Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему
Актуальность вопроса связана и с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno_prostranstvennaya_sreda_dlya_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32»
«Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста»
(выступление на городской конференции молодых педагогов
«Профессиональное становление молодого педагога в условиях введения в ФГОС»)
Подготовила:
Эренценова Светлана Валерьевна,
воспитатель группы раннего возраста
МКДОУ №32
г. Элиста-2015 г.
«Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста».
Наша дошкольная организация открылась 5 февраля 2015 года.
А первая группа раннего возраста, начала функционировать с 1 июня 2015 года.
Поэтому, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, стал для меня актуальным.
Актуальность вопроса связана и с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.
Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Создавая предметно-пространственную среду раннего возраста, я учитывала требования ФГОС, возрастные физиологические и психологические особенности ребенка, также, учитывала небольшое пространство группового помещения. Я старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Группа – это наш второй «дом», - это должно быть главной идеей при создании группы для малышей. Чтобы дети положительно-эмоционально реагировали на интерьер группы, старались максимально приблизить его к домашнему.
Раздевальная комната группы отдаленно напоминает раздевалку в традиционном представлении. Шкафчики окрашены в яркие цвета (красный, желтый, синий, зеленый), что дает возможность малышам легко находить свой «домик» для вещей. А еще на шкафчики наклеены разные картинки, которые малыши сами выбирали. На центральной стене малышей встречают бабочки и дерево с фотографиями детей. Малыши любят их рассматривать. Они радуются, когда находят себя, узнают своих друзей, называют их по имени. Это помогает снять эмоциональное напряжение, раскрепощает их, вызывает желание общаться.
В пространство раздевальной комнаты, гармонично вписывается «Центр физического развития», оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным физкультурным инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.
В групповом помещении расположен «Центр творчества и книги», поскольку раннее детство – период благоприятный для развития слухового восприятия, изобразительной деятельности, необходимо создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками, использования изобразительных материалов для того чтобы, развить творческие способности детей.
В «Центре творчества и книги» есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Также есть разнообразный изобразительный материал, который находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.
Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи кукольного театра. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.
Также в этом центре расположился уголок для чтения. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей раннего возраста, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.
Развитие детей раннего возраста во многом зависит от организации предметной среды. Малыши много времени проводят в групповом помещении, поэтому мы постарались создать такую обстановку, где детям интересно находиться. Помещение группы хоть и небольшое, но получилось эстетически привлекательным, развивающим, удобным и безопасным.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный «Центр игры» создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для игровых ситуаций «Уложим куклу спать», «Полечим куклу», «Напоим куклу чаем»».
Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и безопасен в использовании.
Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, коляски пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.
Важной задачей при организации предметно – пространственной развивающей среды детей раннего возраста является их сенсорное развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочной деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.
Наряду с фабричными пирамидками и различными вкладышами, мы предлагаем малышам пособия, которые изготовили собственными руками из бросового материала. Такие пособия как: «Подбери геометрическую фигуру», «Чудо-машины», «Веселый клоун», «Найди на ощупь», «Цветочная поляна», и панно для развития мелкой моторики рук «Наши руки не для скуки», доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем мире.
Также, дети познают элементарные действия со строительными деталями, запоминают и узнают детали по более характерным признакам и свойствам. В группе имеются как традиционный материал для строительных игр (пластмассовый цветной конструктор, так и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды), которые являются замечательными «кирпичиками» для построек. Они легки, устойчивы: формирует эстетическое восприятие, воображение, а также активно поощряем самостоятельность в использовании строительных материалов для преодоления у детей чувства неуверенности.
Таким образом, создание развивающих центров позволяет организовать предметно-пространственную среду наиболее рационально, учитывая основные направления развития ребенка второго- третьего года жизни и требования ФГОС, предметно-пространственная среда у нас получилась содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС
Задачи развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...
"Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей раннего возраста" март 2016 год
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9910869","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...
"Использование нестандартного оборудования в предметно-развивающей среде для развития детей раннего возраста"
Из опыта работы по использованию авторских дидактических пособий...
«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...
консультация "Влияние развивающей среды на развитие детей раннего возраста"
анализ работы кружковой работы...
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС...
Организация предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) в группе раннего возраста
В соответствии со Стандартом, одним из аспектов образовательной среды для ребѐнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающаяобразовательная среда.Требования к развивающей пре...