Проект "Загадочный символ России"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Значкова Татьяна Викторовна

Цель проекта: Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы. Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_sayt.docx77.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 74» города Магнитогорска

Проект «Загадочный символ России»

для детей старшего дошкольного возраста

(создание мини-музея традиционной народной куклы в ДОУ)

Разработала:

Воспитатель первой квалификационной категории

МДОУ «Д/с № 74» г. Магнитогорска

Значкова Татьяна Викторовна

Магнитогорск, 2015

«Из всех существующих в мире загадок                                                              тайна куклы – самая загадочная;                                                                                 без понимания сущности куклы                                                                               невозможно понять и человека».                                                                                      М. Е. Салтыков-Щедрин

Продолжительность проекта: долгосрочный (2015 - 2017 учебные года)

Тип: Познавательно-исследовательски-творческий.

Вид проекта: комплексный

Предмет исследования: народная тряпичная кукла

Участники проекта: дети 5-7 лет, воспитатель, родители.

Актуальность проекта: формировать представление о традициях, обычаях, быте народа на Руси через знакомство детей с образом народной (тряпичной) куклы.

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством родного края. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, а также с помощью взаимодействия с родителями привить детям любовь к совместному творчеству. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы.

 Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.                                                                                              

Также с недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. И это немудрено. Появилось множество мультфильмов, сказок, в которых есть монстры-убийцы, страшилища. А бывает и такое, что родители просматривают фильмы-ужасы, боевики вместе со своими детьми, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены - всё это носит разрушительный характер для детской психики. Анализ анкетирования родителей нашего ДОУ показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Дети стали меньше играть в куклы, сюжетно – ролевые игры («Семья», «Дочки – матери» и др.), их все чаще привлекают игры агрессивного характера – «Игра в Монстров», в «Вампиров», компьютерные игры с сюжетом боевиков и т. д. Заигрываясь, дети полностью перевоплощаются в героев этих компьютерных игр, мультфильмов, боевиков, забывая о реальном мире.  

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессивность, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно влияющих на развитие личности ребенка.

Несомненно, настоящий помощник при этих проблемах – народная кукла. Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:

- она является близким другом для ребенка,

- в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие,

- главное в этих играх – эмоциональный контакт,

- дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Необычность традиционной народной куклы вызывает интерес у ребенка, а ее простота в изготовлении побуждает желание создать подобную.

Кукла – детская   игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьезную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Через куклу девочке силой внушающего воздействия передается идеальный образ (девушки, матери, хозяйки), способный влиять на формирование собственно женского идеала и материнской сферы. Происходит становление таких качеств, как нежность, чуткость, доброта, усидчивость, заботливость, предусмотрительность, смекалка, находчивость, хозяйственность и т.п. Народная игровая кукла способна побудить ребенка к общению.

 Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.                                                 

На современном этапе развития общества традиционная народная кукла приобретает несколько иную воспитательную роль. Расширяется её познавательная и образовательная функция.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

 Являясь источником развития ребёнка, частью широкого культурного пласта нашей истории, народная кукла несёт в себе образ русского человека, воспитывает и развивает в ребёнке всё самое лучшее, что создал народ за всю историю своего существования.

   Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство будет способствовать изменению и возникновению нового качества жизни, поможет раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.

  Традиционная тряпичная кукла – тот инструмент, который в руках родителей, педагогов, может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития подрастающего поколения.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Цель и задачи проекта:

Цель проекта: Реализация положений ФГОС дошкольного образования по приобщению дошкольников к социокультурным нормам и традициям, воспитание любви к народной культуре через образ традиционной народной куклы.

Задачи проекта:

  • Воспитание у дошкольников   основ музейной культуры   посредством создания экспозиции мини-музея «Загадочный символ России».
  • Организация совместной с родителями и воспитанниками разработки мини-музея, его содержания, определение экспозиции, ее эстетической ценности.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
  • Индивидуализация образования, реализация личностно-ориентированного подхода в образовании.
  • Поддержка инициативы ребёнка, создание условий для развития свободной и творческой личности осознающей свои корни, национальные истоки и способной ориентироваться в современном мире.
  • Изучение национальных традиций, традиций устного народного творчества, предметов материальной культуры русского народа.
  • Воспитание интереса к народной кукле.
  • Развитие и обогащение знаний детей о разнообразии, истории их возникновения, видах и назначении народных кукол.
  • Ознакомление детей со способами изготовления некоторых видов кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
  • Расширение кругозора дошкольника, развитие его познавательных способностей.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Развитие творческого, логического, ассоциативного мышления, воображения.
  • Социализация ребёнка, облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей.

