Программа адаптации детей к детскому саду
рабочая программа (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад»
«Рассмотрено» на заседании МО Рекомендовано к работе Руководитель МО Протокол № ____от «___»_________2017г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________Асташенкова О.В. Протокол № ____от «___»__________2017г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Начальная школа –детский сад» _______Прудникова Е.В. Приказ №___ от «__» _________2017г. |
«Маленькие любознайки»
Программа по адаптации для детей 2-3 лет в МБОУ "Начальная школа - детский сад"
(Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой)
Апробировала: Педагог-психолог АфанасьеваВ.А.
Сафоново 2016
Пояснительная записка
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.
Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.
Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает «зону ближайшего развития», программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа предусматривает организацию работы с детьми 1,5-3 лет в количестве 20 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю со второй половины августа по октябрь включительно. В месяц проводится восемь встреч, на них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой (в соответствии с планом). Длительность каждого занятия 10-15 минут.
В программе выделяются два раздела:
- Встречи с детьми и их родителями 2 раза в неделю.
- Работа консультационного пункта для родителей (по запросу).
Содержание встреч составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.
Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы:
Оздоровительные:
Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающее
эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
Образовательные:
вызвать у детей радость от общения с окружающими;
побуждать детей к самостоятельной деятельности; формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;
формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе; расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;
обращать внимание на объекты и явления окружающей природы, выделять их свойства,
форму, строение и цвет.
Воспитательные:
Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности
каждого ребёнка
Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
Обеспечивать потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не
посещающими детский сад;
Развивать любознательность; Обеспечивать комфортные условия пребывания в МАДОУ.
Для родителей:
оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста; формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в
вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста; способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных
особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Практическая реализация
Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.
Характеристика форм работы с детьми:
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры); Продуктивная деятельность (художественно - изобразительная, конструирование, ручной труд);
Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры) Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
Примерная схема организации образовательной деятельности:
Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.
Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети легко прошли адаптационный период. Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Ожидаемый результат
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1.Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям детского сада.
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
Подведение итоговых результатов освоения программы:
- Мониторинг (основными методами являются беседа и наблюдение, игровые тестовые задания);
- Информирование родителей о ходе образовательного процесса;
- Собеседование с родителями;
- Анкетирование.
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Этапы работы по программе:
Программа работы по сопровождению периода адаптации детей к ДОУ предполагает всестороннюю деятельность педагога-психолога в рамках каждого из направлений работы (диагностика, консультирование, просвещение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги).
Работа по программе осуществляется поэтапно.
I этап: подготовительный
Цель – изучение факторов риска, прогнозирование хода адаптации детей, разработка мер поддержки. Предполагает мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов, психологическое просвещение родителей, сбор информации о детях.
II этап: основной
Цель – обеспечение благополучного хода адаптационного процесса, благоприятного психологического климата в адаптационных группах.
Предполагает осуществление текущей диагностики хода адаптационного процесса (систематические наблюдения за поведением детей), корректировку мер их психолого-педагогической поддержки, проведение комплекса адаптационных игр, консультирование родителей и педагогов при возникновении затруднений, психологическое просвещение. Оказание помощи детям на данном этапе предполагает широкое использование индивидуальных форм взаимодействия с целью установления доверительного контакта, торможения негативных эмоциональных состояний и снятию излишнего эмоционального возбуждения.
III этап: заключительный
Цель – анализ хода процесса адаптации детей к условиям ДОУ, формулировка выводов. Предполагает осуществление итоговой диагностики уровня адаптированности (дезадаптации) детей к условиям ДОУ, участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, анализ проделанной работы.
