Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.
презентация на тему

Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причин. Одни из-за недостатка свободного времени, другие из-за неполной семьи, где женщины воспитывают будущего мужчину, третьи – вообще предоставляют ребенка самому себе – играть в компьютерные игры. Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знать необходимо не затем, чтобы просто знать,

 но для того, чтобы научиться делать…

Максим Горький

Начальное техническое моделирование

в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.

Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причин. Одни из-за недостатка свободного времени, другие из-за неполной семьи, где женщины воспитывают будущего мужчину, третьи – вообще предоставляют ребенка самому себе – играть в компьютерные игры.

В июле 2014 год, на встрече с главами российских интернет-компаний Владимир Путин дал поручение Правительству РФ разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники:

(Евгений Шароварин, ИТ-инвестор из Екатеринбурга) «В нашей стране проблема развития детского технического творчества и робототехники. Очень важным элементом экосистемы, которая выращивает инженерные кадры, уже неоднократно об этом говорилось, является детское техническое творчество. В Советском Союзе в своё время было около 600 станций юных техников по всей стране, и это был именно тот ресурс, который подпитывал снизу систему высшего образования и давал лучшие кадры, которые были мотивированы, с горящими глазами, которые создали собственно великую советскую инженерию… И было бы очень здорово, если бы Вами была поддержана идея о возрождении системы детского технического творчества…»

        «…Система внеклассного дополнительного образования - это, конечно, помощь будущим инженерным школам… займём детей и техническим творчеством, и художественным, спортом и так далее. Но это длительный процесс. Разрушить было легко – воссоздать очень сложно… Будем стараться», - констатировал президент РФ Владимир Путин.

В своем ежегодном послании президент Владимир Путин подчеркнул, что «нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи». На решение этой задачи направлена реализация программы по созданию центров научно-технической направленности, которая стартовала в России в прошлом году. По словам директора инновационного проектного офиса БГТУ им. В. Шухова Анны Бухало, сегодня в России в 13 регионах создано более 50 таких центров – мастерских или комнат юных техников.

На встрече с педагогами и родителями министр образования и науки РФ Ольга Васильева ответила на самые острые вопросы о российской школе, в том числе о трудовом воспитании.

«Без навыка трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от своего труда, невозможно жить», – считает Ольга Васильева. – Семья и школа должны воспитывать трудолюбие с малых лет и с первых дней».

«Леность - основа порока. Человек должен трудиться – душой, руками и головой», – заключила Ольга Васильева.

По её словам, со следующего учебного года в школах уже будет вводиться обязательный стандарт по технологиям, который позволит ученикам овладеть азами профессий и, возможно, определиться с выбором дальнейшей карьеры.

Как обстоят дела по техническому творчеству в Республике Коми:

«Сейчас многие ребята, особенно мальчики, хотят заниматься техническими видами творчества, но, к сожалению, у нас в республике пока не созданы для этого достойные условия.

Материалы проведенного мониторингового исследования образовательного пространства технического творчества в республике показало, что в системе образования Республики Коми функционируют 21 учреждение дополнительного образования детей, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

В 84 детских объединениях технической направленности занимается 3 232 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет лишь 5 % от общей численности обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей республики. Из них 81% (2592 чел.) составляют мальчики.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

Конструирование в рамках ФГОС - вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

Одним из методов погружения дошкольника в мир техники является метод проектов. Метод проектов - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежат развитие познавательных навыков детей, развитие критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов детей. Как следствие проектная деятельность даёт возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнёрского взаимодействия.

Метод проектов актуален еще по ряду причин:

- федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа дошкольного образовательного заведения должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей, интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности;

- через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира;

- человек должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов;

- всё возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Участвуя в проектах по техническому моделированию и конструированию, дети получат знания об окружающей действительности, машинах и механизмах, их использовании и значении в жизни людей. Создавая различные технические объекты, дети знакомятся с трудом взрослых, с различными профессиями, что очень важно для профессиональной ориентации.

Игрушки - это модно, стильно, весело. А если их делать своими руками - то это еще и увлекательно! Получается порой такая красота, что хочется показать её людям, всерьез заинтересованным и просто любопытствующим.

С целью развитию творческих способностей детей старших дошкольников через начальное техническое моделирование в условиях ДОУ и популяризации деятельностных технологий в системе педагог – ребенок – родитель творческим коллективом МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида»:

  • проводятся мастер-классы (с педагогами и родителями) по изготовлению технических моделей, в т.ч. и на муниципальном уровне;
  • соревнования с летающими моделями (с родителями и детьми);
  • открытые занятия для родителей;
  • Клуб выходного дня для родителей;
  • занятия с детьми в рамках НОД по конструированию и ручному труду;
  • функционирует кружок начального технического моделирования «Самоделкин»;
  • организуются выставки технических моделей (23 февраля, 9 мая);
  • в рамках сетевого взаимодействия организована работа творческой группы по НТМ для педагогов г. Сыктывкара
  • создаются сборники проектов, где представлены формы и методы, используемые при обучении детей начальному техническому моделированию, а также простые и доступные приемы изготовления технических моделей (самолета, корабля, танка, ракеты и др.);
  • участвуем в конкурсах различного уровня.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе, в центрах дополнительного образования.

Моделирование технических моделей и робототехника направление работы новое, инновационное. Тем самым привлекая внимание детей и родителей. Отличная возможность дать шанс ребёнку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству.

Творите! Выдумывайте! Изобретайте!

Неуклонно расширяйте сферу своей деятельности!

И вы обязательно покорите новые вершины!

Используемая литература:

Л. Г. Комарова, «Строим из Лего» /Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г

2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

3. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

4. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей»

5. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Лего - мозаика в играх и занятиях»

6. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.

Используемые интернет источники:

https://infourok.ru

http://dop-obrazovanie.com

http://www.russianelectronics.ru

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai

https://www.gazeta.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грушина Лилия Владимировна с тарший воспитатель МАДОУ «Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Слайд 2

«…нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи…» «Без навыка трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от своего труда, невозможно жить. Семья и школа должны воспитывать трудолюбие с малых лет и с первых дней»

Слайд 3

В Республике Коми функционируют 21 учреждение дополнительного образования детей, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы технической направленности . В 84 детских объединениях технической направленности занимается 3 232 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, что составляет лишь 5 % от общей численности обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей республики. Из них 81% (2592 чел.) составляют мальчики. Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности — в от главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС.

Слайд 4

Мастер – класс для родителей, педагогов, детей Занятия творческой группы педагогов г . Сыктывкара Клуб выходного дня

Слайд 5

Соревнования с летающими моделями. Открытые занятия для родителей.

Слайд 6

Выставки. Кружок дополнительного образования по начальному техническому моделированию «Самоделкин»

Слайд 7

Творите! Выдумывайте! Изобретайте! Неуклонно расширяйте сферу своей деятельности! И вы обязательно покорите новые вершины! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »

Статья на тему:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.  В консультации раскрыты формы и методы работы с детьми по экологии....

Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Приобщение малышей к миру науки технике, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечени...

презентация «Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.»

Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действитель...

Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС...