Дизайн – проект Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС «Художественно – эстетическое развитие»
проект на тему
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Для решения поставленной проблемы педагогами разработан дизайн – проект на тему: Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС направление «Художественно – эстетическое развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizayn_-_proekt.docx | 229.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДСКВ №37»
Дизайн – проект
Создание развивающей предметно – пространственной
среды группы в соответствии с ФГОС
«Художественно – эстетическое развитие»
участники проекта:
музыкальный руководитель
Мастрюкова Т. Е.
воспитатели:
Сергиенко Е. И.
Желетникова Л. В.
Боброва Л. Г.
город Братск
Актуальность проекта:
Меняется мир – меняются и дети. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.
Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!
Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Остро ставится проблема – как развернуть систему образования в сторону воспитания личности, способной к творческому решению жизненных задач, предусматривающей воспитание творческого человека, способного к созданию общечеловеческих ценностей: духовных и культурных.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Развивающая среда ДОУ призвана обеспечивать реализацию образовательной программы, учитывать национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательный процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей. Рассмотрим этот вопрос на примере направления «Художественно – эстетическое развитие»
Как обозначено в ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Все это подталкивает педагогов к оценке состояния имеющейся образовательной среды в своем детском саду. В результате анализа развивающей предметно-пространственной среды в нашем ДОУ, в направлении «Художественно - эстетическое развитие» обозначился ряд проблем:
- предметная среда не в полной мере отвечает требованиям ФГОС (недостаточно оборудования для создания условий и разнообразия материала)
- не всегда учитываются принципы построения среды (трансформируемость, многофункциональность);
Таким образом, было принято решение поиска новых подходов к организации развивающей предметно - пространственной среды ДОУ по направлению «Художественно – эстетическое развитие», совершенствования уровня профессиональной подготовки педагогов, оформления интерьера групп детского сада. Для решения поставленной проблемы педагогами разработан дизайн – проект на тему: Создание развивающей предметно – пространственной среды группы в соответствии с ФГОС направление «Художественно – эстетическое развитие».
Цель проекта: Организация развивающей предметно-пространственной среды: книжный и музыкальный уголки, отвечающие современным критериям функционального комфорта и обеспечивающие ребенку права выбора видов деятельности по данному направлению.
Задачи проекта:
- Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
- Реализация условий для обеспечения разнообразных видов детской деятельности.
- Создание условий для творческого сотрудничества детей и взрослых по формированию комфортной предметно-пространственной среды в ДОУ.
Вид проекта: педагогический.
Тип проекта: долгосрочный.
Участники проекта: Воспитанники ДОУ, педагоги, родители.
Сроки реализации проекта: 2014-2015гг.
Ожидаемые результаты:
Созданная развивающая предметно-пространственная среда в группах нашего детского сада обеспечит детям: чувство психологической защищенности, поможет формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности.
Оформление новых современных книжных и музыкальных уголков вызовет у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к ДОУ, желание посещать его, обогатит новыми впечатлениями и знаниями, побудит к активной, творческой деятельности, поспособствует их интеллектуальному развитию.
План работы творческой группы
Октябрь
- Изучение нормативно-правовой основы принципов построения развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в соответствии с требованиями к учебно-материальному обеспечению.
- Определение актуальности проблемы предметно – пространственной среды в группах ДОУ: анализ и сравнение условий, которые созданы и которые должны быть созданы в соответствии с новым ФГОС ДО.
Декабрь
- Выявление педагогических инициатив по организации развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях.
- Определение задач и тематики проекта.
- Составление плана деятельности участников.
Февраль
- Обсуждение предложенных компонентов среды будущего проекта.
- Утверждение плана реализации готовых проектов.
Апрель
- Систематизация методических материалов по построению игровой, развивающей предметно-пространственной среды группы согласно возрастным особенностям и реализуемой основной общеобразовательной программе дошкольного образования
- Составление перечня необходимого оборудования в игровых центрах.
- Презентация развивающих центров.
Выводы и результативность
…развивающая образовательная среда – та,
которая «способна обеспечивать комплекс
возможностей для саморазвития всех
субъектов образовательного процесса».
