Комплекс коррекционно-развивающих упражнений на уроках адаптивной физической культуры.
проект по физкультуре

Егоренко Наталия Владимировна

Специальными исследованиями доказано, что дети с дефектами развития чаще, чем их сверстников имеют слабое физическое развитие, нарушение осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии отмечены нарушения процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др. что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия ЛФК и адаптивная физическая культура. Наряду с решением основных задач – укрепление здоровья и закаливание детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам – уроки адаптивной физической культуры и ЛФК решают коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики детей с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_adaptivnaya_fizkultura_egorenko_n.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект по дисциплине:

«Теория и методика адаптивной физической культуры в дошкольном образовании»

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений на уроках адаптивной физической культуры.

 

 Исполнитель:

Егоренко Наталия Владимировна

инструктор по физической культуре

город Балашиха

Нарушение интеллекта у ребенка с умственной отсталостью сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры является важным направлением учебно-образовательного процесса, поскольку движение неотделимо от познания окружающего мира, овладения речью, развития познавательной деятельности и воспитания личности ребенка.

В специальных коррекционных школах 8 вида обучаются дети с нарушенным интеллектом в развитии. Они больше, чем их нормально развивающиеся сверстники, нуждаются в движении, так как у них наблюдаются разнообразные дефекты психического и физического развития, обусловленные органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии.

Специальными исследованиями доказано, что дети с дефектами развития чаще, чем их сверстников имеют слабое физическое развитие, нарушение осанки, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. При исследовании познавательной деятельности детей с нарушениями в интеллектуальном развитии отмечены нарушения процессов восприятия, памяти, мышления, речи, мелкой моторики и др. что существенно затрудняет процесс их обучения и воспитания.

Большую роль в коррекционной работе играют занятия ЛФК и адаптивная физическая культура. Наряду с решением основных задач – укрепление здоровья и закаливание детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучение двигательным умениям и навыкам – уроки адаптивной физической культуры и ЛФК решают коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития и нарушений моторики детей с нарушением интеллекта.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Коррекция основных движений;

- Коррекция и развитие координационных способностей;

- Коррекция и развитие физической подготовленности;

- Коррекция и профилактика вторичных нарушений;

- Коррекция психофизических нарушений;

В практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решить несколько задач.

Основные принципы:

  1. Создать максимальный запаса простых движений с их постепенным усложнением.
  2. Активизировать познавательную деятельность.
  3. Ориентировать на развитие и потенциальные возможности ребенка.
  4. Использовать игровой метод

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере ребенка.

Н-р: такие естественные упражнения, как ходьба и бег, обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия, развития выносливости и т.п.

Характеристика здоровья, двигательных нарушений и физического развития детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

Главным условием интеллектуального и психического развития детей является состояние физического развития, так как оно определяет познавательную активность. Нормализация физического состояния – один из важнейших аспектов социализации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (В.С.Дмитриев, Б.В.Сермеев, С.П. Евсеев).

По данным А.А. Дмитриева (1991) обучающиеся с проблемами интеллекта имеют:

  1. нарушения физического развития: отставание в длине и массе тела; ожирение, нарушение осанки, деформацию стопы, нарушения в развитии грудной клетки, низкие показатели жизненной емкости легких, дисплазию (отклонения органов от нормальной формы и размера);
  2. недостатки в развитии основных движений: неточность движений в пространстве и времени, отсутствие чувства ритма, такта, грубые ошибки в дифференцировании мышечных усилий, низкий уровень равновесия, ограниченные амплитуды движений в беге, прыжках, метании, отсутствии легкости и плавности в движениях, излишняя напряженность и скованность движений;
  3. нарушения в развитии основных качеств: отставание от нормы в показателях силы основных мышечных групп туловища и конечностей на (15-30%), быстроты движений (10-15%), выносливости (20-40%), скоростно-силовых качеств (15-30%), подвижности в суставах (10-20%);

Характерной особенностью умственно отсталого ребенка является быстрая утомляемость от монотонной и однообразной для ребенка вида деятельности. Эмоционально насыщенная, захватывающая, несложная по содержанию и меньшая по объему двигательная деятельность (н-р игровая) может увеличить работоспособность ребенка.

Основным нарушением в двигательной сфере умственно отсталых детей является расстройство координации движений, которые тормозят развитие в учебной, трудовой, бытовой, спортивной деятельности.

По определению Д.Д.Донского, под координацией движений понимается согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешним условиям и состоянию человека.

Техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве по направлению, форме, амплитуде, расстоянию), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (мышечные усилия), ритмическую(соразмерность усилий во времени и пространстве).

