"Роль педагога в нравственно - патриотическом воспитании для развития личности ребенка"
консультация на тему
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель
Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно
сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в
значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на
детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Если патриотизм - это чувство привязанности, преданности,
ответственности по отношению к своей Родине, то ребенка еще в
дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к ней, быть
ответственным в его маленьких делах и поступках, научить сопереживанию
вообще как человеческому чувству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rol_pedagoga_v_nravstvenno-patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои
потенциальные возможности для формирования высших нравственных
чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель
Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине.
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно
сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в
значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на
детей «взрослые» показатели проявления любви к Отечеству.
Если патриотизм - это чувство привязанности, преданности,
ответственности по отношению к своей Родине, то ребенка еще в
дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к ней, быть
ответственным в его маленьких делах и поступках, научить сопереживанию
вообще как человеческому чувству.
Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям
определенных знаний о ней, ведь любить и беречь можно только то, что
чувствуешь, знаешь, понимаешь.
В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с музыкальным. Проведение музыкальных тематических вечеров со слушанием песен революционных и военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств, положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа, своих земляков. В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего государства, историей родного города. Большое значение педагог должен придавать героико-патриотическому воспитанию детей на примере подвигов защитников Родины в годы Великой Отечественной войны. Конечно, для ребят - это легенда далекого прошлого. Как сделать отвлеченные для детей понятия конкретными, каким образом рассказать им о событиях тех лет, наполненных героическими свершениями и поступками? В этом помогают песни, инструментальная музыка, сюжетные игры, выступления взрослых, приобщение родителей, их совместная работа с детьми, ощущение личного вклада в победе страны и защите родного города.
Можно познакомить детей с самим понятием «защитник Отечества» и
конкретизировать его с помощью рассказов о героях разных войн, славных
полководцах - Александре Невском, Дмитрии Донском, Александре
Суворове, Михаиле Кутузове, Георгии Жукове, рядовых воинах, смело
защищавших Отечество, гражданских людях, вставших в лихую годину на
защиту Родины.
Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. В связи с этим особая тема бесед на занятиях – о Родине. Таким образом, роль педагога в формировании патриотического чувства ребенка очень велика. Обладая компетентными знаниями об истории страны и родного края, он способен донести ценность и значимость любви к своей стране и малой родине. Педагогу необходимо проводить разностороннюю и планомерную работу в этой сфере. В группе могут быть созданы мини-музеи и уголки родного края с интересной и доступной для дошкольников информацией, создание подобных уголков родного края совместными усилиями детей, педагогов и родителей, способствует ощущению собственной значимости, причастности и ощущению единения с малой родиной.
Большая роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит педагогу, потому что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Педагоги должны понимать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, ближайшим окружением ребенка. Необходимо использовать наиболее интересные и результативные формы работы.
-занятие, его можно планировать на базе раздела Программы «Ознакомление с окружающим и развитие речи». Познавательная активность и эмоциональная нагрузка занятия обеспечивается использованием метода рассказа. Рассказ обязательно должен быть очень простым. Если встречаются незнакомые слова, то их необходимо объяснить. Не стоит перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями, лучше, если предложения будут простыми, короткими.
Рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, то
есть в процессе рассказа необходимо обращаться к детям с теми или иными
вопросами, чтобы активизировать их внимание, вызвать интерес,
любопытство. Желательно не употреблять даты, потому что детям они ничего не дают, а восприятие материала затрудняют. Эмоциональная атмосфера на занятии играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от воспитателя: от его старания передать детям свою любовь, свое понимание, свое беспокойство за окружающее. Искренность чувств взрослого непременно передается и его воспитанникам.
- Проведение праздников и развлечений с использованием народных плясок, инструментов, костюмов, песен и стихов с нравственным и патриотическим содержанием. Посвящать их народным русским праздникам и значимым события страны (9 мая, Пасха, Масленица, День матери, Рождество, День города и др.)
-Экскурсии: в музей, по улицам города, просмотр достопримечательностей города, памятникам, посещение общественных учреждений (почта, пожарная станция, библиотека, дома культуры, дома детского творчества)
-целевые прогулки
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные методы воспитания. Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Ни знания, ни разнообразие форм образовательной деятельности воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обмен опытом "Роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка"
Нравсттвенное вопитание детей...
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию «Роль игры в нравственно-патриотическом воспитании»...
«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности....
Консультация для родителей «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании личности ребенка»
Консультация для родителей«Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитанииличности ребенка»Цель - повысить педагогический потенциал родителей как первых наставников ребёнка в патриотиче...
Консультация для педагогов "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. И эта тема является приоритетной для всех педагогов ДОУ....
Консультация для педагогов ДОУ«Значимость патриотического воспитания в развитии личности дошкольников».
Патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, так как дошкольный возраст наиболее чувствителен к воспитанию патриотизма. В этом возрасте дети достаточно внушаемы, впечатлительн...
Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...