Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС
презентация на тему

Романова Лидия Александровна

Приобщение малышей к миру науки технике, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечение дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tehnicheskoe_moelirovanie.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Техническое моделирование

в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Услышишь - забудешь,

Увидишь - запомнишь,

Построишь - поймешь!

Конфуций

Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.

Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Роль технического моделирования для всестороннего развития ребенка велика. Мы живем в век техники, нас окружают различные машины, механизмы, приборы, аппаратура. Даже младшие дошкольники знают марки многих автомобилей. Они пользуются автобусом, лифтом и другими машинами, владеют приемами работы на компьютере.

Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действительности.

В июле 2014 год, на встрече с главами российских интернет-компаний Владимир Путин дал поручение Правительству РФ разработать комплекс мер, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества.

В своем ежегодном послании президент Владимир Путин подчеркнул, что «нужно развивать систему технического и художественного творчества, открывать кружки, секции для детей. Всё это должно быть доступно каждому ребенку, вне зависимости от места жительства или материального положения семьи».

На встрече с педагогами и родителями министр образования и науки РФ Ольга Васильева ответила на самые острые вопросы о российском образовании, в том числе о трудовом воспитании.

«Без навыка трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от своего труда, невозможно жить», – считает Ольга Васильева. – Семья и школа должны воспитывать трудолюбие с малых лет и с первых дней».

«Леность - основа порока. Человек должен трудиться – душой, руками и головой», – заключила Ольга Васильева.

Основная цель

Приобщение малышей к миру науки технике, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечение дошкольников в техническое творчество, развитие их мыслительных способностей.

Задачи.

Знакомство детей с миром естественных наук и техники;

Изучение методов наблюдения, сбора и систематизации информации;

Знакомство с простейшими механизмами, приборами, машинами;

Знакомство с различными принципами работы механизмов, основанные на естественнонаучных закономерностях;

Расширение знаний о мире профессий;

Овладение простыми навыками конструирования, знакомство с рисунком, схемой и чертежом; Развитие ориентации в пространстве и на листе бумаги;

Формирование умения ставить проблему, выдвигать и обосновывать пути ее решения; Формировать критического мышления и стремления рассматривать проблему с разных сторон; Развитие речи, обогащение словаря;

Формирование умений принимать ранее полученные знания.

Задачи развития

  • Наглядно-образного и логического мышления, умение устанавливать закономерности и взаимосвязи.
  • Пространственное восприятие и мышления; интеллектуальных способностей;
  • нестандартное критическое мышление;
  • творческой активности, стремление выйти за рамки шаблона;
  • исследовательского поведения;
  • умение планировать работу и предвидеть результаты;
  • коммуникативных навыков;
  • произвольной памяти и внимания, умения концентрироваться и сосредоточиваться;
  • мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Задача воспитания

  • Положительных качеств личности ребенка: активность, ответственного отношения к любой деятельности, терпеливость, умение владеть чувствами и эмоциями, участливость, готовность оказать помощь;
  • Позитивного отношения к продуктивной деятельности, получения удовольствия от достигнутого результата;
  • Формирования адекватной самооценки;
  • Развитие стремление к самостоятельности;
  • Формирование умение работать в группе,способности к плодотворной кооперации в совместных действиях;
  • Развитие эмпатии, то есть способности ребенка представить себя на месте своего товарища, понять его чувства, желания;
  • Формирования уважения к результатам чужого труда;
  • Сознательного, бережного отношения к окружающей среде.

Этапы моделирования

Процесс моделирования можно расчленить на несколько этапов:

  1. определение объекта моделирования;

2) подготовка рабочих чертежей;

3) составление плана работы, подбор материала;

4) исполнение намеченного плана.

Техническое творчество юных – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. Нельзя забывать и о том, что техническое творчество это не только вид деятельности, направленный на развитие их способностей, ознакомление обучающихся с миром техники, но и один из эффективных способов воспитания. Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты). Посредством технического творчества формируются такие качества личности как трудолюбие, дисциплинированность, культура и эстетика труда, творческое отношение к труду, умение работать в коллективе.

Собирая мозаику, ребенок развивает свое воображение. Ведь из любой мозаики можно сделать не одно, и даже не два изображения, а десятки. А если ребенок развивает свое воображение, то он сможет сделать из деталей мозаики множество картинок. 

Дети – неутомимые конструкторы, их творческие возможности и технические решения остроумны, оригинальны. Учатся конструировать «шаг за шагом», что позволяет детям продвигаться вперёд в собственном темпе, пробуждает желание учиться и решать новые, более сложные задачи. 

Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово! 

В любом виде конструирование – это творческий процесс, способствующий умственному развитию ребенка. Этот вид деятельности создает благоприятные условия для формирования математических знаний о форме, размере, количестве предметов.

Наш детский сад большое внимание уделяют техническому моделированию и конструированию. Создание моделей по образцу, схемам из различных конструкторов и материалов доступно детям и младшего возраста. Они успешно осваивают такой вид творчества вместе с воспитателями.

Ожидаемые результаты.

В результате занятий у детей.

  • Существенно повысится уровень знаний об окружающем мире, о явлениях и закономерностях из различных областей естественных наук;
  • Сформировать положительное отношение к научным знаниям, в частности к естественным наукам;
  • Будут заложены основы формирования научной грамотности;
  • Будут заложены навыки простейшего технического моделирования и конструирования;
  • Получит дальнейшее развитие мелкая моторика, дети научатся манипулировать деталями конструкторов и различными материалами, ножницами, отвертками;
  • Разовьется речь, пополниться словарный запас, раскроется значение многих слов и терминов;
  • Повысится уровень развития психических функций: восприятия, памяти, произвольного внимания, мышление;
  • Получать дальнейшее развитие такие положительные качества личности, как умение кооперироваться для достижения цели, готовность признать ошибку, умение поставить себя на место другого, доброжелательность, ответственность;
  • Создадутся предпосылки для развития творческой и познавательной активности, что явится залогом дальнейшего успешного обучения в школе

Список используемой литературы:

1. Журавлева, Болотина. Начальное техническое моделирование. - Москва: «Просвещение», 1982.

2. Кругликов Г.И., Симоненко В.Д., Цырлин М.Д. Основы технического творчества, - Москва: «Народное образование», 1996.

3. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду – М.: Просвещение, 1999.

4. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1998.

5.Л.Каченаускайте, Аппликация . – М.: АСТ; Донецк:Сталкер, 2006

6.Л.В.Иванова, Цветы оригами для любимой мамы. – М.: АСТ; Донецк:Сталкер, 2006

7.Э.К.Гульянц, И.Я.Базик, что можно сделать их природного материала. – М.: Просвещение, 1991

8.О.С.Молотобарова, Кружок изготовления игрушек-сувениров. – М.: Просвещение, 1983

9.Н.И.Докучаева, Строим город. – СПб.: ТОО Диамант, 1997

10.В.В.Ищук, М.И.Нагибина, Календарные праздники. – Ярославль, 2000

11.Ю.Б.Гомозова, Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »

Статья на тему:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »...

Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.

Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причи...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.  В консультации раскрыты формы и методы работы с детьми по экологии....

презентация «Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.»

Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действитель...

Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС...