ДОКЛАД «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с временными представлениями»
материал (подготовительная группа) на тему
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых человеку в повседневной жизни. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_oznakomlenie_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_vremennymi_predstavleniyami.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 2 города Свободного
ДОКЛАД
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с временными представлениями»
Воспитатель 1 категории
Дворянкина Е.В.
2015 г.
Способность ориентироваться в пространстве и во времени играет важную роль в формировании мировоззрения ребёнка и осознании им своего места в окружающем мире.
В век стремительного развития науки и современных технологий особенно актуально уметь ориентироваться и ценить время.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых человеку в повседневной жизни. Поэтому детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуться и «показать».
Время не имеет определённой формы, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно через движение или какую-нибудь деятельность, связанную с определённым временем, или через чередование каких-либо постоянных явлений.
Целью работы является формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были выделены задачи:
-учить детей правильно называть времена года, их последовательность и отличительные признаки;
-знакомить с названием текущего месяца, с понятием неделя, называть дни недели, их последовательность;
-знакомить с понятием «вчера», «сегодня», «завтра»;
-закрепить названия частей суток, их последовательность;
-уметь определять время по часам с точностью до 1 часа;
-развивать у детей познавательные процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки;
-воспитывать наблюдательность, бережное отношение и любовь к природе.
Свою деятельность по реализации задач осуществляю поэтапно:
1.Подготовительный этап
Изучение и анализ современных исследований в данной области. Проработала программу «От рождения до школы» под редакцией Васильевой и Вераксы по данной теме и «Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста» Т.Д. Рихтермана . В начале, было проведено диагностическое обследование, выяснила следующее:
-70%детей недостаточно самостоятельны при рассказывании о временных представлениях;
-50%детей только лишь используют разнообразные средства при описании временных представлений;
-60%детей не владеют хорошими умениями при выборе данного материала;
-50%детей неспособны к аргументации и доказательству;
-40%детей так и не смогли проявить инициативность в общении.
Практически все дети были достаточно пассивны и нуждались в стимуляции . Познавательное развитие детей различно. И зависит, на мой взгляд, от времени пребывания в детском саду и от индивидуальных особенностей каждого ребёнка. результаты обследования послужили ориентиром при планировании работы с детьми.
Ожидаемый результат:
-достаточно сформированы временные представления;
-самостоятельно рассказывают о временных представлениях;
-умеют аргументировать свой выбор;
-проявляют инициативность в общении со сверстниками и взрослыми.
2.Организационный этап
В работе использую информационно-коммуникативные технологии: информационно-справочные источники, издания общекультурного характера, презентационные материалы.
В совместной и самостоятельной деятельности детей использую технические средства обучения. Оформила картотеки игр по формированию элементарных математических представлений, игр по формированию целостности картины мира, игры по речевому развитию, физкультминуток, прогулок, исследовательской деятельности, предметные и сюжетные картинки для временных представлений.
3.Практический этап
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми;
-индивидуальная работа с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей;
-совместная работа с родителями.
При ознакомлении детей с временными представлениями решаю следующие основные задачи:
-обогатить словарный запас;
-учить сравнивать, анализировать, классифицировать
-устанавливать простейшие пространственно-временные и причинно-следственные связи;
-делать обобщения.
Так же мир детства невозможно представить без сказки. Присутствие сказочного героя придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению, как математических понятий, так и литературного материала. Очень интересное пособие Т.А. Шорыгиной «Точные сказки» (Формирование временных представлений). В пособии даны описания занятий, построенных на беседах и анализе поступках героев авторских сказок. В ходе занятий дети получают представление о времени и измеряющих его величинах: годе, месяце, неделе, сутках, часе, минуте и секунде, знакомятся с различными видами часов и календарей.
Осуществляю взаимосвязь с родителями. Провела консультацию «Игры и игровые упражнения для формирования временных представлений у дошкольников». Разработала папки-раскладки «Распорядок дня», «Рассказывание о временах года», «Художественная литература и временные представления». Выставляю консультации на сайт детского сада. Постоянно знакомлю родителей с дидактическим материалом нашей группы по этой теме.
Чтобы заинтересовать ещё больше ребёнка в получении знаний, поощряю его в желании рассуждать, доказывать свою точку зрения. Не тороплю его, оставляю время подумать. Ребёнку даю возможность подробно рассказать о том, что он видит или знает, детально описать предметы и природные явления, дать развёрнутые объяснения. Это развивает связную речь, учит точно выражать мысли, чётко отвечать на вопросы и грамотно их формулировать. Если при выполнении задания возникают трудности, стараюсь подвести ребёнка к ответу наводящими вопросами, подбирая понятные ему сюжеты, привожу простые примеры и использую окружающие предметы.
Любая деятельность должна приносить ребёнку радость. Поэтому поощряю его самостоятельность и творческий подход.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой Эртильского района".
Ознакомление дошкольников с родной природой - это первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине....
Доклад «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»
Опыт работы по развитию духовно-нравстенному воспитанию дошкольников...
Презентация. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с временем года весна.
Презентация.Знакомство с окружающей средой.Время года ВЕСНА. Презентация для детей младшего дошкольного возраста с методическим сопровождением. Методика ознакомления детей младшего дошкольного во...
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с математическими понятиями и представлениями посредством художественного слова»
Цель: Формирование элементарных математических понятий и представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного слова....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 1 «Кузнецкая земля в древности»
Задачи:Вызвать интерес к истории родного края, начиная с самого древнего периода - каменного века.Расширить кругозор о первобытном мире людей, населявших территорию нашей области.Познакомить с природо...
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с отечественной историей и историей родного края "Машина времени": направление 4 «Присоединение Сибири к России» (освоение территории края в XVII веке)
Задачи:Способствовать знакомству детей с историческими событиями освоения территории нашего края в XVII векеВызвать интерес к истории становления первых русских сибирских городов – острогов.Форм...
Методическая разработка для воспитателей и педагогов Доклад по теме: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения»
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государств...