Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе воспитания детей 4 – 5 лет
статья (средняя группа) на тему
В последнее время в России происходят преобразования, направленные на демократизацию общества, основными приоритетами которого является создание благоприятных условий для всестороннего развития личности. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, города, семьи. Поэтому сейчас так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе воспитания детей 4 – 5 лет».
Выполнила Фролова Марина Яковлевна воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ Гармония» г. о. Отрадный Самарской области «Детский сад № 13».
В последнее время в России происходят преобразования, направленные на демократизацию общества, основными приоритетами которого является создание благоприятных условий для всестороннего развития личности. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, города, семьи. Поэтому сейчас так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.
Цель:
Способствовать формированию у детей среднего дошкольного возраста нравственно – патриотических качеств.
Для достижения поставленной цели надо решить следующие задачи.
Прежде, чем начать работу в данном направлении, был составлен план работы с детьми и родителями, изучена методическая литература по данной теме.
В течение всего года с ребятами были проведены беседы на темы «Что такое Родина для нас», «Моя дружная семья», «Моя малая родина».
Большое место в организации работы с детьми принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. В группе проводились сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад»; дидактические игры - «Назови ласково», «Угадай, чей голосок», «Собери флаг из частей», «Угадай, к какому городу это относится».
Ко Дню защитников Отечества и к Международному женскому дню были изготовлены с ребятами поздравительные открытки, которыми поздравляли пап, дедушек, мам и бабушек с праздниками.
Перед новогодними праздниками в группе прошел конкурс «Новогодняя елочка». Дети изготовляли с родителями елочки и приносили в группу. На выставке ребята рассматривали елочки и выбирали понравившиеся. Победители отмечены грамотами.
К Новому году было решено украсить группу в патриотическом стиле. Родители принимали активное участие и оказывали посильную помощь. В результате этой работы в конкурсе «Новогоднее окно» получено второе место.
Пополнить уголок по патриотическому воспитанию было решено созданием «Музея боевой техники». Ребята с родителями с удовольствием приносили экспонаты в музей. Накануне праздника «День Защитника Отечества» была проведена беседа и выставка экспонатов боевой техники. Наш музей интерактивный, все экспонаты можно брать в руки, внимательно рассматривать их и делиться впечатлениями.
С целью просветительской работы для родителей была оформлена папка-передвижка «Роль семьи в воспитании нравственно – патриотических чувств у детей», а также проведена консультация «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей 4-5 лет».
Всем известно, что патриотическое воспитание начинается с семьи. Поэтому было решено пополнить патриотический уголок семейными альбомами. Ребята с удовольствием рассматривали фотографии, рассказывали друг другу о членах семьи.
С целью ознакомления детей с родным городом был создан лэпбук «Моя Родина – Отрадный». Родители принимали участие в его создании: изготовили книжку-малышку, собирали информацию о музеях. Результатом проделанной работы стал диплом за третье место в конкурсе лэпбуков.
Накануне Международного Женского дня в группе было проведено развлечение «Поздравляем мам с 8 марта». Были проведены различные совместные конкурсы, песни, танцы и чаепитие.
Одной из самых интересных форм работы, как с детьми, так и с родителями стал совместный проект «Береза – символ России». Цель которого - расширять знания детей о березе: о ее строении, пользе, народных традициях, связанных с ней, о том, что берёза является национальным деревом.
Работа над проектом началась с серии бесед с детьми с показом иллюстраций «Что я знаю о берёзке», «Полезные качества березы», «Береза – доктор», «Праздник березки».
Были проведены дидактические игры: «Друзья и враги березки», «С какой ветки детка?», «Составь дерево из частей», «С кем дружит дерево»; в подвижные игры: «Кто быстрее добежит до березы?», «У медведя во бору».
На протяжении всего проекта читали художественную литературу: В. Бианки «Волшебная берёза», И. Соколов-Микитов «Берёза», С. Есенина «Белая берёза», разучили стихотворение А. Прокофьева «Люблю березу русскую».
На прогулках рассматривали березу зимой и весной, отмечали, как она меняется с наступлением весны.
11 апреля – день березы. Этому событию была посвящена экскурсия в библиотеку. На мероприятии дети многое узнали о красавице русских лесов – березе, а так же сотрудники библиотеки провели для детей обзор тематической книжной выставки «Береза кудрявая». В заключении был показан фрагмент мультфильма «Сказка старого дуба».
На занятии по рисованию дети с большим энтузиазмом рисовали весеннюю березку, в группе лепили ее из пластилина. На занятии аппликацией изготовили коллаж «Береза в разное время года». Благодаря продуктивной деятельности, у детей более четко формируются представления о строении березы и ее изменениях в зависимости от времени года.
Родители приняли активное участие в нашем проекте. Они изготовили альбомы «Березы в картинах художников», «Береза – символ России», книжку - малышку «Русская береза», принесли ветку березы в группу. Так как наша ветка березы была без листьев, было решено изготовить их самими и украсить ее. Под песню «Во поле береза стояла» дети водили хоровод вокруг нашей красавицы.
На заключительном этапе была организована выставка поделок «Такая разная береза» и оформлен тематический уголок «Русская березка».
С целью подведения итогов и выявления эффективности проделанной работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.
Результаты мониторинга показали, что в начале учебного года 32% детей имели низкий уровень, 60% детей средний и лишь 8% высокий уровень.
К концу учебного года диагностика показала, что высокий уровень составил 36% детей, 56% со средним уровнем и 8% детей остались с низким уровнем.
Таким образом, результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
Из чего можно сделать вывод:
- значительно возрос уровень сформированных нравственно - патриотических знаний и правильного отношения к стране, городу, природе у дошкольников, показавших в начале года низкие результаты;
- на НОД по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о Родине, задают много дополнительных интересующих их вопросов;
- с удовольствием рассказывают о семье, национальных праздниках;
- хорошо знают свое имя, фамилию, пол, возраст, положительно оценивают себя;
- проявляют любовь к родителям, родному дому, семье;
- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;
- стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический опыт по теме: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Опыт по ознакомлению детей с родным городом...
Педагогический опыт: «Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом»
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево...
Формирование нравственно – патриотических чувств в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом».
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родн...
«Формирование основ экологической культуры в процессе воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры, становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-этических норм поведения. В этом...
План по самообразованию «Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе ознакомления детей 6 – 7 лет с родным городом».
Расширение знаний детей о родном городе, возрастание интереса к его достопримечательностям, традициям,событиям прошлого и настоящего.Развитие у детей познавательной активности, исследовательских умени...
Проект на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Направление: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...