Дошкольный возраст является периодом, когда закладывается фундамент развития разнообразных умений, знаний, общения, привычек, осознанной деятельности, в том числе и двигательной. Дети приходят в школу с разным двигательным опытом, разным уровнем психофизических и моторных возможностей.

Адаптивная физическая культура и ЛФК для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии рассматривается как коррекционно-компенсаторная и лечебно-оздоровительная форма воздействия на двигательную недостаточность, как форму реадаптации двигательных нарушений и социализации обучающихся в общество.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений разделён на блоки:

  1. Коррекция ходьбы
  2. Коррекция бега
  3. Коррекция прыжков
  4. Коррекция лазанья и перелезания
  5. Коррекция мелкой моторики
  6. Коррекция расслабления
  7. Коррекция осанки
  8. Коррекция и профилактика плоскостопия.
  1. Коррекция ходьбы

У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь, ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованные, движения неритмичны. У некоторых детей отмечаются боковые раскачивания туловищем.

В процессе обучения особое место уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движений рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой, с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением.

Упражнения для коррекции ходьбы:

«Рельсы»

- Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга.

«Не сбей»

- Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п.

«Узкий мостик»

- Ходьба по узкой линии, ленте, рейке, гимнастической палке, приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; Ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии.

«Длинные ноги»

- По команде: «Длинные ноги идут по дороге», -ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба полуприсядем.

«Ходим в шляпе» - Ходьба с мешочком на голове.

«Кошка» - Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, разгибая пальцы, выпуская.

«Солдаты» - Ходьба на месте, высоко поднимая колени со сменой темпа.

«Ловкие руки» - Ходьба с предметами в руках с выполнением заданий: руки вперед, круговые вращения, передача предметов из рук в руки и т.д.

  1. Коррекция бега

При выполнении бега типичными ошибками для детей с отклонениями в развитии являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, вызванные нарушениями координации движений.

Специально – подготовительные упражнения лишь частично решают задачи координации двигательных нарушений в беге. Основной метод использования беговых упражнений – игровой, где ребенок полнее реализует свои навыки и умения.

Упражнения для коррекции бега:

- Ходьба, ускоренная с переходом на бег, переход с бега на ходьбу;

- Бег на месте только руками, с постепенным увеличением и снижением темпа;

- Бег на месте только ногами, с постепенным увеличением и снижением темпа;

- Бег «змейкой», с подскоками, по ориентирам, по прямой, по узкому коридору;

- Бег медленный в чередовании с ходьбой;

- Бег за обручем;

- Бег по кругу с остановками (свисток. хлопок) и выполнение заданий;

- Бег с грузом в руках;

- Бег по сигналу

- Игры с элементами бега, эстафеты.

  1. Коррекция прыжков

Ошибками в прыжках в длину и высоту у детей с отклонением интеллекта являются слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Детям еще трудно одновременно совмещать и выполнять две задачи: движение ног и взмах руками. Подводящие упражнения развивают разнообразные координационные способности ребенка и дают возможность выполнить прыжок в целом. Для усвоения прыжка в целом применяется еще разучивание приема по фазам прыжка: разбег, бег по дистанции, отталкивание, фаза полета, приземление.

Упражнения для коррекции прыжков.

Подскоки на двух ногах с продвижением вперед, с поворотами направо, налево на 90*.

Прыжки поочередно на каждой ноге на отрезке 10-15м.

Прыжки через скакалку – на двух, на одной, поочередно, на месте и с продвижением вперед и назад.

Прыжки «лягушка» со взмахом рук.

Прыжки с места вперед – вверх через натянутую веревку

Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.

Прыжки через предметы на одной, двух ногах.

Прыжки через скамейку правым и левым боком.

  1. Коррекция лазанья и перелезания

Упражнения лазанья и ползанья по гимнастической стенке, скамейке и через препятствия имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, умению управлять своим телом. Лазанье и перелезание корригируют недостатки психической деятельности – страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения и сложных двигательных ситуациях. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно. Деревянная и веревочная лестница.

Упражнения для коррекции лазанья и перелезания.

Ползание под веревкой, скакалкой, скамейкой.

Перелезание через рейку лестницы – стремянки.

Лазанье, ползание по гимнастической скамейке разными способами.

Лазанье по наклонной гимнастической скамейке.

Коррекционная направленность:

- координация движений, соразмерность усилий, ловкость, точность передвижения и перемещения, ориентировка в пространстве, координация всех звеньев тела, согласованность движений, преодоление страха высоты, развитие силы рук, равновесия, профилактика плоскостопия.

  1. Коррекция мелкой моторики

Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение мелкой моторики, движения рук и моторные компоненты речи.

Для активизации движений кистей и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь. Мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету, шары, флажки, ленты, игрушки, кубики, геометрические фигуры, пуговицы, карандаши, зерно. Основной метод – игровой.