В.А. Ясвин
Значение окружающей среды для ребенка-дошкольника трудно переоценить. Именно в дошкольные годы идет интенсивное развитие центральной нервной системы ребенка. В функциональном отношении формирующийся мозг «учится» отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами маленького ребенка. Так формируется психика человека, потому что психика – отражательная способность мозга. Значит окружающая среда, общение с взрослыми в этом окружающем пространстве и, конечно, активность самого ребенка, познающего эту удивительную действительность, называемую природой и социумом, составляют генетическую программу становления человека в ранние годы его жизни.
Перед нашей творческой группой была поставлена интересная, но в тоже время нелегкая задача: «Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, направление «Художественно – эстетическое развитие, в соответствии с новыми требования ФГОС ДО».
Для реализации этой задачи, нашей творческой группой был разработан план работы на год и определены пути реализации. Итоговым продуктом нашей деятельности стал предоставленный дизайн – проект по данной теме.
В начале своего пути педагоги изучили педагогическую литературу, федеральные и региональные документы. Изучили опыт работы по модернизации предметно-пространственной среды в других ДОУ посредством Интернет-ресурсов.
Затем произведя анализ уже имеющихся игровых зон, был сделан вывод: о плюсах и минусах развивающей предметно-пространственной среды в группах нашего ДОУ.
Творческий коллектив разбился на две подгруппы: младший и старший возраст, и начал свою работу по теме: «Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с современными требованиями». Педагоги собирали методический материал по оснащению книжных, музыкальных уголков. Материал классифицировался по возрасту детей, опираясь на основную образовательную программу ДОУ с учетом программы «Радуга».
Следующим этапом нашей деятельности стала разработка дизайнерских проектов по внешнему виду предлагаемых зон. Важные факты, которые необходимо было учитывать:
- оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности.
- трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
- полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
- вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
- доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Педагоги старались сделать яркие пособия и оборудования, позволяющие привлечь внимание детей, руководствуясь фактом, что ребенок находится в детском саду весь день и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.
Для реализации данного проекта не обойтись без помощи родителей. Перед нами встал вопрос: Как мотивировать родителей на помощь в реализации нашего проекта?
Было принято решение: на собрании познакомить родителей с документом ФГОС ДО, подготовить наглядную презентацию идей педагогов и провести экскурсии по другим группам детского сада, с целью показать родителям два полюса: как есть, а как может быть. Родители воодушевились проделанной работе и с удовольствием приняли участие в реализации наших идей.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Созданные книжные и музыкальные уголки выполняют образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – они работают на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Уголки имеют гибкое и вариативное использование пространства, поэтому среда служит удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Элементы декора легко сменяемы, цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.
Развивающая предметно-пространственной среда в предложенных уголках может сменяться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, созданная нами среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Однако, при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, а воспитатели должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Литература:
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (http://docs.cntd.ru/document/499023522)
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html)
- Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дизайн-проект "Развивающая предметно-пространственная среда во второй младшей группе "Бабочка" с учетом ФГОС"
http://www.maaam.ru/detskijsad/dizain-proekt-razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-vo-vtoroi-mladshei-grupe-s-uchetom-fgos.html#c это ссылка на презентацию,так как сюда я её загрузить не см...
Проект "Город детства". Преобразование развивающей предметно- пространственной среды групп в соответствии с ФГОС ДО.
Мой проект о том, как создать эффективную развивающую среду соответствующую ФГОС ДО, стимулирующую развитие дошкольников....
«Организация развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учётом ФГОС ДО». Подготовительная группа «А».
Главной задачей воспитания дошкольника являются создания у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищенности. В детском саду ребенку необходимо чувствовать себя любимым и непо...
Выступление на педсовете на тему: "Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...
Дизайн-проект развивающей предметно-пространственной среды в первой младшей группе"
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, учас...
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО
Проект развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада в соответствии с ФГОС ДО...
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ЛИМПОПО»».
Цель проекта: Разработка модели предметно-развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей с последующим её формированием и доведением соответствия близким по т...