Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему

Эренценова Светлана Валерьевна

Актуальность вопроса связана и с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32»

«Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста»

(выступление на городской конференции молодых педагогов

«Профессиональное становление молодого педагога в условиях введения в ФГОС»)

Подготовила:

Эренценова Светлана Валерьевна,

воспитатель группы раннего возраста

МКДОУ №32

г. Элиста-2015 г.

«Предметно-пространственная среда для развития детей раннего возраста».

          Наша дошкольная организация открылась 5 февраля 2015 года.

           А первая группа раннего возраста, начала функционировать с 1 июня 2015 года.

Поэтому, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды в группе, стал для меня актуальным.                                                    

Актуальность вопроса связана и с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

Предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 

         Создавая предметно-пространственную среду раннего возраста, я учитывала требования  ФГОС, возрастные физиологические и психологические особенности ребенка, также, учитывала небольшое пространство группового помещения. Я старалась сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.

        Группа – это наш второй «дом», - это должно быть главной идеей при создании группы для малышей. Чтобы дети положительно-эмоционально реагировали на интерьер группы, старались максимально приблизить его к домашнему.

       Раздевальная комната группы отдаленно напоминает раздевалку в традиционном представлении. Шкафчики окрашены в яркие цвета (красный, желтый, синий, зеленый), что дает возможность малышам легко находить свой «домик» для вещей. А еще на шкафчики наклеены разные картинки, которые малыши сами выбирали. На центральной стене малышей встречают бабочки и дерево с фотографиями детей. Малыши любят их рассматривать. Они  радуются, когда находят себя, узнают своих друзей, называют их по имени. Это помогает снять эмоциональное напряжение, раскрепощает их, вызывает желание общаться.

В пространство раздевальной комнаты, гармонично вписывается «Центр физического развития», оснащенный оригинальными видами нестандартного оборудования, разнообразным  физкультурным  инвентарём, что позволяет детям упражняться в различных движениях, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость, что в полной мере реализует их потребность в двигательной активности.

В групповом помещении  расположен  «Центр творчества и книги», поскольку раннее детство – период благоприятный для развития слухового восприятия,  изобразительной деятельности, необходимо  создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками, использования  изобразительных материалов для того чтобы, развить творческие способности детей.

В  «Центре творчества и книги» есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Также есть разнообразный изобразительный материал, который  находится в свободном доступе, что позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение.

Любимые и знакомые сказки, потешки, прибаутки мы обыгрываем при помощи кукольного театра. Театрализованная игровая деятельность стимулирует эмоционально – речевое развитие и индивидуальные творческие способности детей.

Также в этом центре расположился уголок для чтения.  Так как развитие активной  речи является основной задачей развития  детей раннего возраста, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки.

Развитие детей раннего возраста во многом зависит от организации предметной среды. Малыши много времени проводят в групповом помещении, поэтому мы постарались создать такую обстановку, где детям интересно находиться. Помещение группы  хоть и небольшое, но получилось эстетически привлекательным, развивающим, удобным и безопасным.

        Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный   «Центр игры» создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

В свободном доступе для детей находятся атрибуты для игровых ситуаций «Уложим куклу спать», «Полечим куклу», «Напоим куклу чаем»».

Для поддержания интереса игровой деятельности, обеспечиваем сменяемость материала. Он соответствует возрасту и  безопасен в использовании.

Крупный строительный материал основных цветов, самосвалы, грузовики, легковые автомобили, коляски  пользуются большой популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в игровой и двигательной активности.

     Важной задачей при организации предметно – пространственной развивающей среды детей раннего возраста является их сенсорное развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочной деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных  способностей, прежде всего, необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны.

   Наряду с фабричными пирамидками и различными вкладышами, мы предлагаем малышам пособия, которые изготовили собственными руками из бросового материала. Такие пособия как: «Подбери геометрическую фигуру», «Чудо-машины», «Веселый клоун», «Найди на ощупь», «Цветочная поляна», и панно для развития мелкой моторики рук «Наши руки не для скуки», доступны для детей. Они яркие, разнообразные, а также  полифункциональные т. к. при их использовании одновременно решаются задачи по развитию речи, сенсорному развитию и расширяются представления детей об окружающем  мире.

  Также, дети познают элементарные действия со строительными деталями, запоминают и узнают детали по более характерным признакам и свойствам. В группе имеются как традиционный материал для строительных игр (пластмассовый цветной конструктор, так и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды), которые являются замечательными «кирпичиками» для построек. Они легки, устойчивы: формирует эстетическое восприятие, воображение, а также активно поощряем самостоятельность в использовании строительных материалов для преодоления у детей чувства неуверенности.

Таким образом, создание развивающих центров позволяет организовать предметно-пространственную среду наиболее рационально, учитывая основные направления развития ребенка второго- третьего года жизни и требования ФГОС, предметно-пространственная среда у нас получилась содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная развивающая среда » во II гр. раннего возраста с учетом требования ФГОС

Задачи  развивающей средыОхрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;Эмоциональное благополучие каждого ребенка; Интеллектуальное развитие;Создание ...

"Влияние предметно-пространственной среды на развитие детей раннего возраста" март 2016 год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9910869","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

«Предметно-пространственная развивающая среда во второй группе раннего возраста с учетом требований ФГОС ДО»

Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым.По...

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС...

Организация предметно-пространственной развивающей среды (ППРС) в группе раннего возраста

В соответствии со Стандартом, одним из аспектов образовательной среды для ребѐнка дошкольного возраста является предметно-пространственная развивающаяобразовательная среда.Требования к развивающей пре...