КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Тема. Проблемное обучение – средство развития потенциала личности ребенка–дошкольника
консультация по теме
Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому в современной школе сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс, приоритетная роль отводится деятельности обучающихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения образовательной деятельности в контексте ФГОС?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 44.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии реализации ФГОС: проблемное обучение
Одним из главных изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, является ускорение темпов развития. Поэтому в современной школе сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. С внедрением ФГОС в образовательный процесс, приоритетная роль отводится деятельности обучающихся. Какие же формы и методы предлагаются для построения образовательной деятельности в контексте ФГОС?
В методике преподавания сложилась следующая классификация методов обучения: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы отличает доминирующая роль педагога во время образовательной деятельности, а обучающиеся вынужденно оказываются в роли пассивных слушателей. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются отдельно в виде обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
К активным методам относятся методы, позволяющие педагогу и обучающемуся выступать равноправными участниками образовательной деятельности, взаимодействие происходит по вектору «учитель = ученик».
Интерактивные методы — наиболее эффективные методы, при которых обучающиеся взаимодействуют не только с педагогом, но и друг с другом. Вектор взаимодействия можно обозначить следующим образом: «учитель = ученик = ученик».
В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
К интерактивным методам относятся:
- Кейс-метод. Данный метод основан на том, что задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности), которую обучающиеся должны исследовать, предложить варианты разрешения, выбрать лучшие из возможных.
- «Мозговая атака» - метод коллективного «генерирования идей». Он способствует динамичности мыслительных процессов, освобождению от инерции мышления, развитию у обучающихся способности абстрагироваться от конкретных условий, формирует умение сосредоточиться на важной цели.
- Метод диалогического взаимодействия основывается на проведении диалога, когда истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск. Данный метод представлен диспутами, дискуссиями, открытыми форумами, «круглыми столами».
- Метод проектов предполагает самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
- Игровой метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
- Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать и осуществить исследовательскую работу по изучению проблемы.
- Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Рассмотрим более подробно один из методов интерактивного обучения – проблемный метод.
Жизнь постоянно ставит перед человеком сложные и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть ещё много неизвестного, скрытого. Следовательно, возникает необходимость более глубокого познания мира, открытие в нём новых процессов, свойств, взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рождённые требованиями времени, ни проникали в образовательные учреждения, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры проблемной деятельности обучающихся всегда было и остаётся одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутая С.Л. Рубинштейном. Механизм психологических процессов, происходящих при проблемном обучении, следующий: при столкновении с новой, непонятной проблемой у обучающегося возникает состояние недоумения, удивления. Далее мыслительный процесс происходит по схеме: выдвижение гипотез, их обоснование и проверка. Обучающийся либо самостоятельно осуществляет мыслительный поиск, открытие неизвестного, либо с помощью педагога.
Проблемное обучение способствует развитию интеллекта обучающегося, его эмоциональной сферы и формированию на этой основе мировоззрения. В этом и заключается главное отличие проблемного обучения от традиционного объяснительно-иллюстрационного. Проблемное обучение предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. В его основе лежит деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет отдаётся поисковой учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги старались найти пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков у Ж.Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой проблеме К.Д. Ушинский. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей американского философа, психолога, педагога Джона Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) он отвергает традиционное обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность обучающихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть решение проблем.
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований академик, доктор педагогических наук М.И. Махмутов даёт следующее определение понятия «проблемного обучения»: «проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность обучающихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учётом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного знания, учебной или исследовательской деятельности. Именно в связи с этим проблемное обучение можно назвать развивающим, ибо его цель – освоение обучающимися знаний и обобщенных умений посредством решения учебных задач. При проблемном обучении обучающиеся включаются в разрешение проблемной ситуации, при этом у них формируются способы действий, необходимые для решения нестандартных задач.
Проблемное обучение предполагает такую организацию образовательного процесса, при которой обучающиеся как можно больше находились бы в состоянии поиска и подготовки ответа на волнующие их вопросы.
Таким образом, сущность проблемного обучения составляют:
- организация педагогом проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе обучающихся;
- управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения проблемных задач.
К основным понятиям проблемного обучения относятся:
Проблемная ситуация – условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у обучающихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение.
Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее обучающегося позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью педагога) пути решения, проблемной задачи.
Можно выделить следующие способы создания проблемной ситуации:
- использование учебных и жизненных ситуаций;
- побуждение к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации;
- ознакомление детей с фактами, носящими якобы необъяснимый характер;
- противоречия между научными фактами;
- новые условия применения уже имеющихся у обучающихся знаний.
Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения:
- это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности;
- это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые, позиции при его решении;
- это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого обучающемуся заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения;
- проблемная задача, которая вызывает у обучающихся затруднения, удивление, но является посильной.
Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.
Некоторые авторы определяют проблемное обучение как ряд проблемных задач, последовательное решение которых ведет к достижению поставленной дидактической цели.
Проблемные задачи выполняют тройную функцию:
- являются начальным звеном процесса усвоения новых знаний;
- обеспечивают успешные условия усвоения учебного материала;
- представляют основное средство контроля для выявления уровня результатов обучения.
