«Художественно-эстетическое развитие» по теме: «Природа и музыка»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Музыкальное занятие по развитию музыкального воприятия в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_muzyka_-_kopiya.docx | 25.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Художественно-эстетическое развитие» по теме:
«Природа и музыка»
Направления: «Художественно-эстетическое развитие. Музыка.
Речевое развитие»
Цель: способствовать художественно-эстетическому развитию
дошкольников;
создать условия для развития музыкального творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Углублять представление об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподрожания некоторым явлениям природы (капель, плеск воды, песнь птицы), выражения настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года.
- Раскрывать возможности отдельных выразительных средств в создании образа.
- Раскрывать выразительность и красоту художественного слова, живописи, музыки.
- Научить различать выразительные средства разных искусств, находить черты сходства и различия настроений, образов.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, любви к родной природы и стране;
Развивающие:
- Развивать самостоятельность, инициативу, творческие и импровизационные способности у детей.
- Развивать певческие навыки, умение петь индивидуально, в ансамбле и хоре;
- Развивать коммуникативные качества детей посредством танцев, игр, забав.
- Побуждать передавать образы природы в танцевальном творчестве созвучно музыкальному образу и в оркестре с ДМИ.
- Развивать образную речь в поисках и применении эпитетов, метафор, сравнений, характеризующих образы природы, созданные в музыке, поэзии, живописи.
Оборудование: мультимедийная установка, записи
Произведений Н.Римского-Корсакова, Г. Свиридова, П.И.
Чайковского, М.мусоргского.
Картины природы зимой, весной, лета, осени.
Ход занятия:
Дети входят в зал и все вместе здороваются с музыкальным руководителем.
Приветствие:
Музыкальным руководителем: здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в музей изобразительного искусства им. А.Сю. Пушкина. Отправляемся в путь.
Под «Марш» Д. Кабалевского высоким шагом дети зигзагом идут по залу. На проекторе государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина.
Музыкальным руководителем: вот мы и пришли в музей. При входе в музей мы должны поздороваться с сотрудниками музея. А сотрудниками музея будут наши гости. Я предлагаю вам:
Упражнение 1.
1 вариант- произнося слово «Здравствуйте» при по ступенном движении голоса вверх.
2 вариант - произнося слово «Здравствуйте» при поступенном движении голоса вниз.
3 вариант - произнося слово «Здравствуйте» при скачке голоса вверх.
4 вариант - произнося слово «Здравствуйте» при скачке голоса вниз.
Музыкальный руководитель и дети пропевают приветствие с движением звуков вверх- вниз, скачкообразно.
Музыкально- ритмические движения
Музыкальный руководитель: с сотрудниками музея мы с вами поздоровались, теперь отправляемся по залам. Входим в зал русских художников.
Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки»М. Мусоргского) в хаотичном движении , натянув носки, двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.
Слушание
Музыкальный руководитель: мы вошли с вами в зал русских художников. Посмотрите, пожалуйста, какие пейзажи вы видите?
Дети: …………………….
Музыкальный руководитель: давайте обратим внимание на зимние пейзажи (Саврасов А.К. . «Зима», Бакшеев В.Н. «Зимний пейзаж», «Иней») и послушаем произведение Георгия Свиридова. Но как называется произведение и о чем в нем говориться вы расскажите мне сами.
Звучит произведение «Тройка» из сюиты «Метель» Г. Свиридова.
Дети: ……………….( рассказывают дети)
Музыкальный руководитель: предлагаю вам разделиться на две команды. Первая – слушает инструменты симфонического оркестра и выбирает из предложенных на картинках инструментов услышанные.
Вторая – слушает динамику звука (тихо- громко), темп (быстро- медленно).
Дети делятся на команды. Музыкальный руководитель предлагает ещё раз прослушать «Тройку» Г. Свиридова и выполнить задание.
После прослущивания музыкальный руководитель подробно разбирает результаты детей в командах.
Музыкальный руководитель: теперь давайте посмотрим представленные картины и подумаем: какая картина больше подходит к музыке Г. Свиридова «Тройка».
Дети: ……………..
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы...
Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки» М. Мусоргского) в хаотичном движении , натянув носки, двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.
Дети останавливаются у картин Бяльницкий «В начале весны», Варварова «Весеннее солнце уже рядом».
