы, позволяющие педагогу и обучающемуся выступать равноправными участниками образовательной деятельности, взаимодействие происходит по вектору «учитель = ученик».
Интерактивные методы — наиболее эффективные методы, при которых обучающиеся взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «учитель = ученик = ученик».
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
К интерактивным методам относятся:
- Кейс-метод. Данный метод основан на том, что задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), которую обучающиеся должны исследовать, предложить варианты разрешения, выбрать лучшие из возможных.
- «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучающихся способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на важной цели.
- Метод диалогического взаимодействия основывается на проведении диалога, когда истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Данный метод представлен диспутами, дискуссиями, открытыми форумами, «круглыми столами».
- Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
- Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Рассмотрим более подробно один из методов интерактивного обучения – проблемный метод.
Жизнь постоянно ставит перед человеком сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, возникает необходимость более глубокого познания мира, открытие в нём новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в образовательные учреждения, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности обучающихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Механизм психологических процессов, происходящих при проблемном обучении, следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления. Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Обучающийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью педагога.
Проблемное обучение способствует развитию интеллекта обучающегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги старались найти пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей американского философа, психолога, педагога Джона Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) он отвергает традиционное обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность обучающихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований академик, доктор педагогических наук М.И. Махмутов даёт следующее определение понятия «проблемного обучения»: «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение обучающимися знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач. При проблемном обучении обучающиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.
Проблемное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой обучающиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие их вопросы.
Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:
- организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе обучающихся;
- управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.
К основным понятиям проблемного обучения относятся:
Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у обучающихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее обучающегося позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью педагога) пути решения, проблемной задачи.
Можно выделить следующие способы создания проблемной ситуации:
- использование учебных и жизненных ситуаций;
- побуждение к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
- ознакомление детей с фактами, носящими якобы необъяснимый характер;
- противоречия между научными фактами;
- новые условия применения уже имеющихся у обучающихся знаний.
Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения:
- это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;
- это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые, позиции при его решении;
- это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого обучающемуся заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения;
- проблемная задача, которая вызывает у обучающихся затруднения, удивление, но является посильной.
Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.
Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.
Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
- являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
- обеспечивают успешные условия усвоения учебного материала;
- представляют основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.
Таким образом, педагог создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает обучающегося в ее разрешение, организует проверку и поиск решения.
При этом обучающийся становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что педагогу необходимо дифференцированно подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности обучающихся и их готовность к поисковой деятельности.
Методы проблемного обучения
В педагогике выделяют следующие методы, используемые при организации проблемного обучения (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):
- объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение педагогом фактов данной науки, их описание и объяснение;
- репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала;
- практический метод основывается на том, что в деятельности обучающихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике;
- частично-поисковый метод включает восприятие объяснений педагога обучающимся, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;
- исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.
Основными методами проблемного обучения являются: метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.
Метод проблемного изложения учебного материала является переходным от исполнительской деятельности к творческой. На определенном этапе обучения, обучающиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому педагог показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Хотя обучающиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения интеллектуальных затруднений.
Создав проблемную ситуацию, сформулировав проблему и проблемные вопросы, педагог раскрывает путь научного поиска, который ведет к решению поставленной проблемы, или показывает, как современными способами её можно решить. Причём, в одном случае он может всё излагать сам, постановкой вопроса обеспечивать следование обучающегося путём его рассуждений и доказательств, а в другом – привлекать обучающегося к решению части или всей проблемы.
Частично-поисковый (эвристического) метод обучения получил такое название потому, что обучающиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: педагог – обучающиеся – педагог – обучающиеся и т.д. Часть знаний сообщает педагог, часть обучающиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
Сущность метода выражается в следующих его характерных признаках:
- знания обучающимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно;
- педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач;
- обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
- педагог вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
- знания обучающимся не сообщаются. Они самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами обучающиеся;
- деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
- процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки заключаются в значительных затратах времени и усилий педагога и обучающихся.
Структура проблемного урока
К структурным элементам проблемного урока М.И. Махмутов относит:
- Актуализацию прежних знаний – подготовку к восприятию нового материала (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности обучающихся, контроль педагога).
- Усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения.
- Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.
Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности обучающихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, т. е. не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности обучающихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, поэтому они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры не проблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения.
В качестве условий эффективности реализации проблемного обучения выделяют:
- обеспечение достаточной мотивации обучающихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
- обеспечение посильности работы обучающихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
- значимость для обучающихся информации, получаемой при решении проблемы;
- необходимость диалогического, доброжелательного общения с обучающимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемых обучающими.
Необходимо заметить, что не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении обучающихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления.
Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, обучающийся должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача педагога — создать для этого все условия.
Список источников.
- Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
- Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986.
- Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 1969.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"
Представлен план проведения Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...
План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»
Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...
"Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка-дошкольника"
Особенности организации и принципы культурно-досуговой деятельности для дошкольников...
Моделирование из бумаги, как средство развития личности ребенка-дошкольника.
В этом материале рассмотрим на что влияет конструирование из бумаги - аппликация плоскостная и объемная, бумагопластика и оригами на ребенка дошкольного возраста....
Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"
Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «З...
Статья "Театрализованные игры как средство формирования личности ребенка дошкольника"
Театр - доступный и любимый вид искусства для дошкольников. И, конечно, дети сами с удовольствием готовы принимать участие в театрализованной деятельности. Именно поэтому очень важно в дошкольном учре...