«Физическое развитие детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры»
методическая разработка по физкультуре
Коррекционно -оздоровительные мероприятия по двигательному режиму детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое развитие детей с ЗПР средствами адаптивной физической культуры»
Актуальность. Адаптивное физическое развитие является относительно молодой и интенсивно развивающейся научной дисциплиной. Оно призвано обеспечить условия для полноценного формирования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одну из таких нозологических групп составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Работающие в этой области специалисты отмечают, что у них низкие темпы формирования когнитивной, аффективной и физической сферы. Многогранность характеристик дизонтогенеза детей с ЗПР, необходимость обеспечения коррекционного воздействия диктуют условия четкой организованности рациональности и дифференциации психолого-педагогического сопровождения их развития. По степени распространенности отклонений в детской возрастной группе, первое место занимают дети с образовательными затруднениями. Лёгкие нарушения в интеллектуальных проявлениях рассматриваются специалистами как задержка психического развития. Пограничность психофизического состояния таких детей, многогранность характеристик дизонтогенеза, требуют специальных условий психолого-педагогического сопровождения их развития . В этом отношении адаптивное физическое воспитание рассматривается как важная образовательная дисциплина. Ее первостепенными задачами является укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, полноценное формирование двигательной базы. Особое внимание в младшем возрасте необходимо уделить развитию физических качеств детей. Именно в данном возрасте происходит закладка фундамента, для формирования полноценной двигательной базы человека. Наличие нарушений на этом этапе развития может привести к серьезным проблемам физического и двигательного развиЗадержка психического развития (ЗПР) у детей является сложным нарушением, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности.ЗПР относится к “пограничной” форме нарушения развития ребенка. При ЗПР имеет место неравномерность формирования различных психических функций, типичным является сочетание как повреждения, так и недоразвития отдельных психических функций с сохранными. При этом глубина повреждений и/или степень незрелости может быть также различной.Частичное (парциальное) нарушение высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения ребенка.При систематике ЗПР Власова Т.А. и Певзнер М.С. выделяют две основные формы:Инфантилизм – нарушение темпа созревания наиболее поздно формирующихся мозговых систем. Инфантилизм может быть гармонический (связан с нарушением функционального характера, незрелостью лобных структур) и дисгармонический (обусловлен явлениями органики головного мозга);Астения – резкая ослабленность соматического и неврологического характера, обусловленная функциональными и динамическими нарушениями центральной нервной системы. Астения может быть соматическая и церебрально – астеническая (повышенная истощаемость нервной системы).Классификация основных видов ЗПР по К.С. Лебединской. Опирается на классификацию Власовой – Певзнер, в ее основе лежит этиологический принцип: ЗПР конституционального характера (причина возникновения – не созревание лобных отделов головного мозга). Сюда относятся дети с несложным гармоническим инфантилизмом, они сохраняют черты более младшего возраста, у них преобладает игровой интерес, не развивается учебный. Эти дети при благоприятных условиях показывают хорошие результаты выравнивания.ЗПР соматогенного происхождения (причина - перенесение ребенком соматического заболевания). К этой группе относят детей с соматической астенией, признаками которой являются истощаемость, ослабленность организма, сниженная выносливость, вялость, неустойчивость настроения и т.п.ЗПР психогенного происхождения (причина – неблагоприятные условия в семье, искаженные условия воспитания ребенка (гиперопека, гипоопека) и т.п.);ЗПР церебрально-астенического генеза (причина - мозговая дисфункция). К этой группе относят детей с церебральной астенией - повышенной истощаемостью нервной системы. У детей наблюдаются: неврозоподобные явления; повышенная психомоторная возбудимость; аффективные нарушения настроения, апатико-динамическое расстройство – снижение пищевой активности, общая вялость, двигательная расторможенность. У них имеются особенности формирования двигательной сферы. И хотя у них не наблюдается тяжести двигательных расстройств, но, вместе с тем, имеются отставания в двигательном развитии, нарушение регуляции произвольных движений и недостаточность двигательных качеств. Несовершенство мелкой моторики рук и других навыков являются препятствием к успешному обучению.Среди основных концептуальных положений следует выделить утверждение специалистов о взаимообусловленности функциональных и морфологических изменений, а также представление о значимости движений для развития речевых функций. Основу коррекционно-оздоровительной работы по двигательному режиму составляют специальные организованные формы двигательной деятельности:
Коррекционно-оздоровительная гимнастика.
Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров.
Представляет собой систему физических упражнений для коррекции речи. Сюда входят:- элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются;-пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры ля пальцев рук.-артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата;дидактические игры на развитие сенсомоторики.Данная гимнастика является составной частью всех обучающих занятий.Релаксация-использование особых упражнений, которые помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Они позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение, что является главным условием для естественной речи.Оздоровительный дозированный бег предназначен для тренировки всех функциональных систем организма, для развития физической выносливости и формирования волевых качеств.Тренирующая игровая дорожка обеспечивает качественное и индивидуальное обучение детей основным видам движений. Введение дополнительной формы обучения обусловлено замедленным процессом формирования у детей двигательных навыков (в среднем дети с нарушением речи усваивают движения в течение 5-8 занятий и без регулярного повторения быстро утрачивают приобретенный двигательный опыт).
Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включает в себя комплекс лечебной физкультуры, массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливание.Психогимнастика проводится с целью восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств. В нее входят игровые задания, элементы психологических этюдов, выразительной пантомимы, пластические упражнения.Дополнительные виды занятий (спортивные танцы и аэробика) организуются с целью обогащения и развития двигательной сферы, а также наполнения ее эмоционально-выразительным содержанием.
Таким образом, отставание детей с ЗПР в развитии своих двигательных навыков диктует необходимость систематического проведения коррекционной работы по преодолению отрицательных последствий ЗПР, развития основных двигательных качеств, обогащение знаний по гигиене, формированию интереса к физкультуре и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/24/picture-614599-1429852589.jpg)
Реализация индивидуально-дифференцированного подхода в процессе физического развития детей дошкольного возраста средствами эмоционального стимулирования
Представлено планирование использования методов эмоционального стимулирования с точки зрения триединства понятия "Здоровье"....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-79161-1512489707.jpg)
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/19/picture-1250559-1589903923.jpg)
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/10/picture-1332589-1620676824.jpg)
«ФИТНЕС – ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Доклад из опыта работы...
Игра как средства для физического развития детей дошкольного возраста
Цель: Показать педагогам значение подвижных игр в жизни ребенка.Коллективно определить пути совершенствования работы в данном направлении.Задачи: Создание условий для укрепления физического и пс...
«ФИТНЕС – ТЕХНОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выступление для коллег на пед.совете...
Физическое развитие детей 3–4 лет. Особенности физического развития детей 3-4 лет
В современном мире стало модно быть физически развитым человеком. Это в первую очередь для здоровья полезно, что уж говорить о возможностях в будущем! Но физическое развитие человека начинается не на ...