Содержание деятельности педагога-психолога на основных этапах работы по психологическому сопровождению адаптационного процесса в ДОУ
Сроки | Работа с детьми | Работа с | Работа с |
родителями | педагогами | ||
I этап: подготовительный | |||
Август | 1) первичная диагностика с | 1) психологическое | 1) психологическое |
целью определения сильных | просвещение: | просвещение: | |
и слабых сторон развития | - выступление на | - консультация для | |
ребенка, факторов | родительском собрании на | воспитателей «Степень | |
дезадаптации, | тему: «Особенности | адаптации детей к условиям | |
адаптационных | адаптации детей раннего | детского сада»); | |
возможностей; | возраста к условиям ДОУ»; | - работа с новинками | |
2) определение прогноза | - создание информационной | литературы; | |
течения адаптации; | папки «Адаптация к ДОУ: | - информационный обмен. | |
3) участие совместно с | советы психолога»; | 2) консультирование по | |
администрацией ДОУ в | - создание памятки «Как | результатам первичной | |
составлении подвижного | подготовить ребенка к | диагностики с целью | |
графика поступления детей | детскому саду»; | индивидуализации | |
в группу; | 2) анкетирование с целью | педагогом работы с детьми, |
эмоциональных состояний, формирования чувства доверия к новым взрослым и сверстникам; 6) реализация системы групповых адаптационных игр, направленных на снятие эмоционального напряжения, формирование благоприятного психологического климата в адаптационных
группах.
III этап: заключительный
Октябрь - | 1) наблюдение за | 1) индивидуальные | 1) составление |
ноябрь | эмоциональным | консультации для | аналитической справки по |
состоянием детей, их | родителей детей с | результатам | |
включенности в | признаками дезадаптации к | адаптационного процесса; | |
воспитательно- | ДОУ. | 2) участие в работе | |
образовательный процесс | психолого-медико- | ||
дошкольного учреждения; | педагогического | ||
2) анализ течения процесса | консилиума с целью: | ||
адаптации детей ДОУ | а) системного анализа | ||
(данные «Листов | причин эмоционального | ||
адаптации») с целью | неблагополучия и | ||
принятия решения о | затруднений вхождения в | ||
завершении | воспитательно- | ||
адаптационного процесса; | образовательный процесс | ||
3) анализ причин | дошкольного учреждения | ||
эмоционального | отдельных воспитанников; | ||
неблагополучия и | б) координации действий | ||
затруднений вхождения в | специалистов по оказанию | ||
воспитательно- | мер психолого- | ||
образовательный процесс | педагогической поддержки | ||
дошкольного учреждения | дезадаптированным детям; | ||
отдельных детей; | в) коллективной разработки |
Технология психолого-педагогической диагностики ребенка в период адаптации к ДОУ
Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребенка к ДОУ проводится в три этапа.
1-ый этап. Первичная диагностика
Цель: определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, сильные и слабые стороны развития ребенка, его адаптационные возможности.
Методы:
1) анкетирование родителей
Анкетирование проводится до прихода ребенка в группу. Анкеты раздаются родителям в ходе первичного знакомства на общей встрече либо заполняются ими в ходе индивидуальной консультации у педагога-психолога.
Вопросы в анкете характеризуют следующие особенности ребенка: 1-ая группа – психофизиологические; 2-ая группа – социально-психологические;
3-я группа – стереотипы в общении с взрослым; В 4-ой группе каждый вопрос характеризует определенное проявление темперамента: 1– уровень
активности, 2 – регулярность, 3 – реакцию на новые ситуации, 4 – приспособляемость, 5 – интенсивность реакции, 6 - характер настроения, 7 – настойчивость и сохранение устойчивого внимания, 8 – отвлекаемость, 9 – чувствительность.
Выявляется тип темперамента и особенности высшей нервной деятельности ребенка. Определяются типичные образцы взаимодействия с близкими взрослыми, чтобы избежать ломки коммуникативных стереотипов в адаптационный период.
Выявленные в результате анкетирования индивидуальные особенности ребенка позволяют составить его целостный психологический портрет, а также ориентировочно выявить возможные факторы дезадаптации.
2) данные анкетирования дополняются беседой с родителями. Задачи первой встречи с семьей:
- выявить особенности семейного воспитания;
- дать возможность родителям проговорить свои опасения, связанные с помещением ребенка в детский сад;
- прояснить намерения и возможности родителей в организации первого месяца пребывания ребенка в детском саду;
- дать индивидуальные консультации при подготовке ребенка к посещению детского сада.
3) диагностика общения и предметной деятельности Методика: диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет (Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю.).
Целью диагностического обследования является выявление актуального уровня психического развития поступающих в ДОУ детей. Предполагается, что индивидуальные особенности психического развития могут стать фактором, препятствующим благоприятному течению адаптационного периода.