Таким образом, педагог создает проблемную ситуацию, вдохновляет и включает обучающегося в ее разрешение, организует проверку и поиск решения.
При этом обучающийся становится в позицию субъекта обучения, он овладевает новыми знаниями, способами действий. Трудность управления проблемным обучением заключается в том, что педагогу необходимо дифференцированно подходить к созданию проблемной ситуации и постановке проблемных задач и учитывать индивидуальные особенности обучающихся и их готовность к поисковой деятельности.
Методы проблемного обучения
В педагогике выделяют следующие методы, используемые при организации проблемного обучения (система методов М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера):
- объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение педагогом фактов данной науки, их описание и объяснение;
- репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала;
- практический метод основывается на том, что в деятельности обучающихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике;
- частично-поисковый метод включает восприятие объяснений педагога обучающимся, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса;
- исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.
Основными методами проблемного обучения являются: метод проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.
Метод проблемного изложения учебного материала является переходным от исполнительской деятельности к творческой. На определенном этапе обучения, обучающиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому педагог показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала и до конца. Хотя обучающиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения интеллектуальных затруднений.
Создав проблемную ситуацию, сформулировав проблему и проблемные вопросы, педагог раскрывает путь научного поиска, который ведет к решению поставленной проблемы, или показывает, как современными способами её можно решить. Причём, в одном случае он может всё излагать сам, постановкой вопроса обеспечивать следование обучающегося путём его рассуждений и доказательств, а в другом – привлекать обучающегося к решению части или всей проблемы.
Частично-поисковый (эвристического) метод обучения получил такое название потому, что обучающиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: педагог – обучающиеся – педагог – обучающиеся и т.д. Часть знаний сообщает педагог, часть обучающиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.
Сущность метода выражается в следующих его характерных признаках:
- знания обучающимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добыть самостоятельно;
- педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью проблемных задач;
- обучающиеся под руководством педагога самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что:
- педагог вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
- знания обучающимся не сообщаются. Они самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами обучающиеся;
- деятельность педагога сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
- процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью, сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки заключаются в значительных затратах времени и усилий педагога и обучающихся.
Структура проблемного урока
К структурным элементам проблемного урока М.И. Махмутов относит:
- Актуализацию прежних знаний – подготовку к восприятию нового материала (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и применение их часто в новой ситуации, стимулирование познавательной активности обучающихся, контроль педагога).
- Усвоение новых знаний и способов действий – на этом этапе создается проблемная ситуация, определяется проблемная задача, выдвигаются гипотезы ее разрешения, доказательство гипотез, проверка решения.
- Формирование умений и навыков, способов мышления и деятельности посредством применения знаний, полученных в результате разрешения проблемы.
Эта структура отражает и основные этапы учения, и этапы организации современного урока. Но по отношению к мыслительной деятельности обучающихся, являясь выражением целей образования, она выступает как внешний показатель учения, т. е. не отражает процесса продуктивной познавательной деятельности обучающихся и не может обеспечить управление этой деятельностью. Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, поэтому они представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока:
- возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы;
- выдвижение предположений и обоснование гипотезы;
- доказательство гипотезы;
- проверка правильности решения проблемы.
Таким образом, структура проблемного урока, в отличие от структуры не проблемного, имеет элементы логики познавательного процесса (логики продуктивной мыслительной деятельности), а не только внешней логики процесса обучения.
В качестве условий эффективности реализации проблемного обучения выделяют:
- обеспечение достаточной мотивации обучающихся, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
- обеспечение посильности работы обучающихся с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
- значимость для обучающихся информации, получаемой при решении проблемы;
- необходимость диалогического, доброжелательного общения с обучающимися, когда с вниманием и поощрением относятся к различным точкам зрения, гипотезам, предложениям, высказываемых обучающими.
Необходимо заметить, что не каждый учебный материал подходит для проблемного изложения. Проблемные ситуации легко создавать при ознакомлении обучающихся с историей предмета науки. Гипотезы решения, новые научные данные, кризис традиционных представлений, поиски новых подходов к проблеме – вот далеко не полный перечень тем, подходящих для проблемного изложения. Овладение логикой поиска через историю открытий – один из перспективных путей формирования проблемного мышления.
Единственный путь, ведущий к знанию — это деятельность. Чтобы знания становились инструментами, обучающийся должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять. Задача педагога — создать для этого все условия.
Список источников.
- Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
- Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.:Изд-во МГУ, 1985.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1986.
- Кудрявцев Т.В. Исследование и опыт проблемного обучения. В кн.: «О проблемном обучении»: Вып. 2.- М.:Высшая школа, 1969.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.:3нание, 1991.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Выступление на педагогическом совете . На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...
«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»
Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста. Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...
Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"
Представлен план проведения Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...
План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»
Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...
"Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка-дошкольника"
Особенности организации и принципы культурно-досуговой деятельности для дошкольников...
Моделирование из бумаги, как средство развития личности ребенка-дошкольника.
В этом материале рассмотрим на что влияет конструирование из бумаги - аппликация плоскостная и объемная, бумагопластика и оригами на ребенка дошкольного возраста....
Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"
Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «З...