  • Повышение личностной ценности дошкольников, содействие формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.

Планируемые результаты:

  • повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям;
  • расширение знаний детей о народной кукле;
  • формирование интереса к изготовлению простых кукол;
  • создание апробированной системы мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле;
  • улучшение взаимодействия с семьями воспитанников в ходе реализации проекта;
  • формирование у детей навыков бережного отношения к результатам своего и чужого труда;
  • облегчение процесса коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабо-ориентированных на общение детей;

  • создание мини-музея народной куклы «Загадочный символ России»;
  • выставка кукол, сделанных руками детей и родителей воспитанников;
  • презентация мини-музея «Загадочный символ России»;

Описание проекта

Этапы реализации проекта:

I этап: организационно-подготовительный: (август -сентябрь 2015 учебный год)

  • Подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта.
  • Изучение теоретических основ и опыта педагогов.
  • Выбор места для мини-музея.
  • Работа с родителями: анкетирование с целью уточнения знаний родителей по теме проекта, подготовка материалов и изготовление кукол, информация в родительском уголке.
  • Подборка художественной литературы (рассказов, стихов, загадок).
  • Разработка перспективного плана по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством традиционной народной куклы.

2 этап практический (этап реализации проекта) (сентябрь – май 2015-2016, сентябрь-март 2016-2017г.г.)

  • Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных    детей».
  • Привлечение родителей к изготовлению народных кукол. Мастер - класс по созданию тряпичной куклы.
  • Семинар-практикум для воспитателей по созданию традиционной народной тряпичной куклы.
  • Оформление пространства группы для создания мини-музея «Загадочный символ России».
  • Создание экспонатов мини-музея «Загадочный символ России».
  • Оформление уголка совместной деятельности для детей.
  • Занятия, беседы, исследовательская, продуктивная деятельность, развлечения с детьми в соответствии с разработанным перспективным планом работы.
  • Торжественное «официальное» открытие мини-музея с приглашением родителей, детей других групп, сотрудников музея.
  • Презентация мини-музея «Загадочный символ России» для педагогов и родителей.

3 этап (заключительный, обобщающий) (апрель-май 2017 года)

  • Пополнение экспозиции мини-музея.
  • Разработка и проведение экскурсий, занятий, развлечений в мини-музеи «Загадочный символ России» для детей ДОУ.
  • Выставка детских творческих работ, в которых отразились впечатления от посещения мини-музея «Загадочный символ России».
  • Анкетирование детей и родителей, с целью определения достижений поставленных целей и задач проекта.

Дальнейшее развитие проекта:

  • Разработка программы кружка по изготовлению традиционной народной куклы.
  • Использование рукотворной куклы в игровой деятельности детей.
  • Участие в конкурсах, выставках, акциях.
  • Публикации.

Работа с родителями:

  • Анкетирование «Как мы играем с ребенком».
  • Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Русская народная кукла».
  • Привлечение родителей к пополнению мини-музея тряпичными куклами, сделанными своими руками.
  • Мастер-класс для родителей «Мамина кукла-оберег».
  • Совместный праздник с родителями «Масленица».

Реализация проекта через образовательные области

Познавательное развитие:

  • Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые). Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением, материалами, из которых ее изготавливают.
  • Знакомство с жизнью и бытом предков.
  • Просмотр презентации «Русская народная кукла».
  • Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

          Речевое развитие:

  • Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы), индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве». 
  • Чтение и заучивание стихотворений о кукле.
  • Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».
  • Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Художественно-эстетическая развитие:

  • Хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»
  • Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
  • Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
  • Знакомство с процессом изготовления кукол и изготовление кукол в соответствие с перспективным планом.

Цели и задачи: научить детей изготавливать куклу способом скрутки, развить интерес к народной кукле, способствовать развитию творческой деятельности в процессе создания куклы.

