Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС
консультация на тему

Климова Маргарита Станиславовна

Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnicheskoe_modelirovanie_v_dou.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Знать необходимо не затем, чтобы просто знать,

 но для того, чтобы научиться делать…

Максим Горький

Начальное техническое моделирование

в дошкольном образовании в условиях ФГОС

1.Незаменимую роль в формировании у ребенка теоретического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей как творческой, так и производственной деятельности человека.

Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка с раннего детства. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причин. Одни из-за недостатка свободного времени, другие из-за неполной семьи, где женщины воспитывают будущего мужчину, третьи – вообще предоставляют ребенка самому себе – играть в компьютерные игры.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребёнка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольника, а также творческая познавательная деятельности — вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи в первую очередь требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.

2. Моделирование и конструирование в рамках ФГОС - вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать.

          Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками.

          3.Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений.

          Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений, хотя на начальных этапах обучения именно такой метод широко применяется уже в школьной практике и является ведущим в работе. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков, техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты. Можно ли научить конструированию дошкольников? Да, и об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества. Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны.

          Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Оно бывает многообразным: 

  • конструирование из строительного материала
  • конструирование из деталей конструктора
  • конструирование из бумаги
  • конструирование из природного материала
  • конструирование из крупных блоков
  • компьютерное конструирование.

       Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

     4. Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

         Другими словами, педагоги ДОУ призваны заронить интерес к инженерии; способствовать формированию и развитию прединженерного мышления, которое формируется на основе научно-технической деятельности. Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

Одним из методов погружения дошкольника в мир техники является метод проектов. Метод проектов - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежат развитие познавательных навыков детей, развитие критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
        Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов детей. Как следствие проектная деятельность даёт возможность воспитывать деятеля, а не исполнителя, развивать волевые качества личности и навыки партнёрского взаимодействия.

5. При правильно организованной деятельности дети приобретают:

1. конструктивно-технические умения:

  • сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д.
  • делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.

2. обобщенные умения:

  • целенаправленно рассматривать предметы
  • сравнивать их между собой и расчленять на части
  • видеть в них общее и различное
  • находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей
  • делать умозаключения и обобщения.

Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

6. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений:

Речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко;

  • дети упражняются в правильном употреблении понятий. (Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький).
  • в точном словесном указании направления. (Над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе).

7. Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:

  • трудолюбие,
  • самостоятельность,
  • инициатива,
  • упорство при достижении цели,
  • организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе:

  • умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.);
  • работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек. Подарки маме, бабушке, сестре, или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к родным. Желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.

Наконец, 8. конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками. Развивается художественный вкус, умение восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении — простота и четкость форм, выдержанность цветовых сочетаний, продуманность украшения.

Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.

9.С целью развития творческих способностей детей старших дошкольников через начальное техническое моделирование в условиях ДОУ и популяризации деятельностных технологий в системе педагог – ребенок – родитель творческим коллективом МДОУ «Детский сад №29 »:

  • проводятся мастер-классы (с педагогами и родителями) по изготовлению технических моделей;
  • соревнования с летающими моделями (с  детьми);
  • открытые занятия для родителей;
  • занятия с детьми в рамках НОД по конструированию и ручному труду;
  • участвуем в конкурсах различного уровня.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста моделированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, добиваться результатов, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важно, что эта работа не заканчивается в детском саду, а имеет продолжение в школе, в центрах дополнительного образования.

Моделирование технических моделей и робототехника - направление работы новое, инновационное, привлекающее внимание детей и родителей. В нашей стране в настоящее время можно было бы организовывать широкомасштабную моделирующее - конструкторскую деятельность с использованием разных материалов на участке детского сада и за его пределами. С этой целью можно объединить усилия нескольких учреждений. Такое взросло-детское сотрудничество вместе с другими педагогами и родителями могли бы организовать так называемые «предметники», работающие почти в каждом учреждении (художники изостудий, актеры, спортсмены, музыкальные работники и др.). Причем дети, у которых в результате целенаправленного обучения сформировано конструирование как универсальная умственная способность к творческому построению собственной деятельности, готовы к такому типу сотворчества. Взрослым же предстоит над собой поработать! Им необходимо научиться радоваться вместе с детьми, быть свободными в поиске решений, ценить не только результат, но и процесс творчества.

10. Творите! Выдумывайте! Изобретайте!

Неуклонно расширяйте сферу своей деятельности!

И вы обязательно покорите новые вершины!

Используемая литература:

Л. Г. Комарова, «Строим из Лего» /Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006г

2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

3. М.С. Ишмакова «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

4. С.А. Филиппов «Робототехника для детей и родителей»

5. В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Лего - мозаика в играх и занятиях»

6. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия на тему: "Разностороннее развитие ребенка в игровой деятельности".Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях ФГОС ДО.

В данном материале указана актуальность выбранной темы, система средств к технической ситуации, технологическая ситуация по теме, список используемой литературы....

«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »

Статья на тему:«Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС »...

Начальное техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.

Одной из актуальных проблем в образовании детей остается привлечение к техническому творчеству. Не всегда и не все родители могут удовлетворить этот возросший интерес своих детей вследствие ряда причи...

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание как направление дошкольного образования в условиях ФГОС»

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания.  В консультации раскрыты формы и методы работы с детьми по экологии....

Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС

Приобщение малышей к миру науки технике, повышение их интереса к деятельности ученых и инженеров, расширение кругозора детей через экспериментирование и конструирование, создание предпосылок вовлечени...

презентация «Техническое моделирование в дошкольном образовании в условиях ФГОС.»

Мир техники велик, и занятия моделированием позволяют лучше познать его, развивают конструкторские способности, техническое мышление и являются одним из важных способов познания окружающей действитель...