Словесные игры.
картотека на тему

Аредакова Елена Ивановна

Словесные игры проводимые вдетском саду , направлены на развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovesnye_i_doc.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Словесные игры.

Словесные игры, проводимые в детском саду, направлены прежде всего на развитие речи детей. В возрасте 2–3 лет малыши уже способны не только понять то, что им говорят окружающие, но и самостоятельно выражать собственную мысль.

Именно во время такой игры у ребят проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Дети учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся обобщать предметы по общему признаку, находить сходства и отличия в увиденном, называть изменения, которые произошли с предметами, что, несомненно, пригодится при обучении в школе.

Для того, чтобы игры, направленные на развитие речи, проходили более эффективно, при их проведении необходимо использовать разнообразные наглядные пособия, сочетать беседу со всеми детьми с индивидуальной, чередовать игры, используя по возможности каждый раз новые.

                                                                         

Папа – читает, работает, пишет, строгает, ремонтирует, красит, забивает, помогает и т.д.

Самолет – гудит, летит, приземляется, идет на посадку, взлетает и т.д.

Лист – вянет, зеленеет, опадает, желтеет, шелестит, шуршит, растет, распускается и т.д.

Солнце – сверкает, греет, печет, сияет, землю согревает

Словесная игра «Какой на вкус?»

Лимон – кислый

Яблоко – кисло-сладкое

Банан - сладкий

Перец – горький

Груша – сладкая

Лук – горький

Апельсин – кисло-сладкий

Арбуз - сладкий

Два первых слова находятся в определенной связи.

Назовите четвертое слово.

  1. ложка – кушать, нож- …(резать)
  2. пила – пилить, топор –
  3. грабли – сгребать, лопата –
  4. тетрадь – писать, книга –
  5. червяк – ползать, муха –
  6. игра – шить, ножницы –
  7. песня – петь, танец -..
  8. собака – лаять, кошка - …
  9. оса – жужжать, змея - …
  10. кровать – спать, стул -…
  11. глаз – видеть, ухо - …
  12. змея -ползать, птица -…
  13. лицо – умывать, зубы - …
  14. врач – лечит, учитель -..
  15. библиотека – читать, бассейн –

Научить  подбирать однокоренные слова

(слова – родственники)

Образец: придумай слова, в которых есть маленькое слово

«лес» – лесок, леса, лесник, лесничий, лесной, лесопарк ….

Вода – водяной, водянка, водный, водолаз…

Гора – горы,  гористый, горный, горка ..

Гриб – грибы, грибок, грибной, грибник, грибница…

Лист – листик, листья, листочек, лиственный, листва, листок…

Сад – садочек, садик, садовый, садовник,

«Какое слово лишнее?»

Осинка, осина, осиновый, осел, подосиновик

Шипучка, шиповник, шипящий, зашипел

Гора, гористый, горный, пригорок, горько, горы

Маленький, малыш, малевать, малявка

Гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница

«Придумай слова со значением

очень маленький и очень большой»

Образец: человек – человечек – человечище

Кулак,  нос,  голос, нога,   рука, сапог, хвост, усы,  клюв, глаза.

«Практическое употребление

предлогов: в, на, с(со), из, по, к, от»

Рыба живет … реке.  Вазу поставили … стол. Лена дружит …. Катей. Больной пришел  ….  врачу. Ребята шлепали  … лужам. Крот живет … земле. Гусеница ползает … ветке. Машина выехала… гаража. Заяц убежал … лисы.

Игра «Кто быстрее и правильнее?»

Голоден как…

Хитрый как …

Трусливый как …

Надулся как…

Упрямый как …

Нем как …

Работает как …

Изворотлив как …

Слова для справок: осел, заяц, уж, индюк, лиса, волк, вол

Практическое употребление предлогов

Ребенок выполняет различные действия по указанию

родителя и отвечает на вопросы.

