«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
статья по теме
Доклад по духовно-нравственному воспитанию дощкольников в системе всестороннего развития личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Заявка
на участие в межмуниципальной научно-практической конференции «Духовно-нравственное обучение и воспитание в современном образовании»
- Лобынцева Ольга Леонидовна – музыкальный руководитель.
- Голдинова Галина Викторовна – воспитатель.
- Богунова Татьяна Николаевна – воспитатель.
Место работы: МКДОУ детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши Воронежской области (Россошанский район).
Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Тема выступления: «Роль духовно- нравственного воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»
Контактные данные: тел: 8-920-4278-788
Эл. почта: olga.lobintseva@yandex.ru
Технические средства: компьютер, мультимедийный экран для показа презентации.
04 марта 2018г. Лобынцева О.Л.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши и Россошанского района Воронежской области.
Доклад на тему:
«Роль духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»
Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»
Подготовили:
Воспитатели: Голдинова Г.В., Богунова Т.Н.
Музыкальный руководитель: Лобынцева О.Л.
г. Россошь
2018г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Слайд 1-2
Сегодня общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования. Наше общество переживает духовный кризис: мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - разрушение личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Слайд- 3
Материальные ценности доминируют над духовными, высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Без сомнения, существование любого народа на земле, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовно- нравственное воспитание благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность.
Слайд -4
Сегодня перед системой образования стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.
Слайд -5
Духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.
Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.
Одним из приоритетных направлений в нашем детском саду, является духовно- нравственное воспитание. Это направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.
Изучив много интересной литературы по данной теме, мы решили познакомить детей (в доступной и понятной для данного возраста форме) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Свою работу с детьми построили на нескольких циклах:
Слайд -6
- «Мир вокруг нас»
Цель: Помочь открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращать их внимание на его богатство, красоту и разнообразие; понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природному богатству.
Тематика занятий по этому циклу: «Рукотворный и нерукотворный мир», «Мир - наш дом», «Разнообразие животного мира».
Слайд -7
Слайд – 8
- «Дерево добра»
Цель: Учить детей на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, театрализованных представлений) различать добро и зло; помочь увидеть красоту нравственных поступков, формировать христианское отношение к ближним.
Тематика занятий этого цикла: «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «Благодарность», «О дружбе и друзьях», «Вера», «Трудолюбие», «Правда и ложь», «Добро и зло», «Справедливость».
Слайд -9
Слайд -10
- «Край, в котором мы живём»
Цель: Воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране.
Тематика занятий этого цикла: «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города».
Слайд - 11
- «Православная культура»
Цель: Познакомить детей с историей православных праздников, прививать детям уважение и любовь к православным традициям своего народа.
На занятиях этого цикла мы знакомим детей с историей храмов, беседуем о правилах поведения в православном храме, рассказываем об Иисусе Христе, Богородице и святых. Читаем художественную литературу по духовно-нравственной тематике, объясняем некоторые заповеди Библии, слушаем духовную музыку, колокольные звоны; встречаемся с семьями, регулярно посещающими храмы.
Основные положения по духовно-нравственному воспитанию детей, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие.
Слайд – 12
Слайд - 13
Особое место отводится работе с родителями.
Проведённые анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме.
Целесообразно помочь родителям осознать, что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Практика работы по духовно – нравственному воспитанию показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет огромную роль в сознании ребёнка.
Использование разнообразных форм работы с родителями:
- Проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы; открытые показы воспитательно-образовательного процесса «Дни открытых дверей», проведение совместных выставок, конкурсов, родительских семинаров на диалоговой основе, анкетирование и тестирование родителей, информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, совместные с родителями праздники.
Основные формы работы с детьми.
В деятельности дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.
1. Духовно-образовательное направление
Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.
(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:
1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два - три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.
В старших группах проводятся этические беседы - это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например "Из какой я сказки?", где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед: "Будь всегда вежливым", "Что хорошо, что плохо и почему", "Ваши добрые поступки", "Чем можно порадовать маму", "Что такое дружба?", "Что такое подвиг?", « Добро и зло» и т. д.
2. Чтение и анализ художественных произведений
Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук», А. Кузнецовой "Мы поссорились", К.Д.Ушинского "Умей обождать", А.Барто" Помощница". Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.
Слайд -14
- Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника очень велико. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, нарисуй и расскажи о них» и т.д.
Слайд - 15
Опыт работы в данном направлении по духовно-нравственному воспитанию детей обобщён и представлен на районный конкурс в виде дидактической игры «Путешествие с колокольчиком для детей 6-8 лет, в котором был признан победителем. Кроме того, данная игра опубликована в сборнике статей практических материалов «Духовные принципы отечественного воспитания, исторические основы и современная практика».
2.Культурно-познавательное направление
(Развлечения, праздники, художественно-продуктивная деятельность, экскурсии, целевые прогулки).
Слайд -16
Слайд - 17
В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. И православные праздники - это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Слайд - 18
Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.
Слайд - 19
Слайд - 20
Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню» и встречи с участниками праздника «Дня защитника Отечества».
Слайд - 21
Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность). Труд ребёнка - дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Включение труда в систему воспитания делает возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе, умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной сферы ребенка.
Вывод:
Слайд – 22
Слайд - 23
Таким образом, трёхлетняя совместная деятельность родителей и воспитателей в процессе духовного становления детей даёт хорошие результаты. Конечно, результативность духовно-нравственного воспитания не оценишь баллами. Оценку даст сама жизнь. Но первые итоги всё же, определяются по участию дошкольников во всех детсадовских мероприятиях и районных конкурсах.
Слайд – 24
Слайд – 25
Слайд – 26
Слайд – 27
Дети знают православные праздники, активно принимают участие в праздничных мероприятиях, стали добрее друг к другу, правдивее, терпимее, умеют проявлять сострадание, стараются делать добрые дела. Хочется верить, что из них вырастут настоящие граждане, воспитанные на традиционных духовно-нравственных ценностях Русской культуры, настоящие патриоты своей Родины. В 7 главе Евангелие от Матвея написано: «…дерево доброе приносит и плоды добрые…».
Слайд - 28
Детство всегда с надеждой смотрит в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную и достойную жизнь. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.
Слайд - 29
Список используемой литературы
- М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа воспитания и обучения в детском саду».
- Л. Л. Шевченко «Добрый мир» -православная культура для малышей.
- М.Д. Маханёвой, О.Л. Князевой «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
- М.В.Захарченко «Православная культура».
- Н.В.Цилько, Н.Н. Султановой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
- О.О.Осадчей «Православная культура».
- О.М.Потаповской «Подарок к празднику».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значимость реализации образовательной области «Физическое развитие» для развития личности ребенка дошкольного возраста
Выступление на педагогическом совете...
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль экологического воспитания детей дошкольного возраста. В процессе вз...
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Статья о экологическом воспитании ребёнка дошкольного возраста. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее мягче, будет в нём лучшие чувства. Тагже , в про...
Статья Тема: Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...
Роль экологического воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста
Сегодня тема экологии и разумного потребления актуальна как никогда. Заботиться об окружающей среде стало не просто полезно, но и важно. Теперь экоценности стараются прививать с детства - в дошкольных...