Статья "Театрализованные игры как средство формирования личности ребенка дошкольника"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Куликова Наталия Артуровна

Театр - доступный и любимый вид искусства для дошкольников. И, конечно, дети сами с удовольствием готовы принимать участие в театрализованной деятельности. Именно поэтому очень важно в дошкольном учреждении организовывать театрализованную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannye_igry_v_dou.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как средство формирования

личности ребенка дошкольника

Игра является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. С помощью игры дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать со сверстниками. Игра для ребенка-дошкольника является естественным продолжением жизни, а точнее это и есть его жизнь.  

Игра является неотъемлемой частью всестороннего развития ребенка. С помощью игры дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать со сверстниками. Игра для ребенка-дошкольника является естественным продолжением жизни, а точнее это и есть его жизнь. Зачастую в этом возрасте дети относятся ко всему происходящему в их жизни одинаково серьезно или наоборот, одинаково несерьезно, не всегда различая воображаемое и реальное. В игре они живут, развиваются, в ней формируются будущие базовые ценности детей. Всё, впечатлившее и оставившее след в реальной жизни ребенка, он потом обязательно отображает в своих играх. Именно поэтому, одним из эффективных методов игровой деятельности является театрализованная деятельность.

Театр развивает у ребенка эстетический вкус, художественные способности, способствует нравственному воспитанию. Абсолютно все дети любят театр. Посещение театра - это всегда праздник, после посещения спектакля ребенок еще долго будет делиться с окружающими своими впечатлениями. В театре оживают сказочные персонажи и добро всегда побеждает зло!

Театр - доступный и любимый вид искусства для дошкольников. И, конечно, дети сами с удовольствием готовы принимать участие в театрализованной деятельности. Именно поэтому очень важно в дошкольном учреждении организовывать театрализованную деятельность. Организацию театрализованной деятельности можно начинать с проведения театрализованных игр.

В дошкольном образовании театрализованные игры направлены на формирование, в первую очередь, нравственных качеств ребенка, так как во время театрализованной игры происходит воздействие на личность ребенка через художественные образы. 

Театрализованные игры способствуют:

  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию умения взаимодействовать с окружающими;
  • появлению интереса к художественной литературе. 

Для дошкольного детства выделяются два основных вида театрализованных игр:

  • игры, основанные на самостоятельных действиях ребёнка, где он играет сам или использует предметы, но основными средствами выразительности при этом являются мимика, пантомимика и жесты. Это игры-драматизации. К ним относятся пальчиковые игры, игры с куклами би-ба-бо, импровизации, самостоятельные игры;
  • игры, где ребёнок не принимает прямого участия, но создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация. Это режиссёрские игры. К ним относятся настольные театры (в качестве персонажей могут выступать игрушки или картинки), театр на фланелеграфе или стенде-книжке, теневой театр. 

Существует и следующая классификация театров:

  • верховые;
  • настольные;
  • напольные.

К верховым видам театра относятся:

  • Пальчиковый театр. Персонажей этого театра легко сшить, связать, сделать из бумаги. Они легко надеваются на пальчики. Пальчиковый театр развивает мелкую моторику, участвует в координации движения, не только пальчиков, но и всей кисти.
  • Театр Би-Ба-Бо. Персонажи этого театра имеют полое тельце и надеваются на всю кисть. В процессе спектакля рука ребенка может управлять куклой, выполнять простые движения, кланяться, поворачиваться.
  • Театр тростевых кукол. К конечностям персонажей с помощью тонких ниток, прикреплены тонкие трости. С помощью них ребенок может управлять куклой.
  • Театр ложек. Один из самых простых театров. Ребенок может сам смастерить любого сказочного героя. Берутся деревянные или пластмассовые ложки, на которых рисуются рожицы героев и приклеиваются простые украшения.

К настольным видам театра относятся:

  • Театр на фланелеграфе. Фланелеграф сделан из фланели или используется магнитная доска. Используются готовые вырезанные сказочные герои или можно нарисовать на цветной бумаги, так же используются магнитные фигурки.
  • Театр бумажный. Персонажи это театра сделаны из бумаги методом оригами или образы сказочных героев наклеены на цилиндр. Эти фигурки стоят.
  • Театр игрушек. Используются готовые игрушки, сделанные из резины, сделанные на производстве.

К напольным видам театра:

  • Театр ростовых кукол. Их роль выполняют сами актеры-дети. Дети надевают специальные костюмы.

Все перечисленные виды театрализованных игр широко используются образовательном процессе и в досуговой деятельности. Начиная с раннего возраста, желательно включать целенаправленно и планомерно элементы театрализованных игр в образовательный процесс. Уже в более старшем возрасте дети с удовольствием применяют навыки театрализации, приобретенные ими ранее, и в самостоятельной игровой деятельности. 

У каждого дошкольного учреждения есть уникальная возможность для организации театрализованной деятельности и создания театра. Используя театрализованную деятельность в образовательном процессе, мы решаем комплексные задачи во всех образовательных областях. Театрализованная деятельность в детском саду - это уникальная возможность творческого развития личности, социализации и правильного восприятия детьми окружающей жизни.

Очень важное условие при организации театрализованной деятельности - это правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда. Необходимым считается и наличие уголка или центра театрализованной деятельности, а также уголка ряжения. Большинство атрибутов театрализованной деятельности созданные руками родителей, детей и воспитателей очень важны, потому что больше всего детям доставляет удовольствие обыгрывать знакомые сказки с героями, сделанные своими руками.

С помощью театрализованной деятельности можно решить практически все воспитательные и образовательные задачи, которые ставит перед педагогами дошкольных учреждений федерально образовательная программа. 

Используемая литература

1. Антипина Е.А. «Кукольный театр в детском саду». Сфера 2010.

2.  Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей». Москва. Вако. 2011.

3. Караменко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.  - М,: Просвещение, 1969

4. Киреева Л.Г. Саськова А.О. Рисуем кукольный спектакль. Волгоград, Учитель 2008.

4.  Мигунова Е.В. «Организация театрализованной деятельности в детском саду» Учеб.-метод. пособие; Нов ГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006 – 126 с.

5. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995

6. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

Игра, как средство формирования личности дошкольника.

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: «Игра, как средство формирования личности дошкольника»....

План проведения семинара для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»

Семинар для специалистов и воспитателей дошкольного образования «Игра как средство развития личности ребенка –дошкольника»Дата проведения: 3 декабря 2015 годВремя проведения: 9.30 ...

Статья "Духовная природа учителя как средство формирования личности ребенка"

В статье представлен материал о влиянии духовной природы педагога на формирование личности ребенка....

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»

Проект «Игра как средство формирования личности дошкольников. Знакомство с Башкортостаном через игровую деятельность»...

Художественная литература – важное средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей

Освоение задач всестороннего развития дошкольников путем ознакомления с художественной литературой осуществляется в различных видах деятельности: во время проведения НОД, проведения культурно-досугово...

Консультация для педагогов «Театрализованная игра, как средство формирования личности ребенка».

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как то сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр. Театрализованные игры ...