Социально-коммуникативная развитие:

  • Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Цель: обучение игровым действиям с куклами.

  • Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».
  • Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний. Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

  • Дидактическая игра «Закончи узор».

Цель: развитие ручного праксиса.

  • Дидактическая игра «Народные промыслы».

Цель: развитие умений вычленять элементы различных промыслов и находить знакомые элементы.

  • Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.

  • Пальчиковые игры «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы»,

Физическое развитие:

  • русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки», «У Маланьи».
  • тренинг: «Боль» (уколол, порезал палец).

Цель: развить умение сопереживать, оказать посильную помощь.



Перспективный план работы по приобщению старших дошкольников

к традиционной народной культуре посредством традиционной народной куклы  

первый год обучения

Месяц

Тема занятия

Содержание совместной деятельности с детьми

Взаимодействие

с родителями

Сентябрь

(хмурень)

Русская народная кукла

Познакомить с историей русской народной куклы, её назначением и материалами, из которых её изготовляют.

Игра «Тихо куколка…», «Подарок Танюшке».

Анкетирование родителей.

Подбор материала для изготовления кукол.

Кукла «Соломинка»

(обрядовая)

Беседа о наступившей осени, об осеннем празднике Осенины, об осенних дарах природы. Выясняется, знают ли дети, что такое солома, что можно делать с ней.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь». Отгадывание загадок об урожае.  

Хоровод «Во саду ли, в огороде» Стихотворение «золотистая солома».

Октябрь (свадебник)

Кувадка (обрядовая)

Рассказ воспитателя о магическом действии куклы: оберегание младенца от злых духов.

Народная игра «У Маланьи».

Родительское собрание «Народная кукла в играх

современных детей»

Неразлучники (обрядовая)

Знакомство с народным праздником Покров: с Покрова начинались свадьбы. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Хоровод «Выпал беленький снежок»

Ноябрь (листовей)

Кукла-бабочка (игровая)

Рассказ об игровых куклах и их использовании. Объяснение, что такое колыбельная песня. Разучивание колыбельной песни «Баю-баю-баюшок».

Консультация для родителей

«Народная кукла»

Отдарок-на-подарок

(обрядовая)

Беседа об одаривании покровительницы женского мастерства Параскевы-Пятницы. Отгадывание загадок. Народная песня «Ой, ниточка тоненькая» Народная игра «Жмурки».

Декабрь (студень)

Пеленашка

(обереговая)

Беседа об обереге для младенца от всего плохо и злого. Колыбельная песня «Ай качи, качи, качи». Разучивание пестушки «Потяягунюшки-порастунюшки». Игра «Ладушки, ладушки».

Мастер-класс для родителей «Мамина кукла-оберег»

Рождественский ангел (обереговая)

Беседа о зимних Святках. Рассматривание атрибутов праздника. Загадывание загадок. Хоровод «Как на тоненький ледок».

Январь (перезимье)

Коляда (обрядовая)

Рассказ о празднике, традиции ряжения, колядования. Разучивание и обыгрывание колядок. Народная игра «Бабка Ежка». Познакомить с особенностями гадания.

Развлечение совместно с родителя

ми «Пришла коляда - отворяй ворота!»

Крестец

(обереговая)

Беседа о празднике Крещение. Познакомить с приметами. Народная игра «Два Мороза».

Февраль

(снежень)

Куклы «День и ночь» (обереговые)

Беседа о Тимофее-полузимнике и Трифоне-перезимнике, куклах оберегах жилища. Знакомство с приметами праздников. Отгадывание загадок. Наблюдение за солнцем и ночным небом.

Открытое занятие с детьми для родителей «Изготовление куклы День и ночь»

Куклы лихорадки (обереговые)

Беседа об оберегах, защищающих человека от болезней. Разучивание заговоров.

Март (протальник)

Кукла масленица из лыка (обрядовая)

Беседа о праздновании Масленицы. Познакомить с приметами, пословицами, поговорками, обрядами Масленицы. Разучивание хороводов «Маслёна». Народные игры «Карусель», «Горелки». Заучивание закличек.