Музыкальный руководитель: мы пришли с вами в зал, где царит какое время года?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: в музыке есть звуки длинные и короткие. Движение быстрое и медленное, настроение веселое и грустное. Давайте послушаем, что же происходит с природой весной.
Звучит «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель: скажите пожалуйста, это произведение акапельное или с сопровождением симфонического оркестра?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: это хоровое пение или сольное?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: какую картину вы выберите для этого произведения? Почему?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: давайте разберем: каких звуков больше длинных или коротких? Похожа музыка на марш, танец, колыбельную? Какое настроение несет музыка? Какие инструменты создают веселое настроение?
Дети: ……………..
Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки»М. Мусоргского) в хаотичном движении , натянув носки, двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.
Дети останавливаются у картин Виноградов «Жаркий день», Волков «Поле ромашек», Левитан «Июньский день», Дмитрий Кустодиев «Мир бабочек».
Музыкальный руководитель: мы пришли с вами в зал, где царит какое время года?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: давайте повнимательней рассмотрим картины. Какие краски бросаются в глаза на картине? Глядя на эти картины что ещё вы можете представить или ощутить?
Дети: ……………..
Игра на ДМИ
Музыкальный руководитель: я предлагая вам послушать произведение П.И. Чайковского.
Звучит «Па-де-труа» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: какое по характеру это произведение?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: простучите восьмые ладошками, а шестнадцатые показывают мелкими движениями пальцев.
Дети простукивают восьмые ладошками, а шестнадцатые показывают мелкими движениями пальцев.
Затем музыкальный руководитель предлагает детям организовать симфонический оркестр, где он будет дирижёром. На фланелеграфе выкладывается ритмический рисунок из цветочков. Дети делятся на 4 группы (бабочки, шмели, жуки, кузнечики). Поочередно группы проигрывают выложенный на фланелеграфе ритмический рисунок.
Музыкально-ритмические движения
Музыкальный руководитель: теперь давайте рассмотрим картины и представим игру бабочек в салки.
Дети приглашаются на ковер в четыре угла зала.
Музыкальный руководитель проводит игру.
Музыкальный руководитель берет на себя роль «ветра». На четверти бабочки прыгают на месте, на шестнадцатые перебегают в противоположный угол, по указанию ветра.
На подобной игре формируется четкое понимание коллективной игры и значение дирижера для хора и оркестра, отрабатывается длинна музыкальных фраз через движение.
Дети под музыку («Прогулка», сюита «Картинки с выставки»М. Мусоргского) в хаотичном движении , натянув носки, двигаются от картины к картине импровизированного зала музея.
Музыкальный руководитель: мы пришли с вами в зал, где царит какое время года?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: давайте повнимательней рассмотрим картины. Какие краски бросаются в глаза на картине? Глядя на эти картины что ещё вы можете представить?
Дети: ……………..
Музыкальный руководитель: я предлагая вам послушать произведение Г. Свиридова ……..(«Весна-осень»), но как называется это произведение вы скажите сами.
Звучит «Весна-осень» сюиты «Метель» Г. Свиридова.
Музыкальный руководитель: как вы думаете какие времена года вы услышали в произведении? Какие инструменты симфонического оркестра исполняют весну, а какие осень?
Пение
Сегодня мы с вами видели картины всех времен года. Какие это времена года?
Дети: ……………..
Исполнятся песня «Моя Россия» муз. Струве.
Заключение
На этом наше посещение музея закончено. Сегодня вы слушали музыкальные произведения, слушали стихи, смотрели картины русских художников.
Вопрос: связаны ли между собой музыка, живопись и внутреннее состояние человека?
Дети: ……………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
Развитие художественно-эстетических способностей детей старшего дошкольного возраста; «Классическая музыка в детском саду"
Цель проекта: Создание единого общекультурного пространства для содействия развитию творческой личности ребенка....
конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом
Конспект занятия по художественно-эстетическому эстетическому развитию с лингвистическим компонентом. Интеграция линвистического компонента и художественно-эстетического воспитания с использованием те...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»
Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...
Конспект НОД на конкурс «Воспитатель года 2020» по художественной литературе в средней группе Художественно – эстетическая линия развития «Волшебный сундучок»
Конспект нод по художественной литературе Интегрированные образовательные линии развития: познавательное, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое.Цель: фор...