Консультация на тему "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка в ДОО"
консультация

Филаткина Светлана Витальевна

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети имеют достаточно слабое представление об окружающем их мире. Именно поэтому они постоянно задают взрослым вопросы «Почему?», «Зачем?», «Когда?».

Отвечая на детские вопросы, родители и педагоги могут выбрать два пути – дать ребенку готовые знания, которые он заучит и будет воспринимать как истину или побудить ребенка сомневаться в том, что вы сказали и самостоятельно найти истину.

Например, на занятиях по естествознанию Вы с детьми изучили и даже проверили при помощи эксперимента, что тяжелые предметы тонут. Исходя из этой логики металл – тяжелый материал, следовательно, все, что сделано из металла – тонет. Но сомневающийся ребенок, который вместе с родителями посетил Парад Победы и отметил для себя, что корабли тоже сделаны из металла, скажет: «Стоп! Если все, что сделано из металла тонет, тогда почему корабли не тонут?»

Этот пример наглядно показывает суть проблемного обучения, когда педагог не дает детям готовые знания, а побуждает их самих задавать вопросы, видеть противоречия и находить им решения. В этом случае образовательная деятельность детей приобретает поисково-исследовательский характер.

Например, выходя с детьми на прогулку в жаркий летний день, скажите, что было бы неплохо поиграть в хоккей. Дети наверняка вас поправят, ведь сейчас лето, а в хоккей играют зимой. Будьте настойчивы, скажите, что для вас всех очень важно именно сегодня поиграть в хоккей, и вы удивитесь, сколько идей дети предложат, чтобы разрешить возникшую проблему.

Вообще в процессе обучения очень важно давать детям сомневаться в правильности тех или иных суждений. Ведь сомнение рождает творчество, желание ответить на вопрос «А что если?». В ходе такого обучения ребенок самостоятельно открывает для себя различные стороны познаваемого объекта или процесса, у него возникают определенные догадки, что побуждает его продолжать исследовать.

Основными компонентами проблемного обучения являются:

  1. Противоречие – это основное звено проблемной ситуации. Причем чем более ярко выражено противоречие в проблемной ситуации, тем более острую проблемность она приобретает.
  2. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее – это творческий продукт совместной деятельности детей и педагога. Воспитатель ставит перед детьми вопросы, которые побуждают их на основе наблюдений, имеющихся знаний и опыта сравнивать и сопоставлять факты, а затем путем рассуждений приходить к определенным выводам. Причем во всей этой ситуации дети спокойно высказывают свои мысли, слушают других детей, сомневаются, спорят, отстаивают свою точку зрения.

Очень важно при использовании проблемного обучения делать ставку на групповые формы работы, так как при возникновении у ребенка определенного сомнения ему будет довольно сложно проявить критичность по отношению к взрослому. Здесь скорее будет наблюдаться стремление подражать, чем спорить. Общаясь со сверстниками  ребенку гораздо проще проявить критичность, стремление отстоять именно его точку зрения. Однако здесь педагогу важно следить, чтобы дети не просто истерично доказывали свою правоту, но учились слушать других детей, идти на компромисс.

Когда решение проблемной ситуации найдено, педагог обязательно делает общий вывод, где озвучивает все гипотезы детей. Резюмирует, какие из гипотез, можно применить уже сейчас для решения проблемы, а какие гипотезы могут быть обязательно реализованы, но при создании определенных условий. Каждому ребенку будет определенно очень радостно услышать в выводе свою гипотезу и мнение взрослого, что она тоже верная.

Таким образом, проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях: дети всегда испытывают радость от познания, напряженность творческого поиска решения, радость первых самостоятельных находок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности дошкольника»

Развитие творческой личности ребенка - цель современного образования.Творчество рассматривается философами, как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего при...

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Статья посвящена проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста.  Решение детьми проблемных ситуаций развивает и творческое мышление, и расширяет кругозор детей, также дети приобретают...

«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка дошкольника»

Рассматриваются вопросы использования проблемного обучения в ДОУ....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...