Выставка поделок «Народная кукла своими руками»

Праздник

«Масленица»

Кукла мартинички (обрядовые)

Рассказ о празднике Сороки. Разучивание закличек. Игра «Назови весенних птиц». Подвижная игра «Птички в гнездышке»

Апрель (снегогон)

Пасхальный зайчик (обереговая)

Беседа о праздновании Пасхи. Знакомство с традициями и обрядами праздника. Игры «Катание яиц», «Стуканье яиц».

Праздник «Светлая Пасха»

Проведение с родителями мастер-классов для детей

Кукла подорожница (обереговая)

Рассказ об обереге путнику в дороге. Игры «Отгадай на ощупь». Разучивание считалки  «Покатилось колесо». Народная игра «Лошадки», «Карусель».

Май

(травник)

Кукла-сумка

(обереговая)

Рассказ об обереговой кукле, предназначенной девицам, ходившим на посиделки. Беседа о понимание свойств «оберега» и назначения обереговых кукол. Игры с куклами «Сорока-ворона». Обыгрывание потешки «Расти, коса, до пояса».

Привлечение родителей к созданию мини-музея «Народная кукла»

Берёзка (обрядовая)

Рассказывание о праздновании Троицы, обрядах. Народные игры «Берёзка», хоровод «Во поле берёзонька стояла». Гадание на кукле.

Перспективный план работы по приобщению старших дошкольников

к традиционной народной культуре посредством традиционной народной куклы

второй год обучения

Месяц

Тема занятия

Содержание совместной деятельности с детьми

Взаимодействие

с родителями

Сентябрь (рябинник)

Зерновушка (обереговая)

Беседа о почитании зерна. Рассказ об обереге кукле Зерновушке. Чтение и беседа по сказке о Крупеничке.

Игра «Угадай на ощупь». Знакомство с пословицами.

Фотовыставка «Наши домашние обереги и народные игрушки»

Кукла рябинка

Знакомство с народным праздником Петр-Павел рябинники. Познакомить с приметами дня. Наблюдение за рябиной на участке. Отгадывание загадок. Хоровод «Рябинушка раскудрявая»

Октябрь (свадебник)

Десятиручка (обереговая)

Рассказать об обереге для молодой девушки, предназначенного для помощи по хозяйству. Знакомство с пословицами о труде и мастерстве. Народная игра «В углы»

Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»

Берегиня (обереговая)

Рассказ о традициях и обрядах, связанных с этой куклой. Народные игры «Карусель».

Ноябрь

(полузимник)

Кукла Параскева (обереговая)

Беседа об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах. Народная игра «Подушечка». Народная песня «Ой, ниточка тоненькая»

Практикум для родителей «Кукла Параскева – берегиня женских ремесел»

Кукла «Козьма и Демьян» (обрядовая)

Рассказ об особенностях празднования праздника, его приметах и обрядах. Познакомить с пословицами о труде. Песня «Во кузнице». Народная игра «Кузнецы»

Декабрь

(студень)

Кукла санница (обрядовая)

Беседа об особенностях празднования праздника Катерина-санница, его приметах и обрядах. Разучивание стихотворения о кукле "Санница". Катание с горки. Отгадывание загадок.

Сочинение сказок с детьми о тряпичных куклах.

Кукла Спиридон-солнцеворот (обрядовая)

Знакомство с народным праздником. Познакомить с закличками. Отгадывание загадок, поговорки, пословицы. Наблюдение за долготой дня.

Январь

(просинец)

Кукла Коза

(обрядовая)

Рассказ о празднике, традиции ряжения, колядования. Разучивание и обыгрывание колядок. Народная игра «Коза».

Праздник «Рождественские посиделки»

Кукла Благодать (обереговая)

Беседа о куклах, которые изготавливали на Святки. Знакомство с особенностями гадания. Разучивание колядок. Народная игра «Бабка»

Февраль

(снежень)

Владимирская столбушка (обрядовая)

Рассказ о существовании традиции14 февраля "загадывать на жениха" с помощью берестяной куколки. Знакомство с приметами дня. Хоровод «Березка». Игра «Подскажи словечко»

Буклет для родителей «Играем вместе с детьми»

Кукла колокольчик (обереговая)

Беседа об обереге добрых вестей. Разучивание считалки «Колокольчик всех зовет». Игра «Прятки с колокольчиком»

Март

(проталь

ник)

Кукла барыня (игровая)

Беседа об игровых куклах и народном костюме. Слушание «Барыня» (А.Курченко). Игры с куклами.