Положи книгу на стол. Где лежит книга? (на столе)

Возьми книгу. Откуда ты взял книгу? (со стола)

Положи книгу в стол. Где она сейчас? (в столе)

Возьми ее. Откуда ты взял  книгу? (из стола)

Спрячь книгу под стол? Где она? ( под столом)

Вынь книгу. Откуда  ты ее вынул? (из-под стола)

«Прослушай предложение и ответь на вопрос»

Практическое употребление предлогов

Дети были в школе. Откуда пришли дети? (из)

Снег лежал на крыше. Откуда сбрасывали снег? (с)

Письмо было в ящике. Откуда взяли письмо? (из)

Маша гостила у бабушки. Откуда приехала Маша ?(от)

Воробей сидел на заборе. Откуда слетел воробей? (с)

Теплоходы пристают к пристани. От чего отходят теплоходы? (от)

Валя гостила в Москве. Откуда вернулась Валя? (из)

Посуду поставили на стол. Откуда убрали посуду? (со)

Мальчик зашел за дом. Откуда вышел мальчик? (из-за)

Кошка залезла под стол. Откуда вылезла кошка? (из-под)

Человек завернул за угол. Откуда вышел человек? (из-за)

Вставить предлог и изменить окончание

 «Скажи правильно»

Пальто висит … (шкаф). Птенец выпал … (гнездо). Самолет летит … (лес). Огурцы лежат… (корзина). Туфли стоят… (кровать). Ваза стоит … (печенье). Автобус подъехал … (остановка).    Достань тапочки  … (диван).

«Выбрать для рыбки, лягушки и бабочки

правильное действие» (глагол)

  • Рыбка к камню (отплыла или подплыла),

        от берега (переплыла или отплыла)      

        всю реку (вплыла или переплыла).

Бабочка к цветку (отлетела или подлетела)

       с ветки на цветок (облетела или перелетела),

       в комнату (подлетела или влетела).

  • Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула),

        с бревна (отпрыгнула или спрыгнула),

        на бревно (выпрыгнула или запрыгнула).

Взрослый начинает предложение,

а ребенок заканчивает

Чашка стоит на ...

Ваня сидит на ...

Картина висит на ...

Кошка сидит на ...

Уронили мишку на ...

Цветы стоят на ...

Мы пойдем гулять на ...

Посуду мы ставим в ...

Суп мама варит в ...

Компот можно налить в ...

Дети ходят в ...

Коля взял флажок в ...

Хорошо гулять в ..., а купаться в ...

Витя попал мячом в ...

Дети пошли по...

Машины едут по...

Птица летит над...

Полку повесили над ...

Облака плывут над ...

Пароход плывет по ...

Мы дошли до ...

Мы повернули за ...

Дом стоит за ...

Мальчик пошел за ...

Он остановился перед ...

Собака сидела перед ...

«Выбери правильный ответ»

На лошади мы скачем ….. скакаем.

Руками  мы махаем … машем.

Книгу мы на стол ложим  ….. кладем.

Цветы мы садим …. сажаем.

На грядке растет много помидор … помидоров.

В ящике лежит много носок …. носков.

«Как правильно?»

Много помидоров или помидор?

Компот из яблок или яблоков?

Купи носков или носок?

Всем хватило полотенец или полотенцев?

Хочется апельсинов или апельсин?

Пять пар чулок или чулков?

По телефону мы звоним или звоним?

Книгу в сумку я кладу или ложу?

Волосы мы стригем или стрижем?

Заяц от лисы убежал или убег?

Юля задачку поняла или поняла?

Рома задачу понял или понял?

«Кто кем был?»

Цыпленок – яйцом

Лошадь – жеребенком

Корова - теленком

Бабочка – гусеницей

Хлеб – мукой

Овца – ягненком и т.д.

 «Закончи  предложение»

(согласование сущ-х с числительными)

Три шара, а пять …

Три ложки, а пять …

Четыре пуговицы, а десять …

Одна конфета, а пять…

Один дом, а два …

Один лоб, а два …

Два уха, а шесть …

Одно зеркало, а семь…

Один лев, а три…

Один стол – пять столов

Один шарф – пять шарфов

Один жук – пять жуков

Одно платье – пять платьев

Один заяц – пять зайцев

Один палец – пять пальцев

Одна мышь – пять мышей.

Одна лодка – пять лодок.

Одна булка – пять булок

Одна масленка – пять масленок

Одна майка- пять маек

Одна ручка- пять ручек

Одна кошка – пять кошек

Один цыпленок – пять цыплят

Одни жеребенок – пять жеребят

Один теленок – пять телят

Одни тигренок – пять тигрят

Один котенок – пять котят

Одни мышонок – пять мышат

Один утенок – пять утят

Одна шляпа – пять шляп

Одна обезьяна – пять обезьян

Одна  собака – пять собак

Одна лиса – пять лис

Одна люстра – пять люстр

Одно зеркало – пять зеркал

Научить детей образовывать

существительные в род. пад. ед. и мн. ч.

