"Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка-дошкольника"
статья (старшая группа)
Особенности организации и принципы культурно-досуговой деятельности для дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития
личности ребенка-дошкольника»
Если человек не знает, что ему делать в часы досуга,
то тогда у него портится голова, сердце и нравственность.
К.Д. Ушинский
Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.
Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.
Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.
Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры.
Принципы и особенности организации
культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста
Сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободном для выбора роде занятий и степени активности в пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Досуг детей отличается сложностью и противоречивостью. Дети не всегда имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, кроме того, они не всегда готовы к выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности, охотно перенимают у взрослых модели проведения свободного времени, которые далеко не всегда содействуют их физическому и психическому развитию.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, именно с ее помощь дети познают окружающий мир.
Развитие и рост детского организма происходит в движении. Это требует обязательного включения в детские программы подвижных, спортивно-соревновательных форм досуга.
Кроме того, надо учитывать, что психофизиологические процессы у детей очень неустойчивы, как большие физические, так и большие интеллектуальные нагрузки приводят к быстрой утомляемости, что требует обязательной смены деятельности.
Для детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста ведущим институтом социализации является семья. Именно в этом возрасте высока значимость семейного досуга, традиции которого будут легче восприниматься позже в подростковом и юношеском возрасте, а потом полноценно перенесутся в собственную семью. Роль родителей в организации досуга ребенка примерно до двенадцатилетнего возраста является основополагающей.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей:
1. Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.
3. Принцип индивидуального подхода, который учитывает индивидуальные запросы, интересы, склонности, способности, возможности, психофизиологические особенности и социальную среду обитания детей при обеспечении их досуга.
4. Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Семья, дошкольное учреждение, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.
5. Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.
6. Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.
Реализация принципов организации детской культурно-досуговой деятельности на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте.
Игровая деятельность, как эффективное средство физического развития детей в дошкольном возрасте...
Мастер-класс «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
Мастер - класс для родителей....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах города»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровая деятельность как эффективное средство воспитания у дошкольников положительной привычки безопасного поведения на улицах нашей станицы»
повышение активности родителей по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством игровой деятельности....
Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...
Конструктивная деятельность, как эффективное средство для всестороннего развития личности дошкольника. (мониторинг по конструктивной деятельности 2021-2023г.)
Мониторинг по конструктивной деятельности в разных группах ДОУ.(критерии мониторинга, диаграммы результатов)...