Совместный праздник с родителями «Встреча весны»

Птица-радость (обрядовая)

Познакомить с праздником прилета птиц Сороки. Пословицы, поговорки, приметы праздника. Разучивание закличек. Народная игра «Ай да птица, что за птица!».

Апрель

(снегогон)

Вербная кукла (обрядовая)

Беседа о праздновании Вербного воскресенья. Рассказать о вербе, ритуалах и обрядах, связанных с ней. Наблюдение за вербой в природе. Народная игра «Вербочка».

Развлечение «Народная кукла»

Пасхальная голубка (обрядовая)

Беседа о празднике Пасхе, символах, обрядах. Народная игра «Солнышко». «Карусель». Чтение стихов.

Май

(травень)

Кубышка-травница (обереговая)

Рассказ об обереговой силе куклы от болезней. Игра «Отгадай по запаху». Хоровод «Трава моя, травушка».

Анкетирование родителей.

Кукла

кукушка (обрядовая)

Рассказ о праздновании

Троицы, об обрядах. Народные игры «Венок», «Березовые ворота». Народная песня «Березынька»


Список использованных источников информации

  1. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. Сост. Н. Астахова, авторы: Берстенева Е.В.Догаева Н.В. Издательство: Белый город, 2013 г. – 113с.
  2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
  3. Текстильные обрядовые куклы / Зимина З.И. – М.: Издательство «Ладога-100», 2007. – 64 с.
  4. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.
  5. Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.ru.  
  6. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru.
  7. KuklaStadt  - сайт о куклах, про кукол и о том, что есть для кукол: [Электронный ресурс] //kuklastadt.ru/articles/id/77

Приложения

Приложение № 1

Консультация для воспитателей

Разновидности тряпичных кукол

По своему назначению куклы делятся на 3 большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

Куклы обереги

   Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

   Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

   Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза".

В наряде платья обязательно должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали, что красный цвет обладает                                                                                                              охранительным        действием.      Вышитый узор должен был оберегать ребенка. Слово «узор» означало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому кукольные платья украшали вышивкой, как на платье взрослого человека. Как правило, игрушки были  небольшого  размера, все разных цветов, это развивало зрение младенца.

    Карельская рванка. Ткань для изготовления разрывается. Звук разрывающейся       ткани      отпугивает    злого      духа, создавая      вокруг чистую     среду.  Отсюда и название.   Узелковая кукла из Устьянского района Архангельской области. Узелок до сих пор считается защитой от колдовства. Лицо могло быть разрисовано угольком из печи родного очага, что напоминало о доме и оберегало.

Игровые куклы

Были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети. Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.

Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.              

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "Десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. Исследователи   считают, что     наиболее                            ранняя среди традиционных  игровых свернутых кукол России была кукла – «полено». Бытовала в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

А еще были куклы сшивные и свернутые. Свернутые куклы «закрутки» делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. 

Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свернутый в «скалку», тщательно обтянутое    льняной     тряпицей         лицо. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимался.

Наиболее простой свернутой куклой считается кукла «Барыня», бытовавшая в Ефремовском уезде, Тульской губернии. Ее изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в 3-х местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали на 3 части и заплетали косички – это были руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

                       

Игровая кукла кулачник на палочке. Если покрутить палочку, на которой он закреплен, ручки начнут вращаться, как бы биться кулаками. Куклик – Сеня Малина - Уемский сказочник и балагур. Куколка в сапожках – игровая шитьевая кукла.

Каргопольские куклы перевертыши. С одной стороны девушка, а с другой женщина. Переворачивая куклу, девушка превращается   в    женщину с ребенком.

Кукла –«зерновушка» или «крупеничка». Делали куклу из мешочка с зерном осеннего сбора. Ее обшивали, одевали, и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был отменным. Знатоки говорят, что причина тому – положительная детская энергетика.

Обрядовая кукла

Обрядовая кукла «Масленица» - из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол березы. Одежда на кукле должна быть с      растительным орнаментом.  