«Правильно я сказала? Исправь!»

Выпей стакан (кисель). Добавь ложку (масло). Отрежь ломтик (хлеб). Возьми кусок (пирог). Набери корзину (малина). Принеси ведро (вода). Набери корзину (грибы).На столе лежит много (яблоки).На лугу пасутся

много (гуси).

Закрепить согласование прилагательных

с существительными в роде.

«Правильно ли я сказала ? Исправь!»

Синий озеро. Соленый море. Ранний весна. Горячее чай. Густая лес. Осенний небо. Быстрая речка. Сочный морковь. Красный яблоко. Синий ведро. Круглый окно.

Новый мяч.

Словесная игра: «Скажи, какое

 предложение правильное, а какое нет?»

Взошло солнце, потому что стало тепло.

Стало тепло, потому что взошло солнце.

У Оли был день рождения, потому что ей подарили куклу.

Оле подарили куклу, потому что у нее был день рождения.

Грачи прилетели, потому что пришла весна.

Пришла весна, потому что прилетели грачи.

Костер погас, потому что стало холодно.

Стало холодно, потому что костер погас.

Птица кричит «ку-ку», потому что ее назвали кукушкой.

Птицу назвали кукушкой, потому что она кричит «ку-ку»

«Найди быстро ошибку»

На улице льет (осень) дождь.

Какой льет на улице дождь? Осенний  и т.д.

Дует теплый (весна) ветер.

У причала стоит маленький (река) трамвай.

Наступил первый (зима) день.

Папа купил сыну (воздух) шар.

На полях собрали (богатство) урожай.

«Верно или неверно»

  1. яблоки растут на березе
  2. петух снес яйцо
  3. число 5 больше числа 4
  4. коровы летают очень низко
  5. зайцы живут в лесу
  6. воробей – насекомое
  7. таракан – птица
  8. диван – домашнее животное
  9. у любого слона есть хобот
  10. у коровы есть рога
  11. у белки шесть лап
  12. На деревьях растут овощи
  13. На деревьях растут фрукты
  14. Грибы и ягоды растут в лесу
  15. Зубы нужно чистить 10 раз в день
  16. Кошки и мышки – большие друзья

Надо придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару

Окунь – рыба, а ромашка - …

Морковь – огород, а грибы - …

Часы – время, а градусник – температура

Глаз – зрение, а уши – слух

Добро – зло, а день – ночь

Утюг – гладить, телефон – звонить

Голубь – птица, а василек - …

Огурцы – грядка, а шишки - …

Самолет – пилот, а машина – шофер

Радио – слух, а телевидение – зрение, смотреть

День – ночь, а белое – черное

Заяц – животное, щука – рыба

Грибы – лес, пшеница – поле

Школа – учитель, больница – врач

Фонарь – светить, карандаш – рисовать

Длинное – короткое, а лето - зима

«Игра «Да и нет не говорите  и цвета не называйте»

Надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова «да» и «нет» и нельзя называть никакие цвета

  1. Кошки живут в воде? – Кошки не живут в воде и т.д.
  2. Летом небо какое?
  3. Вода мокрая?
  4. Взрослые любят играть?
  5. Ты мальчик?
  6. Какие ты любишь яблоки?
  7. На тебе одежда прозрачная?
  8. Снег черный?
  9. Летом трава какая?
  10. Крокодилы летают?
  11. Холодильник какой?

Уточнить названия  детенышей        животных и птиц.

«Кто у кого?»    

У   утки – утенок     собаки – щенок

курицы – цыпленок     овцы – ягненок            

кошки – котенок       зайца – зайчонок      

коровы – теленок      медведя – медвежонок

лошади – жеребенок    свиньи – поросенок  

гуся – гусенок        козы – козленок

у тигра – тигренок             льва – львенок

слона – слоненок                лисы – лисенок

мышки – мышонок                осла – осленок

вороны – вороненок             орла – орленок

кролика – крольчонок        белки – бельчонок

индюка – индюшонок             лягушки -лягушонок

  1. «У кого какие детеныши?»

