Адаптивная физическая культура как вариативная форма физического воспитания детей с ДЦП
презентация к уроку по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Адаптивная физическая культуры для лиц с ограниченными возможностями (ДЦП) - особенности, задачи, принципы, методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
АФК при ДЦП | 708.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Частота детской инвалидности в России В РФ насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (более 8% всех детей). Из них около 700 млн. составляют дети-инвалиды (2% детского населения). Частота рождения детей с признаками ДЦП 5-6 случаев на 1000 новорожденных. В структуре детских заболеваний инвалидность вследствие ДЦП занимает лидирующее положение.
Детский церебральный паралич - органическое поражение мозга (его отдельных участков). Возникает: - во время внутриутробного развития плода (57%) - в момент родов (40%) - в раннем послеродовом периоде (3%) Ведущими являются двигательные нарушения - наблюдаются у 100% детей (речевые у 75% и психические у 50% детей). Эти нарушения могут быть различной степени выраженности - от минимальных до максимальных.
Структура двигательного дефекта при ДЦП .
наличие параличей и парезов (ограничение или невозможность произвольных движений) нарушение мышечного тонуса насильственные движения ( гиперкинезы,тремор ) н есформированность реакций равновесия и координации движений (атаксия) нарушение ощущения движений (кинестезии) п озотонические рефлексы На основе этих нарушений формируются вторичные изменения в мышцах, костях и суставах (контрактуры и деформации).
ДЦП - диагноз страшный. Мир наш очень ограничен. Всё становится пространством Неприступным, непривычным. Трудно взять мне мяч и куклу, Трудно сесть и встать мне прямо. Одеваться утром трудно. Петь. Ходить. Тренироваться. Только, к счастью, я упряма! И всегда во мне упорство не даёт сковать всё тело. Верьте! Я смогу добраться. Верьте - и я буду сильной, смелой! Говорить я буду лучше, Ведь и вы не все умели! Помогите! Поддержите! Дайте мне дойти до цели!
Дети с ДЦП отличаются от сверстников быстрая утомляемость отсутствие интереса к занятиям медлительность низкая концентрация внимания, памяти, работоспособности нарушение пространственных представлений повышенная эмоциональная возбудимость, беспокойство неустойчивость настроения безынициативность чрезмерная чувствительность, пассивность излишняя расторможенность сложности с социальной адаптацией
Эффективность развития детей с ДЦП зависит от соблюдения ряда условий своевременная и качественная диагностика заболевания ранняя коррекции поведенческих, нервно-психических и двигательных расстройств применение адаптированных программ и методов реабилитации, соответствующих реальным возможностям ребенка, удовлетворяющих его потребности постоянный, непрекращающийся характер процесса реабилитации благоприятная семейная обстановка и тесная связь учреждения с семьей создание мотивации (формирование интереса, желания и потребности работать - активное участие самого ребенка в процессе реабилитации), необходимость поощрения
Основные принципы работы с детьми с ОВЗ Участники педагогического процесса Содержание деятельности Формы работы Учитель-логопед Развитие речи, умения вести диалог, выход в самостоятельную речь. Совершенствование общеречевых навыков, закрепление лексико — грамматических категорий и развитие психических процессов. Рекомендации специалистам и воспитателям. Консультирование родителей. Логопедическое обследование. Индивидуальная образовательная деятельность. Консультации родителей, педагогов. Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗ Формирование командного взаимодействия. Обучение действиям в определённых ситуациях. Деловые игры – тренинги. Консультации. Семья Включение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья». Родительские собрания. Консультации. Беседы. Круглые столы. Игры- тренинги. Приглашение родителей для участия в жизни группы. Наглядная информация. Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей.
Участники педагогического процесса Содержание деятельности Формы работы Музыкальный руководитель Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку. Приобщение к музыкальному искусству. Использование элементов музыкальной, танцевальной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и учителя- логопеда. Организация совместных праздников и развлечений. Инструктор по ФИЗО и плаванию Развитие физических качеств. Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Диагностика физического развития. Выполнение рекомендаций специалистов. Индивидуальная коррекционная работа. Организация совместных праздников и развлечений. Утренняя гимнастика. Педагог-психолог ЦПМСС Профилактика и консультирование. Психологическая диагностика, психологическая коррекция. Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности). Консультации для родителей и педагогов. Беседы. Использование элементов психотерапии. Игры – тренинги. Деловые игры. Мастер – классы. Медсестра детской поликлиники Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей. Сезонные профилактические мероприятия.
АФК - адаптивная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья Цель АФК - нормализация двигательной деятельности ребенка (формирование основных двигательных навыков и умений), максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции. Основное средство АФК - физические упражнения .
Основные задачи АФК для детей с ДЦП нормализация произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп коррекция координационных нарушений тренировка мышечно-суставного чувства профилактика и коррекция тугоподвижности в суставах преодоление слабости отдельных мышечных групп нормализация тонуса мышц активизация психических процессов и познавательной деятельности
Принципы физической реабилитации детей с ДЦП регулярность, систематичность и непрерывность занятий физическими упражнениями; строгая индивидуализация физических упражнений в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием; постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.
На занятиях АФК при ДЦП используют пассивные , пассивно-активные упражнения активные упражнения упражнения на расслабление упражнения на растягивание дыхательные упражнения силовые и скоростно-силовые упражнения упражнения на координацию движений упражнения на равновесие игры
Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование стимулов зрительных стимулов (большинство упражнений проводится перед зеркалом - имея возможность следить за своими движениями, ребенку легче их координировать) тактильных стимулов (опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи(массажный коврик), что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по мешочкам с песком и камешками) проприоцептивных стимулов (чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами) звуковых стимулов (выполнение упражнений под музыку) речевых стимулов (четкая речевая инструкция нормализует психическую деятельность ребенка, у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития)
Ожидаемые результаты повышение заинтересованности к занятиям физическими упражнениями; снижение тонуса мышц; преодоление слабости отдельных мышечных групп; улучшение подвижности в суставах; увеличение амплитуды движений; улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма; нормализация опороспособности; улучшение эмоционально-волевой сферы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая культура как составляющая часть системы воспитания детей дошкольного возраста
В этой статье мы рассмотрим общие закономерности приобретения знаний о физической культуре детьми дошкольного возраста, через призму интеграции образовательного процесса в дошкольном учреждении, форми...
Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.
Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...
Мастер – класс для инструкторов по физической культуре Исследовательский проект по физической культуре «Движение – это жизнь!»
Освоение и последующее активное применение инструкторами по физической культуре методов и приемов организации самостоятельного исследовательского поиска воспитанников в процессе познавательно - и...
Физическая культура: Открытое занятие по физической культуре на тему: "Введение мяча с правой и левой рукой"
Тема: «Введение мяча с правой и левой рукой»Цель: Приобщение детей к занятию спортом и спортивными играми. Привитие потребности в здоровом образе жизни.Задачи:Развивать и совер...
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре Конспект развлечения по физической культуре в старшей группе Тема «Страна Здоровичков»
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуреКонспект развлечения по физической культуре в старшей группеТема «Страна Здоровичков»...
Конспект занятия адаптивной физической культуры с использованием оборудования ТИСА, для детей старшей группы с нарушением зрения.
Использование на физкультурных занятиях оборудования ТИСА...
Представление опыта работы «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»
Представление опыта работы. «Психологические аспекты занятий физической культурой. Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателем»...