Домашняя «Масленица» символизировала крепкий достаток здоровое потомство молодой семьи. Считалась оберегом жилища, выполняя завет хозяев. Хранили эту Домашняя масленица куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной недели, когда молодые приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах или во дворах. По традиции «Домашней Масленицей» встречали жениха и невесту.

В народе всегда придавали значение здоровью детей и семьи. Так некоторые обрядовые куклы были лечебные. Это «Козьма» и «Демьян». Изготавливали из лечебных трав: тысячелистник, ромашка и др. Есть такое предание.

   Жили на Руси два брата – погодки. Они были бессребрениками. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после его смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по-своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их похоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в честь их кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

   Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение.

Приложение № 2

Анкета для родителей «Как мы играем с ребенком»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на все вопросы анкеты.  

Ф. И. О. _____________________________________________________

Состав семьи ________________________________________________

  1. Есть ли друзья у Вашего ребенка? ___________________________
  2. Как Вы выбираете игры и игрушки для малыша (просто так, с определенной целью, ориентируясь на автора, цену)?
  3. Покупаете ли ребенку игрушки народных промыслов (матрешка, дудочка, глиняные свистульки)?______________________________
  4. В какие игрушки больше всего любит играть Ваш ребенок?__________________________________________________
  5. С кем он играет дома?_______________________________________
  6. Убирает ли ребенок игрушки? (сам, вместе с вами)?
  7. Как часто Вы покупаете игрушки? ____________________________
  8. Что делаете, если игрушка сломалась?_________________________
  9. Играете ли Вы с ребенком в подвижные и народные игры («Каравай», «Пузырь»). _____________________________________
  10. В какие из настольных игр ребенок играет чаще всего? __________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение № 3

Опрос  детей на тему: «Для чего детям нужны куклы?»

Что мы знаем

Что мы хотим узнать

Что для это нужно сделать

Куклы бывают разного размера

Какие куклы называются «народные»?

Подобрать информацию о куклах прошлого.

Куклами можно играть

Какие бывают виды кукол?

Найти технологии изготовления народных кукол.

Куклы сделаны из разного материала

Для чего нужны куклы - обереги?

Посетить музеи, выставки.

Как без иголки и нитки можно сделать куклу?

Изготовить куклы своими руками.

Приложение № 4

Классификация кукол по назначению

Игровые

Обереговые

Обрядовые

Столбушки

Куватка

Неразлучки

Малышок-голышок

Ангелочек

Мировое дерево

Барыня

Лихоманки

Масленица и Домашняя Масленица

Кукла на выхвалку

День и Ночь

Коляда

Простоволосая

Параскева

Кострома

Кукла с косой

Вепсская

Кукушечка

Кукла нарядная

Бабушкина кукла

Покосница

Девка-Баба

Колокольчик

Купавка

Узеловая

Кубышка-Травница

Коза

Бабочка

Бессноница

Зольная кукла

Зайчик

Утешительница

Кузьма и Демьян

Берегиня

Капуста

Кукла-оберег на удачное замужество

Куватка

Малышок-голышок

Мокредина

Десятиручка

Отдарок-на-подарок

Веснянка

Пеленашка

Желанница

Свадебная

Узелковая

Крупеничка

Архангелогородская столбушка

Владимирская столбушка

Пасхальная голубка

Классификация кукол по применению в семейных обрядах

Обряд

Название куклы

Родильный

Пелешка , Куватка , закрутки

Свадебный

Свадебная кукла на каравай, Неразлучки, Зольная, Закрутка, Утешительница, Свадебная, Пеленашка.

Погребальные

Закрутки и др.

Классификация кукол по функциям

Продуцирующие

Защитные

Очистительные

Заместительные

Богатство

Куватка

Кукушка

Пеленашка

Зольная

Трясовицы

Крестец

Столбушка детками

Утешительница

Очистительная

Зерновушка

Кузьма и Демьян

Купавка

День и Ночь

Столбушка

Мартинички

Свадебная

Вепсская

Масленица

Десятиручка

Берегиня

Русалка

Капуста

Бессоница

Кубышка

Приложение № 5

Родительское собрание

«Народная кукла в играх современных детей»

На территории России было много тряпичных кукол.