Упражнения для коррекции мелкой моторики рук.

- Перекатывание мяча сидя в парах (большого, малого)

- Передача мяча в парах(большого, малого)

- Подбрасывание мяча над собой и ловля двумя руками(большого, малого)

- Бросок мяча в стенку и ловля его(большого, малого)

- Перебрасывание мяча двумя руками снизу, из-за головы и т. д. (большого, малого)

- Игровые упражнения с мячами.

Коррекционная направленность:

Координация и ритм движений, ориентировка в пространстве, дифференцировка усилий, скоростно-силовые качества, согласованность движений, глазомер, точность направления, равновесие, быстрота переключения и распределения внимания, быстрота реакции, силу рук и верхнего плечевого пояса, устойчивость к вестибулярной нагрузке, амплитуду движений, развитие мышц ног, брюшного пресса, позвоночника. Игра в мяч лучшее средство развития мелкой моторики.

  1. Коррекция расслабления

Средства коррекции развития способности к произвольному расслаблению мышц являются специальные физические упражнения, снимающие напряженность и скованность движений. К методическим приемам относятся:

- маховые движения рук и ног, потряхивание конечностей;

- контрастное переключение от максимального напряжения к расслаблению отдельных групп мышц;

- расслабленные круговые движения рук;

- применение элементов самомассажа;

- дыхательные упражнения;

Упражнения для коррекции расслабления.

«Плети». Махи расслабленных рук вправо, влево,небольшая ротация позвоночника.

«Покажи силу».

«Бабочка». Махи руками, как машут крыльями бабочки.

«Вертолет». То же, - движения асимметричные правая-вверх, левая-вниз.

Дыхательная гимнастика.

  1. Коррекция осанки

Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка, отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные, естественные изгибы позвоночника, выпрямленные в коленных и тазобедренных суставах ноги, лопатки должны находится на одинаковой высоте, живот подтянут.

Формирование осанки является важным разделом коррекционной работы в системе физического воспитания

Упражнения для коррекции осанки.

1. «Кошечка». Из положения стоя на четвереньках – опускание и поднимание головы с прогибом в поясничном отделе с последующим разгибанием в грудном и поясничном отделах позвоночника.

2. «Ванька-встанька». Из положения сидя с максимально согнутыми коленями, прижатыми, обхваченными руками,-перекат назад и возвращение в исходное положение без помощи рук.

3. «Колечко». Из положения стоя на коленях, руки на пояс - прогибаясь, наклон назад до касания пола головой. (страховка).

4. «Змея». Из положения лежа на животе, ноги вместе, руки на уровне плеч, ладонями вперед - медленно разгибая руки и поднимая голову, максимально прогнуться в грудном и поясничном отделах, опрокинув назад голову.

5. Упражнения у гимнастической стенки.

6. Упражнения с гимнастической палкой.

7. Упражнения с мешочками.

  1. Коррекция и профилактика плоскостопия

Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Различают плоскостопие: врожденное, рахитическое, травматическое, статическое. (М.И. Фонарев).

Основой профилактики и коррекции нарушений являются физические упражнения, требующие ежедневного систематического применения. Полезно плавать, ездить на велосипеде, ходить босиком по траве, песку, гравию. В домашних условиях: ящик с каштанами, гравием, коврик с аппликаторами, скалка, ролики.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

1.Из положения лежа, сидя носки оттягивать на себя и от себя.

2.Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.

3.Наклон носков вовнутрь и к наружи и.п.сидя, лежа на спине.

4. И.п. о.с. перекат с пяток на носки руки на пояс, за голову и т.д.

5. Ходьба на пятках, носках, на внешней, внутренней стороне стопы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Адаптивная физическая культура – средство преодоления недостатков в физическом развитии дошкольников с нарушением зрения.

В общей системе воспитания ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает особенное место, поскольку именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физич...

Адаптивная физическая культура как вариативная форма физического воспитания детей с ДЦП

Адаптивная физическая культуры для лиц с ограниченными возможностями (ДЦП) - особенности, задачи, принципы, методы....

комплекс коррекционно-развивающих упражнений для подготовки детей к школе

комплекс предназначен для педагогов и психологов для работы с детьми подготовительной группы по подготовке к школе....

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (адаптивная физическая культура)

Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке это...

Примерные комплексы игр и упражнений для занятий по физической культуре

Примерные комплексы игр и упражнений для занятий по физической культуреГруппа общеразвивающей направленности 6-7 лет...

Совместная работа детского сада «Золотой петушок» и спортивной школы «Олимпия» отдел адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Здоровье человека является значимым фенонемом по уровню и состоянию которое судят о благополучии общества....

«Физическое развитие детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры»

Коррекционно -оздоровительные мероприятия по двигательному режиму детей с ЗПР....