Котенок у ……       козленок   у ………

Щенок у ………        поросенок  у ……

Ягненок  у ……      теленок  у ………

Зайчата  у ………     бельчата  у ……

Волчата  у ………     медвежата  у  ……

Цыплята  у ………     утята  у  ………

Гусята  у  ………     совята  у ………

Галчата   у………     скворчата  у ………          

Научить ребенка определять

предмет по названиям его составных частей.  

Кузов, кабина, колеса, руль, дверцы, мотор – груз.машина

Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни – дерево      

Лоб, щеки, брови, подбородок, нос, губы, ресницы, виски - лицо.

Воротник, петля, манжет, пуговица, карман - одежда

Ножки, сиденье, спинка-стул

Клюв, хобот, когти, перья, хвост, грива, шерсть - животные

«Продолжите!» (части – целое)

Перья, клюв,…

Ствол, корень,…

Голова, руки,…

Мотор, колеса,…

Рукава, карманы,…

Окно, крыша,…

Назовите части, которые составляют целое

Стул… (спинка, сиденье, ножки)

гриб…             куртка…

корова…           петух…

человек…          город…

  1. «Отгадай загадку»

Образец: пугливый, беленький, маленький. Кто (что) это?

Лиса хитрая, умная, рыжая. Волк серый, злой, хищный. Белка рыженькая, пугливая, прыгучая. Ежата маленькие, серенькие, колючие. Олень серый, рогатый, красивый. Солнце яркое, жаркое, ласковое. Арбуз вкусный, алый, сочный. Медведь бурый, косолапый, неуклюжий. Яблоко спелое, красное, сладкое. Береза белоствольная, высокая, стройная.

 «Как сказать ласково?» 

  1. Образование существительных

С  уменьшительно-ласкательными суффиксами.

корова-коровка

Бык – бычок               собака – собачка

Лошадь – лошадка          осел – ослик

Конь – конек              козел – козлик

Овца – овечка             свинья – свинка

Баран – баранчик          кошка – кошечка

  1. «Купим малышу не большие

предметы, а маленькие»

не тарелку, а  тарелочку,

не рубаха, а  …

не ботинку, а …

Не кровать, а …

Не подушку, а…

Не платье, а …

Не туфли, а …

Уточнить названия отдельных действий,

связанных с животными, птицами, насекомыми.  

Кошка – мяукает       петух -  кукарекает

Корова – мычит        голубь – воркует

Собака – лает         кукушка – кукует

Конь – ржет           ворона – каркает

Курица – кудахчет     кузнечик – стрекочет

Соловей – поет        воробей – чирикает

Гусь – гогочет        комар – пищит

Коза блеет

Свинья хрюкает

Тигр рычит

Волк воет

Медведь ревет

Змея шипит

Лягушка квакает

Утка крякает

Уточнить названия отдельных действий,

связанных с животными, птицами, насекомыми.

Тигр рычит, корова мычит, змея шипит, комар пищит, а жук жужжит.

Лошадь ржет, коза блеет, медведь ревет, а соловей поет

Свинья хрюкает, кошка мяукает, лягушка квакает, а утка крякает.

Ворона каркает, кукушка кукует, а голубь воркует.

Волк воет, а собака лает.

кошка– мяукает       петух -  кукарекает

корова – мычит       коза - блеет

собака - лает        кукушка - кукует

конь  - ржет         ворона – каркает

курица - кудахчет    кузнечик – стрекочет

воробей – чирикает   свинья  - хрюкает

гусь - гогочет       тигр  - рычит

медведь - ревет      змея   -  шипит

лягушка – квакает    утка - крякает

Закончи предложение:

Лягушка квакает.

Козленок …

Теленок…

Собака…

Кошка…

Волк…

Слон…

Тигр…

Мышь…

Медведь… ревет

«Подскажи словечко»

Ворона каркает, а воробей …

Сова летает, а кролик …?

Петух  кукарекает, а курица …?

Лягушка квакает, а лошадь …?

Отгадай: кто это или что это?

Грызет, лает, светит, роет, бегает, мелет, шелестит,

Жужжит, тикают, дует, едет, летит, стоит, греет, лежит

Подбери предмет, подходящий по смыслу

красивое…                        новое…

теплое…                        спелое…

веселое…                        молодой…

добрый…                        злой…

старый…                        низкая…

чистая…                        пустая…

Кто как передвигается?