Еще до рождения ребенка мать готовила ему игрушку, которую клали в колыбельку, чтобы она охраняла ее от недобрых сил. С ней ребенок рос, учился ходить, произносил первые слова. Когда не мог долго уснуть, мама клала ему в кроватку свернутую из лоскутков куклу-Бессонницу - берегиню, оберег малыша.

Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. Во все времена ребенок через игру постигал мир, примеривая на себя разные роли, учась модели поведения, принятой у взрослых.

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода.

Большинство кукол-оберегов изготавливаются из ткани, без применения в работе колющих и режущих предметов (иглы и ножницы). Кроме того, куклам никогда не рисуется лицо, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза.

Наполнителем для кукол-оберегов может служить различный материл:

• зола - символ домашнего очага;

• зерно - символ будущего урожая и богатства;

• береста - кора березы – символ жизни;

• ветошь - остатки старых тканей - символ преемственности поколений.

Куклы-обереги всегда украшаются вышивкой, плетеными поясками, тесьмой, которые символизируют связь с природой и предками.

Я изготовила несколько кукол-оберегов разных видов:

1. Кукла «Зернушка»

Это кукла в основе которой небольшой мешочек наполненный зерном, к которому приделывается голова без лица и повязывается платком.

Кукла «Зернушка» хранительница неприкосновенного зернового фонда и символ плодородия, богатого урожая. В ее матерчатое тельце насыпали зерно после уборочной страды, а затем щедрую куколку устанавливали на амбарных сундуках.

2. Кукла «Травница»

Это кукла в основе которой небольшой мешочек наполненный лекарственными травами, к которому приделывается голова без лица и повязывается платком.

3. Кукла «Столбушка»

Это кукла представляет собой формулу мироустройства. Столбик, которой является основой куклы, перетянут по месту шеи и пояса.

Она является символом гармонии и единства женского и мужского начал. Несет благополучие семье и защищает от злобных сил.

4. Кукла «Красота (девица с косой)»

Она была оберегом красоты невесты, поэтому в куколке преобладает красный цвет, так как на Руси считался цветом обережным и дающим жизненную силу. Еще красотой назывался особый головной убор невесты, который жених должен был выкупить у подружки невесты. После выкупа жених вешал Красоту себе на пояс как символ того, что невеста теперь принадлежит ему.

5. Кукла «Купавка»

Это обрядовая кукла – однодневка с обязательными разноцветными ленточками на ручках – палочках. Эту куклу делали перед началом купального сезона, на праздники Агрефы Купалицы и Ивана Купалы. Ее сплавляли по воде, чтобы привязанные к рукам куклы ленточки забирали с собой людские болезни и невзгоды. После ритуала всем позволялось купаться в водоемах сколько душе угодно. Эту летнюю куклу принято украшать травой, живыми цветами, ветками, листьями.

Куклы наших предков несли в себе доброе начало и были безликими. Никаких глазок, кнопок-носиков и губок бантиком.

Первую куклу девочка делала примерно в 10-12 лет. Самые красивые из таких кукол хранились в сундуке и были частью приданого.

Самые первые куклы делались из золы. Потом были куклы из травы, из сена, из целебных трав, из ниток, из тряпочек, из зерна…

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. девочка прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям

Еще в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла.

Вот сейчас я предлагаю возродить эту традицию и изготовить своими руками вместе с детьми тряпичную куклу.

А ещё я предлагаю совместно с вами, уважаемые родители, создать в группе мини – музей традиционной тряпичной русской куклы, а назвать его «Загадочный символ России».

Чтобы можно было с чего оттолкнуться вам, родителям была предложена анкета «Как вы играет с детьми?», мы сможем увидеть, кто из вас дорожит прошлым своих дедушек и бабушек. Помните, сохранив прошлое, мы можем думать о будущем страны и наших детей!

Приложение № 6

Консультация для родителей.

«Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Типы традиционные кукол

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете.

Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:

оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол  была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью,  перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

 Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если  в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

 Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы.

Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами.

На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Современная кукла

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т.д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар».  У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты.

Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет

Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...

Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.

Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....

Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"

Ознакомление с государственными символами....

Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка,  эмоций,...

ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной           осно...