Результат: полученные факты сравниваются с таблицей «Показатели адаптационных возможностей ребенка второго-третьего года жизни», определяется прогноз на течение адаптации и составляется «Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период».
2-ой этап. Текущая диагностика
Цель: охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации. Метод: наблюдение за ребенком во время пребывания в ДОУ.
Организация: воспитатели и психолог наблюдают за ребенком, совместно заполняют «Листы адаптации». В процессе наблюдения фиксируются и оцениваются также отдельные возможные индивидуальные показатели дезадаптации:
- беспричинный плач;
- двигательное возбуждение;
- отсутствие самостоятельной активности;
- навязчивые движения или действия;
- вредные привычки;
- нарушения тактильных контактов со взрослым.
По каждому параметру дезадаптации указывается степень выраженности реакции по шкале: 5 баллов
– очень часто; 4 балла – часто; 3 балла – достаточно часто; 2 балла – редко; 1 балл – иногда; 0 баллов
– никогда.
На основе суммы баллов определяется уровень дезадаптации: 36-25 баллов – высокий; 25-14 баллов – средний; 13-4 балла – низкий;
3-0 балла – процесс адаптации завершается благополучно.
При необходимости вносятся коррективы в карту индивидуального сопровождения ребенка.
Результат: в конце каждой недели выделяют итоговые показатели в отношении каждого ребенка и группы детей. Вносятся коррективы в индивидуальные образовательные маршруты.
3-й этап. Итоговая диагностика
Цель: определить уровень адаптированности (дезадаптации) ребенка к ДОУ. Метод: наблюдение
Организация: за ребенком наблюдают в течение недели через 3 недели после начала посещения ДОУ. Результат: составляют вывод об уровне адаптированности (дезадаптации) детей группы. Принимается решение о завершении процесса адаптации или об оказании ребенку индивидуальной помощи специалистами ДОУ.
Технология психологической поддержки детей в адаптационный период
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.
Индивидуальное сопровождение ребенка в период адаптации к ДОУ.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.
Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов.
Методическое обеспечение: Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению.
Цель игровых сеансов – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Этим определяются основные задачи игровых сеансов:
снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии детей; развитие навыков взаимодействия друг с другом; развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Как правило, занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, сво-бодно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
воображения.
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом.
Занятия длительностью 10-15 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 3-4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Работа по каждому из разделов дополняется задачами, связанными с профилактикой и торможением отрицательных эмоций. Их решение достигается как в процессе индивидуальных, так и групповых занятий с детьми как психологом, так и воспитателем.
Приемы торможения отрицательных эмоций:
- переключение;
- игры с песком, водой;
- игры с бытовыми предметами;
- пальчиковые игры;
- спонтанные, раскрепощающие движения (надувать щеки, рвать бумагу, топать ногами);
- игры с озвученными игрушками (бубен, барабан, погремушка и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развивающе-профилактическая программа работы педагога-психолога с детьми 3-4 лет в период адаптации к детскому саду".
Осуществляя поиск новых форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей (наполняемость групп ДОУ – 25-27 де...
Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации к детскому саду по программе А.С. Роньжиной.
Открытое занятие по теме "Мишка" проведённое в рамках конкурса профессионального мастерства 2015г. Из цикла занятий по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации...
Развивающе-профилактическая программа занятий педагога-психолога с детьми 2-3-х лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью!»
Основная задача детского психолога в наше стрессовое время является сохранение психологического здоровья детей. Проблема эта очень обширна, многогранна, и находится далеко за рамками данной программы....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: рекомендации родителям для поддержки ребенка для адаптации в детском саду.
Понятие адаптации. Рекомендации родителям, необходимые для правильной подготовки ребенка к деткому саду....
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация младших дошкольников в детском саду:Рекомендации родителям для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду. Начало посещения детского сада для ребен...
Адаптация младших дошкольников в детском саду: Работа с родителями для поддержки ребенка в период адаптации к детскому саду.
Адаптация понимается сегодня как процесс эффективного взаимодействия организма с окружающей средой, который может осуществляться в разных масштабах, на разных уровнях (биологическом, психологическом, ...
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ педагога-психолога с детьми 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «В детский сад с радостью»...