Лягушка…                        птица…

Змея…                        рыба…

Конь…  скачет                слон…   ходит

Заяц… прыгает                человек…

Лягушка -  скачет

Птица   -  летает

Уж      -  ползает

Рыба    -  плавает

Конь    -  скачет

Слон    -  ходит

«Кто как ест?»

Курица – клюет

Кошка – лакает

Белка – грызет

Корова – жует

«Отгадай»

жужжит, жалит?

Жует, мычит?

Прыгает, квакает?

Лает, прыгает?

Лакает, мурлычет, ласкается?

Бегает, возит, ржет?

Закончи предложение;

  1. Жужжать может…   муха,…  свистеть может …

Реветь может… самолет,…  хохотать может …

Пыхтеть может… ежик,…    скрипеть может …

Бормотать может …       тарахтеть может…

Греметь может …         гудеть может…

Придумай предложение со

следующими словосочетаниями. (Справка:

предложение – это когда много слов, и они

дружат между собой)

забавный котенок        веселая песня

полная корзина                спелая клубника

белый пароход                колючий куст

Подбери подходящее по смыслу слово.

Машина  … мимо дома

К нам в гости … бабушка   (приехала, проехала)

Самолет сделал …  

В Москве пассажиры сделают (посадку, пересадку)

С деревьев … листья.

Птицы … на юг (улетают, слетают)

«Один - много»

Изменение слов по числам.

душистый ландыш -     лесное озеро-

полное ведро -        острая пила –

чистое стекло -       птичье перо –

большое дупло -       лесной заяц –

«Один – несколько»

коза – козы          поезд – поезда

чашка -              море –

карандаш -           ведро –

муравей -            зеркало-

стул -               лист –

крыло -              перо –

«Много – один»

Ребенок называет слово в единственном числе.

Коты – кот                рты – рот

мосты – мост                дома – дом

Кроты -                        глаза –

Слоны -                        кусты –

Блины -                        столы –

Полы -                        духи – духи

Рубли -                         зонты –

 «Один – много »

Лев – львы             щенок – щенята

Орел – орлы            поросенок – поросята

Воробей – воробьи      теленок – телята

Коза – козы            ежонок – ежата

Свинья – свиньи        жеребенок- жеребята

Крыло – крылья         котенок -  котята

Перо – перья           бельчонок – бельчата

Гнездо – гнезда        цыпленок - цыплята

   

Стол – столы                шкаф – шкафы

Двор – дворы                стакан – стаканы

Плащ – плащи                грач – грачи

Вещь – вещи                тетрадь – тетради

дом – дома       носорог - носороги

Глаз – глаза                город – города

Провод – провода        холод – холода

Стул – стулья        дерево – деревья

Лист – листья        носок – носки

Чулок – чулки        кусок – куски

День – дни                лоб – лбы

Пень – пни                сон – сны

Ухо - уши

Научить  ребенка образовывать

сущ-е  в род. падеже  ед.ч.  и мн. ч.

медведь – медведя – медведей

еж – ежа – ежей

гусь – гуся – гусей

пчела – пчелы – пчел

собака – собаки – собак

белка – белки – белок

волчонок – волчонка – волчат

поросенок - поросенка – поросят

щенок – щенка – щенят

цыпленок – цыпленка – цыплят

медвежонок – медвежонка - медвежат

«Закончи предложение»

Употребление существительных

во множественном числе.

В клетке сидел огромный лев

В клетках грозно рычали …(львы)

У вороны было сломано крыло

У орлов сильные …(крылья)

Пчела летит в улей

Пчелы летят  … (в ульи)

На ветке сидит бельчонок

По веткам прыгают …(бельчата)

«Найди общее»

  1. яблоко и груша
  2. тыква и огурец
  3. ворона и воробей
  4. диван и кресло
  5. куртка и пальто
  6. береза и клен
  7. ромашка и колокольчик
  8. девочка и мальчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в словесные игры

Своевременное и полноценное развитие речи в дошкольном детстве одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушен...

Консультация для родителей "Играем дома, играем в дороге в словесные игры"

Предлагается речевой материал для словесных игр, формирующих понятие "предложение", развивающие фонематическое восприятие, грамматический строй речи через прослушивание заведомо бессмысленного предлож...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Проект «В словесные игры играем – речь развиваем.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 г. Йошкар - Олы «Елочка»Название проекта «В словесные игры играем – речь развиваем.»Ин...

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....