Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации к детскому саду по программе А.С. Роньжиной.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Воронина Светлана Викторовна

Открытое занятие по теме "Мишка" проведённое в рамках конкурса профессионального мастерства 2015г. Из цикла занятий по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия педагога-психолога Ворониной С.В.

в рамках конкурса профессионального мастерства 2015г.

Актуальность.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности используются в цикле занятий по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению».

Занятия начинаются с первых дней прихода детей в детский сад. Именно в этот момент  малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Чтобы уменьшить воздействие стрессирующих факторов, рекомендуется проводить первые занятия с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

        Игры и упражнения, составляющие основу занятия, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Материалы занятий соответствуют достижению промежуточных результатов и целевых ориентиров в раннем возрасте, предусмотренных примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)

Цель и задачи занятий

Цель занятия – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

- преодоление  стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

        Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Базовым средством работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача, на дружное хлопание в ладоши и топание ногами, объединяют детей, задают  положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные , замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятия

Занятие начинается с упражнения, требующего согласованных действий всей группы: дети шагают, бегают, выполняют действия  в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Это упражнение создало положительный эмоциональный фон, повысило речевую и двигательную активность, помогло настроиться на совместную групповую работу.

В основную часть занятия вошли игра и упражнение, которые дали возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными заданиями.

От слишком частой смены  сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в  занятие, объедены одним сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируется педагогом.

Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменять последовательность частей в соответствии с настроением детей.

Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили  слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.

Активное участие в занятиях принимает воспитатель. Он перенимает методы и приёмы, применяемые психологом в различных ситуациях, отмечает наиболее понравившиеся детям игры и использует их в своей работе.

Рекомендации по проведению занятий:

- Психолог является непосредственным активным участником занятия – заряжает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

- Не стоит настаивать на активном участии всех детей в занятии. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе.  Можно начать заниматься с теми детьми, которые готовы приступить к игре.

- Не следует оценивать детей, добиваться единственно правильного, на Ваш взгляд, действия или ответа, так как в этом случае малыши не смогут проявлять собственные спонтанные, живые и естественные реакции.

- В процессе практической работы допустимо как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с возрастом, состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей. Родителям можно порекомендовать дома поиграть с ребёнком в те же игры.

Практическая значимость

Предложенные советы, упражнения, игры помогут правильно организовать общение педагогов, детей и родителей в сложный адаптационный период, сделают пребывание ребёнка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.

По плану проведённое занятие по теме «Мишка» проводится в 4-ю неделю ноября.

Тема «Мишка»

Задачи:

- сплочение группы, развитие эмпатии;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения, тревожности;

- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры;

- развитие координации движений, общей и мелкой моторики;

- развитие внимания,  речи, воображения.

Материалы:

- игрушечный медвежонок;

- костюм зайчонка;

- корзинка со снежками;

- магнитофон, фонограмма с записью танцевальной музыки;

- гуашь жёлтого и красного цвета, лист с изображением банки для каждого ребёнка), кисточка (поролоновый тампон).

Ход занятия

- Приветствие.

- Психолог показывает игрушечную ёлочку и рассматривает её с ребятами. Ребята видят, что на ёлочке снег.

Педагог-психолог рассказывает стихотворение, а дети повторяют за ним.

Как на ёлке                   Дети складывают ладошки под углом.

 Снег, снег,                   Опускают руки, шевелят пальцами.

И под ёлкой                  Показывают на пол, разводя руки.

Снег, снег                      Опускают руки, шевелят пальцами.

Как на горке                  Кладут ладонь на кулачок.

Снег, снег                      Опускают руки, шевелят пальцами.

И под горкой                Подставляют ладонь под кулачок.

Снег, снег                      Опускают руки, шевелят пальцами.

А под снегом спит         Кладут сложенные «лодочкой» ладошки под щеку.

Медведь,                        Разводят руки в стороны, переступают с ноги на ногу.

Тише, тише,                   Подносят к губам указательный палец одной, затем другой        

                                       руки.

Не шуметь!                    Грозят указательным пальцем.

Педагог-психолог находит в углу пуховый платок в который что-то завёрнуто. Дети трогают мягкий, пушистый платок, затем находят под ним спящего игрушечного Мишку. Мишка не хочет просыпаться, спрашивает детей, кто хочет быть медвежонком и вместе с ним спать в берлоге. Желающий ребёнок вместе с игрушкой ложится в центр круга и закрывает глаза. Психолог и остальные дети водят вокруг них хоровод и говорят:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Громко не кричите, Мишку не сердите,

Тихо подходите, ласково будите.

       Дети и педагог-психолог подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.

       - Мишенька проснулся, сладко потянулся, деткам улыбнулся!

Все потягиваются, подняв вверх руки, встают на носочки.

Игра повторяется 2-3 раза.

Появляется переодетый в зайчика ребёнок из средней группы. Ребята узнают кто к ним пришёл, здороваются. У зайчика корзинка со снежками накрытая салфеткой.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит

(Садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони.)

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

(Хлопают в ладоши).

Вот так, вот так надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать:

(Прыгают на месте.)

Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать.

Кто-то зайку испугал (хлопок!)

Зайка прыг и убежал (зайчик убегает)

Педагог-психолог: «Зайчик, подожди, не убегай. Не бойся наших ребят. Они хорошие. Давай вместе потанцуем!»

Все танцуют вместе с «Зайчиком» и Мишкой. Дети играют в снежки.

Что это у тебя в корзинке, Зайчик?» - спрашивает педагог-психолог и предлагает детям поиграть в снежки.

Все играют в снежки, а потом возвращают их «Зайчику».

Дети садятся за столы, на которых находится гуашь, кисточки и листы с изображением банок.

        - Ребята, наш Мишка проголодался. Что медведи любят больше всего? Правильно, мёд. А ещё они любят варенье. Мишка принёс пустые банки и просит налить ему мёда. Вы хотите угостить его? Тогда надо раскрасить банки. Какого цвета мёд? Какую нужно взять краску? Правильно, жёлтого. Какого цвета варенье? Какую надо взять краску? Правильно, красную. Раскрашивайте так, чтоб ни одна капля мимо не упала! Дети закрашивают банки красной или жёлтой краской и дарят «медведю» (прикрепляют на мольберт).

        Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии и обсуждают, что им больше всего понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации «Кукла».

Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения. И психологическая поддержка здесь становится во главу угла.«Пуст...

Занятия для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду «Маленькие зайчата»

Конспект занятий для детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду "Маленькие зайчата"...

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации. «Кукла».

Период адаптации труден нен только для детей , но и для воспитателей, поэтому очень трудно найти ту самую НОД . которая подходит для тетей ю методом проб и ошибок мне удалось найти самый оптимальный в...

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации. «Кукла»

Задачи:1.      Снятие эмоционального и мышечного напряжения;2.      Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги...

Конспект занятия педагога-психолога с детьми младшей группы в период адаптации к детскому саду.

Занятия в кинетической песочнице способствуют снятию напряжения у детей, помогают смягчить процесс адаптации к ДОУ....

Занятие для детей первой младшей группы в период адаптации. «Кукла».

Занятие для детей пкрвой младшей группы в период адаптации. "Кукла"...